Недавно мне довелось представлять платформу Microsoft Unified Communications на мероприятии, спонсорами которого были Microsoft и Windows IT Pro. Основной акцент в наших презентациях был сделан на практических вопросах развертывания технологий объединенных коммуникаций (UC) Microsoft, в том числе средств единой обработки сообщений Exchange Server 2007 и Office Communications Server (OCS) 2007. Одно из условий развертывания — простое, но тем не менее трудновыполнимое: как соединить эти программные компоненты с внешним миром? Ответ зависит от характеристик корпоративной АТС, версии программы и множества других факторов.

Однако многих посетителей интересовал еще более простой вопрос: как с наименьшими затратами начать экспериментировать с новой платформой? Здесь существует несколько вариантов решения, в зависимости от задач потребителя. В первую очередь рассмотрим программное обеспечение.

Очевидно, чтобы эффективно протестировать или начать пилотный проект с использованием Exchange 2007 UM с OCS 2007, необходимо прежде всего приобрести эти продукты. Пробные версии Exchange 2007 можно получить тремя способами. Во-первых, можно загрузить образ виртуального жесткого диска (VHD) с готовой инфраструктурой Exchange, настраиваемой для конкретного применения. Во-вторых, компания Microsoft предлагает пробную учетную запись, размещенную на сервере Unisys. С ней можно экспериментировать, не прибегая к самостоятельному развертыванию. В-третьих, можно загрузить пробную 32- или 64-разрядную версию Exchange 2007 и установить ее на собственных физических или виртуальных серверах. Если нужно построить тестовую установку UC, то третий вариант — лучший, поэтому в первую очередь следует построить сервер Exchange 2007 с серверными ролями Mailbox, Hub Transport, Client Access и UM, а затем загрузить и установить бета-версию Exchange 2007 SP1.

На самом деле это второй этап (первый — сформировать экспериментальную инфраструктуру Active Directory, AD). Конечно, для тестирования нужен полностью независимый лес, хотя в некоторых случаях удается задействовать лес ресурсов, связанный соответствующими доверительными отношениями с производственным лесом.

Как подключить Exchange к телефонной системе? АТС с протоколом Session Initiation Protocol (SIP) over TCP напрямую взаимодействует с Exchange. Например, Mitel 3300 IP Communications Platform и Nortel Communication Server 1000 изначально готовы к работе с Exchange; вероятно, существуют и другие системы с такими возможностями. Однако проблему подключения к корпоративной АТС можно обойти с помощью недорогого шлюза FXO/FXS. Шлюз Foreign Exchange Office (FXO) преобразует обычные коммутируемые телефонные линии в потоки VoIP, а шлюз Foreign Exchange Station (FXS) выполняет обратную операцию. Эти две функции почти всегда объединяются в одном устройстве, которое преобразует обычные аналоговые телефонные линии в потоки SIP-данных для Exchange и OCS. Однако такие шлюзы — не корпоративные АТС, поэтому в них нет возможностей уровня АТС. Например, их можно запрограммировать на прием вызовов через аналоговые порты и направлять их в Exchange или OCS, но вызовы нельзя переключать между расширениями, и возможности перенаправления звонков ограничены.

В продаже имеется несколько шлюзов FXO/FXS, как видно из списка поставщиков, опубликованного по адресу voip-info.org (http://www.voip-info.org/wiki/index.php?page=VoIP%20Gateways ). Список не полный, так как в нем указано одно широко распространенное семейство продуктов Microsoft UC, AudioCodes, но пропущены по крайней мере два других, Dialogic и Quintum Technologies. Я работал с 8-портовым шлюзом Dialogic DMG1008. Можно сэкономить, выбрав не столь крупное устройство, например AudioCodes MP114 или Dialogic 1004. Выбирайте модель с двумя линиями, такую как AudioCodes MP112 (в устройстве реализованы только функции FXS, но его можно использовать для маршрутизации исходящих звонков с помощью OCS 2007).

Пока при рассмотрении OCS 2007 был описан лишь аспект развертывания тестовой установки объединенных коммуникаций, относящийся к Exchange UM. Давайте рассмотрим, как провести тестирование OCS 2007. Важное замечание: если среда Exchange 2007 UM развернута и функционирует, значит, больше половины дела уже сделано.

OCS 2007 можно развернуть на той же платформе, но сначала необходимо ответить на вопрос: нужны ли возможности голосовой связи?

Нет сомнений, что программный VoIP реализует одну из самых привлекательных возможностей во всем семействе продуктов Microsoft, и вряд ли прогнозы компании относительно потенциальной экономии и увеличения производительности ошибочны. Однако не следует забывать старую поговорку о том, что следует научиться ползать, прежде чем начинать ходить. Из бесед с администраторами Exchange со всего мира я вынес ясное впечатление, что корпоративные функции VoIP отпугивают своей сложностью.

В действительности OCS 2007 ненамного сложнее, чем Exchange. Как отметил Джим Макби, OCS просто отличается от Exchange — продукта, тщательно изученного администраторами за долгие годы. Как и Exchange, OCS очень просто развернуть и управлять им на единственном сервере. Во многих случаях дополнительные серверы не нужны: OCS 2007 Standard Edition обслуживает от 4000 до 5000 пользователей на одном сервере с достаточными ресурсами, на котором могут работать и компоненты сбора информации о присутствии, мгновенного обмена сообщениями (IM), конференций и голосовой связи. Но если требуется предоставить доступ к этим функциям пользователям за пределами брандмауэра, необходимо ввести на отдельном компьютере роль Access Edge Server сервера OCS. Кроме того, для повышения надежности необходимо перейти к версии OCS 2007 Enterprise Edition.

Самый простой способ развертывания, связанный с минимальными затратами, — подготовить один сервер OCS 2007 Standard Edition для конференций, сбора сведений о присутствии и мгновенного обмена сообщениями и отказаться от голосовых возможностей. У потребителей, заинтересованных в голосовых функциях, есть два варианта: не добавляя никаких компонентов, использовать Microsoft Office Communicator 2007 или совместимое оборудование, например Polycom CX, для звонков другим пользователям OCS или добавить OCS Mediation Server и соответствующий шлюз, чтобы связать OCS 2007 с традиционными АТС предприятия и городской телефонной сетью.

OCS Mediation Server — связующее звено между шлюзом или корпоративной АТС и OCS. Как и при работе с Exchange, можно начать с простого двухпортового шлюза FXO/FXS. В сочетании с Exchange UM и OCS в такой конфигурации можно использовать UM, чтобы отвечать на звонки (в том числе в режиме автоответчика) и одновременно направлять входящие звонки клиенту Communicator. Исходящие звонки можно передавать в Communicator или другие устройства, размещаемые на сервере OCS.

Функциональность такой системы уступает полной корпоративной АТС, в частности по перенаправлению звонков, но тем не менее ее возможности на удивление широки. Например, автоответчик Exchange может отвечать на телефонные звонки, а затем пересылать вызовы в конечный узел Communicator с набором номера по имени. Для лаборатории (и даже малого предприятия или домашней системы) такой уровень функциональности вполне приемлем.


Поль Робишо - Главный инженер компании 3sharp, имеет сертификаты MCSE и звание Exchange MVP. Автор нескольких книг, в том числе The Exchange Server Cookbook (Издательство O’Reilly and Associates), и создатель Web-узла http://www.exchangefaq.org .
troubleshooter@robichaux.net