Устройства Research in Motion (RIM) BlackBerry – просто необходимый инструмент для сотрудников некоторых предприятий. Как отмечалось в статье «Переход на новый BES», http://www.osp.ru/win2000/2006/04/2637585/, многие администраторы считают BlackBerry Enterprise Server (BES) незаменимым компонентом ИТ-службы. В той статье были приведены советы и рассказано о способах решения задач, связанных с BlackBerry; в частности, о методах перенаправления электронной почты, мониторинга соединений и протоколирования. В данной статье рассматривается несколько источников ценных данных (как о пользователях, так и об устройствах) для администрирования BlackBerry.
Пользовательская статистика
Наряду с журналами BES, пользовательская статистика - важный источник информации, к которому необходимо периодически обращаться. В частности, особого внимания заслуживают два типа пользовательских статистических данных: число сообщений, ожидающих доставки, и время последнего контакта с карманным устройством. Первый из них дает число сообщений в очереди BES-сервера для доставки в карманное устройство. Второй показывает последний момент, когда BES-сервер получил подтверждение доставки или команду от карманного устройства. Оба типа статистических данных можно увидеть в BlackBerry Manager (Экран 1). В столбце Pending показано число сообщений, ожидающих доставки, а в столбце Last contact time - время последнего контакта.
Экран 1. Пользовательская статистика в BlackBerry Manager |
Число сообщений, ожидающих доставки. Этот показатель важен, так как влияет на производительность. При поступлении сообщений, предназначенных для карманного устройства, сервер BES передает в беспроводную сеть только пять сообщений для каждого устройства за один раз. Все остальные сообщения помещаются в очередь. Например, если получено восемь новых сообщений, то пять направляются в узел Server Routing Protocol (SRP) для доставки в карманное устройство, а три остаются в очереди BES. Два механизма сервера BES - Notification и Rescan - обнаруживают в почтовом ящике «Входящие» новые сообщения, которые требуется поместить в очередь доставки.
* Notification - функционирует точно так же, как в Outlook. Когда поступает новое сообщение, Exchange оповещает зарегистрированного клиента MAPI о появлении нового объекта в почтовом ящике «Входящие», и агенты прочитывают и обрабатывают его.
* Rescan - агенты периодически проверяют все сообщения в почтовом ящике «Входящие», и серверу BES известно обо всех новых сообщениях. BES выполняет эту функцию, потому что в механизме оповещения используются дейтаграммы UDP. Доставка пакетов UDP, в отличие от пакетов TCP, не гарантируется, поэтому они могут пропасть или потеряться. Механизм Rescan исключает пропажу сообщений.
Если отсутствует связь с карманным устройством, то сообщения не доставляются, и BES не может передать сообщения в беспроводную сеть. Число сообщений, ожидающих доставки, имеет важное значение; если накапливается много сообщений, то BES будет тратить время, чтобы повторно проверить и подтвердить наличие сообщений в очереди доставки. Если доставки ожидает много сообщений, то общее время доставки увеличивается. Быстрый рост числа сообщений, ожидающих доставки, может свидетельствовать о неполадках связи, но чаще указывает на то, что большое число устройств просто не подключено к беспроводной сети. Например, в длинные выходные и в сезон отпусков пользователи часто не перезаряжают батареи своих устройств в течение нескольких дней. Когда заряд батареи падает ниже определенного уровня, отключается радиопередатчик устройства, и сервер начинает помещать сообщения в очередь.
Мне приходилось видеть интенсивно используемые серверы, в которых ожидало доставки 50 000 и 80 000 сообщений; в обычный день средний показатель составлял около 25 000 сообщений. Сотрудники этого предприятия активно пользовались электронной почтой, поэтому такие результаты - не катастрофические. После семи дней ожидания срок хранения сообщения закончится, и оно будет удалено из очереди. Чтобы определить подходящие параметры очереди для конкретного предприятия, необходимо отслеживать число ожидающих доставки сообщений в течение нескольких месяцев. Для этого можно экспортировать пользовательскую статистику с помощью BlackBerry Manager, а затем передать данные в Microsoft Excel для анализа. Полезен также инструментарий из набора ресурсов BlackBerry Enterprise Server Resource Kit (http://www.blackberry.com/support/downloads/resourcekit.shtml).
В комплект ресурсов входит инструмент под названием pending.exe, который просматривает журналы отладки и генерирует отчет. Если обнаружены пользователи с постоянно высоким показателем ожидающих сообщений, то можно, по крайней мере, объяснить им, что в общих интересах -- своевременно заряжать устройства BlackBerry. С помощью этого инструмента можно даже выяснить, что используемый сотрудником провайдер беспроводной связи не обеспечивает надежного подключения в определенных районах, и в результате теряется связь.
Время последнего контакта. Этот показатель может пригодиться для идентификации пользователей, которые не работали со своими устройствами BlackBerry в течение длительного времени. На Экране 1 можно увидеть не только количество часы и минуты со времени последнего зарегистрированного контакта, но и число дней (если связь с устройством отсутствовала более 24 часов). Рекомендуется анализировать статистику один раз в неделю, идентифицировать устройства, связь с которыми отсутствует в течение более 21 дня, а затем обращаться к пользователям этих устройств, чтобы устранить возможные неполадки с BlackBerry.
Мне приходилось встречаться с владельцами устройств BlackBerry, один из которых не выходил на связь шесть месяцев, а другой 2 года! Первый почтовый ящик принадлежал сотруднику, который уволился из организации, но администраторам Exchange об этом никто не сообщил. Во втором случае руководитель использовал свое устройство BlackBerry только в "критических ситуациях", а в остальное время никогда не вынимал его из ящика стола (и даже тогда не перезаряжал батарей). Сервер BES не только тратил ресурсы, продолжая обслуживать эти почтовые ящики, но и выделял время в эфире, которое не использовалось.
В большинстве случаев бездействующие пользователи отвечают, что устройство просто отключено или нужно перезарядить аккумулятор. Иногда поступают сообщения, что устройство вышло из строя или потеряно. Помимо снижения производительности, существует три весомых причины для изучения собранной информации, совершенно не связанные с возможным желанием руководства передать конкретное устройство BlackBerry другому, более нуждающемуся в нем сотруднику.
Первая из них - безопасность. Известно ли пользователям, где находятся их устройства? Если устройство не защищено паролем, то данные организации могут подвергнуться опасности, когда несанкционированный пользователь найдет и включит или зарядит потерянное карманное устройство. Вторая причина - бюджет. Предприятию приходится платить за время в эфире, даже если устройства не используются. Третья причина - критические ситуации. В планах многих организаций предусмотрено использование устройств BlackBerry в критических и аварийных ситуациях. Устройство, с которым нельзя установить связь из-за недостаточного заряда батарей, в критической ситуации может оказаться бесполезным. Кроме того, если периодически не проверять устройства, они могут вообще потерять работоспособность.
Отчеты об устройствах
Службы управления и безопасности часто требуют, чтобы ИТ-специалист, наряду с исполнением обязанностей архитектора и администратора, готовил подробные отчеты об инфраструктуре BlackBerry. Например, однажды меня попросили - прежде чем я успел назначить параметры с помощью ИТ-политик BlackBerry - определить, сколько сотрудников соблюдают правила организации для паролей карманных устройств. Кроме того, управляющие имуществом часто просят составить списки сотрудников, которые используют устройства BlackBerry, с указанием изготовителя, модели, серийного номера, номера телефона и оператора беспроводной связи.
До появления BES 4.0 собрать такую информацию было бы трудно, а сопровождение в течение длительного времени потребовало бы полной занятости, но теперь задача упростилась. В BES 4.0 появился инструмент BlackBerry Handheld Configuration Tool (см. Экран 2). Он обеспечивает массовое обслуживание и настройку конфигурации карманных устройств, а также развертывание приложений через беспроводные каналы связи. В интерфейсе инструмента отображается подробная информация об устройствах, как показано на Экране 2. В Таблице 1 перечислены поля, которые выводятся на экран. С помощью функции экспорта информацию об устройствах можно сохранить в текстовом файле. По умолчанию, экспортные данные содержатся только в полях User Name, PIN, Handheld Model, Memory, BlackBerry Version и Phone Number. Чтобы экспортировать данные, следует сначала щелкнуть на кнопке Explorer view, чтобы получить доступ к режимам управления: Ports, Handhelds и Software Configurations. Нужно выбрать вариант Handhelds. На экране появятся все карманные устройства в инфраструктуре BlackBerry, наряду с перечисленными выше основными полями.
Экран 2. Инструмент BlackBerry Handheld Configuration Tool |
Фокус с экспортом
Чтобы экспортировать другие данные, можно воспользоваться недокументированным приемом: щелкнуть правой кнопкой мыши на заголовке столбца и добавить необходимые поля. После этого следует закрыть инструмент BlackBerry Handheld Configuration Tool и вновь открыть его. При запуске утилита считывает файл конфигурации и определяет заголовки, которые нужно отобразить и экспортировать. Хотя заголовки столбцов были изменены, файл конфигурации не обновляется до выхода из приложения, поэтому необходимо закрыть и перезапустить утилиту, чтобы экспортировать все выбранные поля.
Если выбрано одно или несколько устройств, то на экране появится напоминающая браузер ссылка Export Asset Summary Data. Для экспорта данных одного устройства следует выделить его и щелкнуть на ссылке. Чтобы экспортировать данные для всех устройств, нужно выбрать первое карманное устройство в списке, нажать клавиши Shift+Ctrl+End (выделяет все карманные устройства) и щелкнуть на ссылке. После щелчка на Export Asset Summary Data необходимо указать папку и имя файла, а затем щелкнуть на кнопке Save.
Нельзя экспортировать данные из командной строки, так что для автоматизации экспорта данных этого типа придется применить запросы SQL или призвать на помощь знакомого администратора баз данных. Все данные, экспортируемые с использованием функции Export Asset Summary Data, сохраняются в базе данных BESMgmt и доступны через запросы SQL. Потребуется работать с таблицами UserConfig и SyncDeviceMgmtSummary.
Важнейшие задачи специалиста по BlackBerry в компании: извлечь пользовательскую статистику из BlackBerry Manager и получить детальные сведения об устройствах с помощью инструмента BlackBerry Handheld Configuration Tool. Карманные устройства все более широко применяются в ИТ-инфраструктуре, и приведенные в данной статье советы, надеюсь, помогут овладеть искусством управления парком BlackBerry на предприятии.
Таблица 1. Информационные поля устройства
Отображаемое имя | Описание | Имя таблицы и поля SQL |
BlackBerry Version | Версия прикладной программы карманного устройства (например, 4.0.0.160) | SyncDeviceMgmtSummary и AppsVer |
Carrier | Число, указывающее провайдера беспроводной связи, который предоставил устройство, (например, 101 = AT&T Wireless, 103=Nextel) | SyncDeviceMgmtSummary и VendorID |
Handheld Model | Модель BlackBerry (например, 7520, 6710) | SyncDeviceMgmtSummary и ModelName |
Home Network | Название оператора беспроводной сети (например, Nextel) | SyncDeviceMgmtSummary и HomeNetwork |
IT Policy Name | Имя ИТ-политики, назначенной устройству | SyncDeviceMgmtSummary и ITPolicyName |
IT Policy Time | Время, когда ИТ-политика была загружена в устройство | SyncDeviceMgmtSummary и ITPolicyTime |
Memory | Общая емкость флэш-памяти в устройстве | SyncDeviceMgmtSummary и FlashSize |
Phone Number | Номер телефона, назначенный устройству | SyncDeviceMgmtSummary и PhoneNumber |
Platform Version | Версия операционной системы устройства (например, 1.4.0.27) | SyncDeviceMgmtSummary и PlatformVersion |
Security Password | Отображает Yes или No, чтобы указать, установлен ли в устройстве пароль | SyncDeviceMgmtSummary и PasswordEnabled |
Serial Number | Серийный номер устройства | SyncDeviceMgmtSummary и IMEI |
PIN | BlackBerry PIN-номер устройства | UserConfig и PIN |
User Name | Отображаемое имя почтового ящика, связанного с этим устройством | UserConfig и DisplayName |
Server Name | Имя сервера BlackBerry, который выполняет перенаправление для этого устройства | ServerConfig и ServiceName |
Network Type | Сеть, к которой подключено устройство (например, GPRS, iDEN, Mobitex) | Не хранится в SQL, а извлекается из PIN |