Предварительно оцените преимущества в условиях своей программной среды
Подготовка и управление настольными системами — широкая тема, и, чтобы раскрыть ее полностью, потребуется не одна статья. Это предварительное исследование положит начало серии взаимосвязанных статей, которые будут публиковаться в рамках всестороннего анализа данной темы. Следите за отдельными материалами, посвященными конкретным темам подготовки и управления настольными системами, которые здесь затрагиваются лишь вкратце.
Подготовка и управление настольными системами — «ахиллесова пята» сетевого администратора. Управление сетью даже среднего размера, в которой функционирует несколько рабочих станций, доставляет множество хлопот. При отсутствии автоматизированных инструментов управления установка обновлений для действующих приложений может оказаться весьма обременительной задачей.
На рынке существует множество программ, способных помочь в повседневном управлении настольными системами. Однако очевидно значительное неравенство среди продуктов, предоставляющих сходные возможности. Некоторые производители фокусируются лишь на одном или двух аспектах управления настольными системами, тогда как другие предлагают пакеты, ориентированные на решение практически всех задач управления. Ниже перечислены основные аспекты программ подготовки и управления настольными системами.
- Развертывание операционной системы и приложений на новых и действующих настольных системах.
- Управление установкой пакетов исправлений и программ корректировки.
- Поддержка удаленных настольных систем и службы поддержки.
- Перенос (миграция) пользовательских настроек и документов со старых настольных систем на новые.
- Управление версиями приложений и лицензиями.
- Настройка и инвентаризация аппаратной части.
- Контроль рабочего состояния систем и оборудования.
- Соответствие требованиям безопасности и стратегии ИТ в компании.
Учитывая многообразие программных пакетов, как сделать правильный выбор? Эту проблему нельзя недооценивать, и вы, вероятно, ощутите всю ее сложность. Необходимо не только взвесить важность отдельных функций, но и учесть другие определяющие факторы, например размер корпоративной информационной среды. В случае управления корпоративной средой, возможно, придется развернуть несколько пакетов управления настольными системами, чтобы обеспечить функциональные возможности, необходимые конкретной организации. Даже для компании среднего размера может понадобиться использование нескольких пакетов.
Поиск верного решения может быть сложной задачей, зато здесь удастся относительно легко убедить руководство. Достаточно лишь представить значительно более дорогостоящую альтернативу — найм дополнительного персонала. Другим методом может стать обсуждение «болевых точек» компании в части управления настольными системами и разработка серии жизненных сценариев, иллюстрирующих потенциальные возможности программного пакета. Вооружившись необходимыми аргументами, можно простыми словами объяснить все преимущества использования пакета управления в конкретной среде. Можно, например, рассмотреть приведенные ниже сценарии.
Послеаварийное восстановление
Только что завершена годичная проверка, и аудиторская компания просит представить копию плана послеаварийного восстановления. Поскольку формального плана у вас нет, вы вежливо сообщаете аудитору, что план «в данный момент составляется». В составлении плана, как и в самом процессе восстановления, могут помочь технологии управления настольными системами. Неотъемлемая часть любого плана послеаварийного восстановления — ведение текущей инвентаризации аппаратных и программных средств, позволяющее заказывать все необходимое для замены оборудования, поврежденного в результате аварии.
Программа управления настольными системами с функцией инвентаризации, позволяющей отслеживать аппаратные и программные средства, дает значительную экономию времени и обеспечивает создание инвентарного списка. Кроме того, план послеаварийного восстановления должен быть «живым» документом, пересматриваемым ежеквартально или, по крайней мере, ежегодно. Функция инвентаризации обеспечивает создание первоначального инвентарного списка и его обновление, гарантируя неизменную новизну перечня необходимых приобретений в рамках послеаварийного восстановления. Безусловно, основная цель послеаварийного плана — обеспечение успешного восстановления, но в последнее время акцент делается на сокращении времени, необходимого для восстановления.
Функция инвентаризации настольных систем дает возможность упростить порядок предоставления сведений для страхового возмещения, позволяя составить текущие инвентарные списки элементов, поврежденных в результате аварии, что помогает ограниченной в средствах компании «устоять на ногах». Убедитесь, что функция инвентаризации предусматривает отслеживание серийных номеров аппаратных и программных средств, поскольку страховые компании в рамках урегулирования претензий часто требуют указывать серийные номера. Кроме того, действительный серийный номер программы позволяет получить замену на носителе в случае утраты.
Программы управления настольными системами, автоматизирующие подготовку рабочих станций, позволяют быстро разворачивать образы базового компьютера и приложений, значительно сокращая время восстановления. Если требуется поддерживать несколько образов настольных систем, оцените время, которое уйдет на развертывание образа каждой из них. Экономия в 15 минут на одну рабочую станцию может оказаться весьма существенной, если таких станций много. Если предполагается переезд во временный офис, использование беспроводных сетей — быстрый способ организовать временную связь, но насколько такая сеть безопасна? Программа управления настольными системами, предусматривающая контроль соответствия требованиям безопасности и ИТ-политики, гарантирует использование рабочими станциями надлежащих беспроводных стандартов шифрования, обновление с использованием современных антивирусных/антишпионских шаблонов и установку новейших исправлений для операционной системы и приложений. Некоторые программы управления настольными системами имеют функции автоматической поддержки соответствия компьютеров стандартам компании; другие — автоматизируют процесс установки обновлений и программ коррекции. Автоматическое исправление может обеспечить настройку настольной системы без вмешательства специалистов по ИТ, которые могут полностью сосредоточиться на процессе восстановления.
Обновления для рабочих станций
Итак, администратору наконец удалось убедить руководство в необходимости проведения модернизации настольных систем с Windows 98, используемых для трехмерного рендеринга и автоматизированного проектирования. Однако в его ведении находится сотня компьютеров, которые необходимо объединить в сеть в течение недели. Конечно, для выполнения такой миграции очень пригодятся функции создания образов настольных систем, но что делать с существующими пользовательскими приложениями, документами и настройками?
При решении этой масштабной задачи программа управления настольными системами, предусматривающая миграцию данных пользователей, может дать значительную экономию времени. Особенно полезны программы, способные извлекать подмножество существующих приложений и настроек, когда на новой рабочей станции имеется обновленная версия уже существующего приложения. Также полезна программа, автоматически создающая резервную копию исходной настольной системы на случай, если процесс миграции пойдет неудачно. Если имеется много рабочих станций, ожидающих выполнения миграции, нужно найти программу управления, которая будет отслеживать исключения, обеспечивая соответствующую сигнализацию в случае, если миграция происходит неблагополучно.
Выполняя крупномасштабную модернизацию, можно ожидать наплыва обращений в службу поддержки, особенно когда процесс модернизации включает установку нового оборудования, новой операционной системы и новых приложений. Программа управления настольными системами с функциями удаленной поддержки и управления службой поддержки может искать подобные сложные ситуации в базе данных особых случаев и позволяет службе поддержки быстро отвечать на вопросы. ИТ-персонал может использовать базу данных особых случаев в качестве внутренней базы знаний для предотвращения повторного решения одинаковых задач. Создание базы данных по вопросам поддержки позволяет менее квалифицированным ИТ-специалистам быстро решать сложные проблемы. При этом старшие специалисты имеют возможность полностью сосредоточиться на крупных задачах инфраструктуры.
Контроль рабочего состояния систем и оборудования
Программа управления настольными системами с функциями контроля состояния рабочих станций уведомляет администратора о том, что некоторые рабочие станции в сети демонстрируют высокую степень использования сети и процессора. Воспользовавшись функцией удаленного управления для доступа к рабочим станциям, он заключает, что эти станции инфицированы новым видом шпионской программы. С облегчением администратор видит, что функция контроля не сообщает о какой-либо аномальной активности серверов на этом сегменте, и принимает решение выключить инфицированные рабочие станции до прихода на место и анализа ситуации.
Благодаря раннему выявлению «инфекции» программа управления настольными системами предотвратила отказ сети. Функции создания образов настольных систем выполнили повторную установку рабочих станций, и по прибытии на место администратор может восстановить «чистый» образ на рабочих станциях и дать пользователям возможность возобновить работу за считанные часы.
Функции контроля состояния программ должны обладать гибкими механизмами сигнализации и отчетности. Продукт должен предусматривать контроль всех аспектов настольных систем — памяти, дискового пространства, процессов, использования процессора и любых других определяемых пользователем объектов, которые необходимо отслеживать.
Определите приоритеты
Сценарии, предложенные в данной статье, помогут наглядно продемонстрировать преимущества, которые компания может получить благодаря использованию пакета управления и подготовки настольных систем. Может оказаться, что у организации есть дополнительные требования, которые здесь не рассматривались. В таком случае необходимо включить их в список приоритетов. Составив список, администратор должен мысленно определить основной характер своей работы — управление установкой исправлений, задачи, связанные со службой поддержки, управление приложениями, контроль состояния рабочих станций и др. Каковы издержки компании вследствие простоев? Какова важность послеаварийного восстановления для компании? Необходимо ли обеспечивать соответствие требованиям государственных органов, страховых компаний или других регулирующих ведомств? Когда будет ясно, на что уходит большая часть времени, задача построения списка приоритетов упростится.
Зная приоритетные требования, можно быстро принимать решения при выборе продуктов потенциальных поставщиков. Вы также сможете решить, какими функциями следует пожертвовать в интересах расширения возможностей в областях, наиболее важных для компании. Сузив свой выбор до нескольких вариантов, можно принять участие в Web-семинаре или торговой презентации, ознакомиться с комментариями аналитиков по поводу программных продуктов и узнать мнение пользователей, обладающих опытом эксплуатации конкретных программ в рабочей среде. Например, можно задать следующие вопросы.
- Сколько стоит продукт? Взимается ли ежегодная плата за возобновление лицензии? Каковы правила лицензирования? Каков возврат инвестиций (ROI)?
- Насколько сложен процесс установки? Какие аппаратные средства для этого необходимы?
- Какие платформы поддерживает данный продукт?
- Какова масштабируемость продукта?
- Как продукт работает по распределенной сети? Каковы требования к пропускной способности?
- Насколько оперативна реакция службы технической поддержки компании до и после установки?
- Каковы этапы изучения продукта? Насколько понятны повседневные задачи управления?
- Каковы достоинства и недостатки продукта? Какие функции отсутствуют? Нравится или не нравится продукт? Соответствует ли продукт рекламным заявлениям?
Эти вопросы не должны смущать продавца, а вам они позволят четко сориентироваться на пути к правильному выбору программ подготовки и управления настольными системами для своей компании. Рекомендую также попросить у продавца список компаний, уже эксплуатирующих данных продукт. Все отзывы следует воспринимать критически, поскольку ни один продавец не даст ссылку на компанию, недовольную продуктом. Однако с представителем компании, на которую дается ссылка, можно обсудить сложности ввода продукта в эксплуатацию.
Алан Сугано - президент компании ADS Consulting Group, консультант в области сетевых технологий, специализированного программирования, Web-разработки Microsoft .NET и проектирования SQL Server. asugano@adscon.com