Рекомендации по выбору метода обучения под руководством инструктора
Вопрос: чем инструктор отличается от студента?
Ответ: инструктор прочитал на одну страницу больше.
Это утверждение звучит как шутка, но отражает реальную ситуацию: не тратим ли мы впустую драгоценные средства, вкладывая их в повышение квалификации специалистов по ИТ? Ведь обучение — неотъемлемый элемент стратегии развития ИТ. Профессиональная подготовка под руководством инструктора может обойтись слишком дорого, поскольку никто не в силах вернуть нам время, затраченное сотрудниками на некачественное обучение. Заявленная стоимость занятий не должна быть решающим фактором при выборе курса обучения. Прежде всего, следует смотреть на качество подготовки и степень ее соответствия конкретным задачам.
Задача первая: определение целей обучения
Для обеспечения максимальной эффективности профессиональной подготовки определите цели, т. е. квалификационный уровень, являющийся результатом обучения. Например, целью может быть способность устанавливать и настраивать конфигурацию совместно используемых файлов кластера Windows Server 2003. Цели должны учитывать коммерческие и технические интересы компании, а также потребности профессионального роста сотрудников, проходящих обучение. Одна из самых серьезных ошибок руководителя — позволить сотрудникам самостоятельно выбирать курс обучения, интересующий их лично, но не отвечающий интересам отдела ИТ или потребностям профессионального роста. Составив список целей подготовки, расставьте приоритеты вместе с сотрудниками, проходящими обучение. Этот список поможет правильно и заблаговременно выбрать учебный курс.
Оценка факторов успешного обучения
Три фактора успешного обучения — инструктор, учебный материал и место обучения — необходимо оценивать отдельно. Безусловно, самый важный из перечисленных факторов — инструктор. Хороший инструктор может обеспечить первоклассный процесс обучения, даже если учебный материал и место обучения оставляют желать лучшего.
Поиск хорошего инструктора
При оценке качества учебного курса, прежде всего, следует исходить из квалификации инструктора и наличия у него соответствующего опыта. Необходимо учитывать следующее.
Практический опыт. Прежде чем платить за обучение, попросите для ознакомления резюме инструктора. Если учебный центр отклоняет эту просьбу, продолжите свои поиски в другом месте. Оценивая квалификацию инструктора, просмотрите названия должностей, свидетельствующих об опыте работы с технологиями, соответствующими предмету обучения. Многие инструкторы имеют опубликованные статьи и книги в своей области знаний, что говорит о глубоком знании предмета.
Если вы входите в число сотрудников, проходящих обучение, поговорите с инструктором, прежде чем платить за курс, и задайте основные вопросы, касающиеся знакомых вам технологий. Обращайте внимание не только на техническую точность ответов, но также на способность инструктора отвечать в манере, понятной для ваших сотрудников.
Педагогическая квалификация. Другой важный фактор — педагогическая квалификация. Для оценки способности инструктора преподносить материал воспользуйтесь объективными показателями, такими как отраслевые сертификаты или свидетельства опыта работы с аудиторией. Ищите инструктора, обладающего сертификатом тренера Microsoft (MCT) или технического инструктора CompTIA (CTT+). Обратите внимание на участие инструктора в крупных конференциях по ИТ и вопросам безопасности, таких как Windows Connections или Microsoft TechEd. Уточните стаж преподавательской деятельности предполагаемого инструктора. Важным показателем его компетентности является количество циклов преподавания конкретного курса.
Самый лучший способ оценить способность инструктора преподносить материал в манере, отвечающей стилю восприятия ваших сотрудников, — дать им возможность посетить занятие, проводимое этим инструктором. Это не всегда возможно, поскольку многие учебные центры нанимают инструкторов по контракту для проведения занятий в других городах. Однако, если и инструктор, и место обучения находятся в пределах досягаемости, считайте опасным сигналом, если учебный центр отклоняет вашу просьбу о присутствии на занятии с целью ознакомления с методикой инструктора.
Отраслевые свидетельства. Помимо свидетельств педагогической компетентности, наличие отраслевых сертификатов — хороший объективный показатель знания предмета. Например, если вы заинтересованы в изучении технологий безопасности, ориентированных на Windows 2000, выбирайте инструктора, обладающего сертификатом системного инженера по продуктам Microsoft (MCSE) для Windows 2000 (в идеале — сдавшего два экзамена по системам безопасности Windows 2000) и званием сертифицированного профессионала в области систем информационной безопасности (CISSP). Выясните, как давно инструктор получил сертификаты. Чем больше этот срок, тем богаче опыт, накопленный по данному предмету.
Рекомендации. Рекомендации, особенно от квалифицированных лиц, — важный показатель профессионального уровня и опыта инструктора. Попросите своих коллег или представителей локальных пользовательских групп высказать свои соображения — позитивные и негативные — по поводу инструкторов и мест обучения. Приводим список основных вопросов.
- Что дает инструктор, помимо основных учебных материалов?
- Пользуется ли инструктор доверием у других студентов?
- Способен ли инструктор отвечать на вопросы студентов по предметам, выходящим за рамки учебного курса?
- Пройдя обучение у этого инструктора, сможете ли вы воспользоваться приобретенными знаниями?
Оценка учебного материала
Материалы учебного курса любого типа — второй по значимости фактор эффективности работы сильного инструктора. Однако не многие способны запомнить весь материал недельного курса обучения, поэтому чем полнее, компактнее и точнее будут учебные пособия, тем лучше.
Хороший способ определить степень соответствия данного курса вашим потребностям — ознакомиться с учебными материалами, прежде чем приступать к занятиям. Попросите в учебном центре материалы для ознакомления. Помимо оценки качества текста и графики, определите, отвечает ли тематика занятий цели достижения необходимого профессионального уровня. Проверьте дату последней редакции курса. Технологии быстро меняются, поэтому важно, чтобы учебный материал соответствовал современным требованиям.
Место обучения
По сравнению с инструктором и учебным материалом, место занятий — наименее значимый фактор успеха. Тем не менее хорошая среда обучения тоже важна. Выбирая учебный центр, оцените качество помещений, состояние оборудования и манеру поведения персонала. Установите, располагает ли учебный центр необходимым для занятий оснащением, есть ли удобные столы, хорошая доска.
Не на одну страницу больше
Правильно выбранный курс обучения позволит увеличить производительность, снизить затраты на реализацию технологий и управление и повысить качество услуг ИТ. Систематическая оценка существующих возможностей получения знаний с целью выработки оптимальной стратегии повышения профессионального уровня сотрудников поможет извлечь максимальную пользу из выделенных на обучение средств.
Бен Смит - Специалист по безопасности в компании Microsoft. bensmi@microsoft.com