Формулировка руководящего принципа стратегии развития ИТ в конкретной организации — дело чрезвычайно тонкое
«Главное - это экономика». Можете ли вы сформулировать руководящий принцип развития ИТ в своей организации так же лаконично, как Джеймс Карвилл выразил основную идею стратегии избирательной кампании Билла Клинтона? На этой фразе политический стратег Карвилл построил всю избирательную кампанию Клинтона в 1992 г. «Мантра» была четкой, лаконичной, действенной и, как выяснилось, обеспечивающей победу. Прежде чем возразить, что информационные технологии — слишком сложная сфера, чтобы сводить идею их развития к лозунгу, вспомним, что на Карвилла была возложена миссия добиться победы на выборах лидера крупнейшей мировой сверхдержавы. Определив центральную стратегию кампании и вложив ее идею в основу решения практически каждой задачи в ходе выборов, Карвилл дал четкие ориентиры всей предвыборной команде, включая самого предполагаемого президента. Действуя по схеме Карвилла, т. е. формулируя стратегию развития ИТ конкретной организации как единую идею, несущую в себе заряд энергии, можно ориентировать руководство и персонал на решение наиболее важных для организации задач.
Начнем с «большой тройки»
Несколько недель назад у меня состоялась беседа с ИТ-директором крупной страховой компании. Указанная на моей визитной карточке должность - старший специалист по безопасности - не вызвала у моего собеседника энтузиазма. «Еще один эксперт по безопасности», — вздохнул он и в ответ на мой озадаченный взгляд пояснил: «Специалисты по безопасности считают, что сейчас в ИТ главное — безопасность». Я вспомнил Джеймса Карвилла и быстро ответил: «Нет. Главное - это надежность». Благодаря этой фразе я получил возможность начать конструктивный разговор, и в течение следующего часа мы обсуждали вопросы, которые я называю «большой тройкой», а именно — надежность, полная стоимость владения (TCO) и соответствие регулятивным нормам. Эти три концепции наилучшим образом определяют исходный ориентир в формулировке унифицированной стратегии развития ИТ в конкретной организации.
Главное - это надежность
ИТ предназначены исключительно для облегчения основных деловых операций. Компьютеры и компьютерные сети, безусловно, в корне изменили порядок ведения бизнеса, однако их функция состоит исключительно в поддержке деловой активности. Неработоспособность систем указывает на невыполнение основной задачи ИТ. Основной ориентир в развитии ИТ - надежность. Системы, обслуживающие бизнес, должны функционировать так, как положено, и тогда, когда необходимо. Деятельность отделов ИТ должна быть сосредоточена на достижении стандартных показателей надежности, фигурирующих в соглашениях об уровне обслуживания (SLA). Задачи руководителей и размер их вознаграждения следует привязывать к поддержанию или повышению уровня надежности. Сотрудники организации должны создавать и реализовывать технологии и процедуры повышения отказоустойчивости, функциональности, производительности и стабильности. Случаи нарушения надежности должны анализироваться в соответствии с установленной методикой, а выявленные недостатки — устраняться.
Главное - это полная стоимость владения
В противоположность точке зрения, принятой во многих компаниях сферы высоких технологий, ИТ - достояние, имеющее временную ценность. По словам Николаса Дж. Карра, прозвучавшим в статье «IT Doesn't Matter» на страницах Harvard Business Review в 2003 г., стратегическая ценность преимущества конкретной организации за счет успеха отдела ИТ сохраняется лишь на короткое время, пока этот успех не воспроизведен конкурентами. При этом ИТ - «необходимое зло», так как сегодня ни одно предприятие не может существовать без компьютеров и компьютерных сетей. Таким образом, ориентиром в развитии ИТ должно быть снижение полной стоимости владения до минимального уровня. Минимизация затрат на приобретение ИТ и оплату работы персонала, а также текущих расходов, связанных с обслуживанием компьютеров и компьютерных сетей, позволяет владельцам бизнеса и акционерам реализовать более высокую прибыль в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Целесообразность приобретения дорогостоящих систем и проведения модернизации должна тщательно анализироваться с точки зрения повышения производительности, которое эти мероприятия обеспечивают. Финансовая сторона имеет приоритет перед инновационным аспектом.
Соответствие регулятивным нормам
Сегодня для бизнеса введено беспрецедентно большое количество обязательных для соблюдения требований. Разнообразные постановления в США (Health Insurance Portability and Accountability Act (HIPAA) 1996 г., Gramm-Leach-Bliley Act (GLBA) 1999 г. и Sarbanes-Oxley 2002 г.) налагают на организации бремя, тяжелее которого может быть лишь наказание за невыполнение этих требований. Помимо уплаты крупных штрафов, руководители компаний, не соответствующих некоторым нормам, могут привлекаться к уголовной ответственности. Таким образом, ориентиром в развитии ИТ должно стать соответствие существующим нормам и создание условий для выполнения будущих требований. Информационные технологии должны стать механизмом обеспечения соответствия требованиям, касающимся получения, ведения, обработки и уничтожения данных. Необходима разработка мер по подготовке персонала и не слишком обременительной процедуры проверки.
Как выбрать стратегию, подходящую для конкретной организации?
Я уверен, что для организации, располагающей хорошо подготовленным отделом ИТ, действенными являются все три стратегии. Однако при необходимости выбора я сохранил бы приверженность мнению, высказанному в беседе с упомянутым директором страховой компании, отвечающим за управление информационными ресурсами, а именно: ориентиром в развитии ИТ должно стать обеспечение надежности систем! Впрочем, разные организации могут иметь разные стратегии. Например, в компании, использующей наукоемкие технологические нововведения, развитие ИТ может определяться инновационным аспектом, а в государственном ведомстве, имеющем дело со строго охраняемыми секретами, - интересами безопасности.
Разработку стратегии развития ИТ целесообразно проводить в три этапа
Первое: формулировка основной идеи. Начните с оценки главных движущих механизмов бизнеса и роли отдела ИТ в их реализации. Определите стратегические преимущества вашего бизнеса. Подумайте, каким образом отдел ИТ может способствовать дальнейшему укреплению этих преимуществ. Какого рода неудача в сфере ИТ может нанести наибольший ущерб бизнесу? В каких областях ИТ организация должна преуспеть? Какое влияние на реализацию основной идеи могут иметь другие инициативы отдела ИТ?
Второе: составьте план достижения целей, стоящих на пути реализации основной идеи. Определив формулировку единой идеи либо группы идей, нужно составить для персонала отдела ИТ план реализации стоящих за ней целей. В плане должны быть определены, хотя бы в общих чертах, необходимые ресурсы, поддержка со стороны руководства, условия для воплощения стратегии в жизнь и методика оценки успеха в достижении промежуточных целей.
Третье: заручитесь поддержкой в своей организации. Создание единого руководящего мотива сопряжено с определенным риском, поэтому план следует обсудить с коллегами из отдела ИТ и с влиятельными сотрудниками. Убедитесь, что все «ключевые игроки» на вашей стороне. Представьте план руководству и потребуйте ответной реакции. Добейтесь от руководства не только финансирования стратегии, но и готовности предусмотреть материальное поощрение персонала за успешное достижение поставленных целей.
Четко сформулированный руководящий принцип, лежащий в основе стратегии развития ИТ в конкретной организации, обеспечивает концентрацию усилий всех сотрудников, включая руководство, на достижении одних и тех же целей. На первый взгляд дело формулировки единого принципа может показаться простым, однако не следует забывать, что именно эта стратегия обеспечила успех избирательной кампании 42-го президента Соединенных Штатов.
Специалист по безопасности в компании Microsoft. bensmi@microsoft.com