XP, а также поведал некоторые подробности разработки следующей версии, известной как Longhorn и находящейся пока в стадии пре-бета 1. С этих объявлений начался новый этап в развитии программных технологий Microsoft Windows, который в компании называют «третьей декадой Windows». Если вести отсчет первой декады от 16-разрядной версии Windows 1.01, появление которой относят к 1985 году, а второй — от перехода к 32-разрядным Windows 95 и Windows NT 3.1, то выпуск 64-разрядных версий знаменует начало третьей, 64-разрядной волны развития технологий Microsoft. По расчетам компании, аппаратная платформа по спецификациям х64 станет основной серверной платформой, которую будут предлагать производители уже в конце 2005 года, поскольку в настоящий момент благоприятно складываются два фактора: начало массового производства 64-разрядной техники и выпуск необходимых для нее х64-версий Windows 2003 и XP.
Чтобы максимально использовать предоставляемые 64-разрядным оборудованием возможности, в том числе огромное адресное пространство, и разогнать третью волну своих технологий, Microsoft в скором времени готовится поддержать х64 выпуском соответствующих версий SQL Server 2005, Visual Studio 2005, Commerce Server 2006, Host Integration Server 2006, BizTalk Server 2006 и Services for UNIX (SFU). В последующие два года к преобразованию в новые 64-разрядные версии будут готовы еще не появившиеся на сегодня Windows Longhorn Server и Exchange Server 12, а также Microsoft Operations Manager, Virtual Server v2 и Windows Server Compute Cluster Edition. Чтобы не тратить время на перечисление остальных продуктов, скажу, что в планах компании — сделать все выпускаемое в этом году серверное программное обеспечение совместимым с х64 (хотя оно еще будет 32-разрядным), а до 2007 года выпустить полностью использующие преимущества платформы х64 версии серверных продуктов.
Относительно перспектив перевода основной массы приложений на 64-разрядную архитектуру следует заметить, что в силу двоичной совместимости 32-разрядных приложений для платформы х86 и х64, этот переход должен пройти легче. Во всяком случае не с такими потерями во времени, как при переходе к 16- и 32-разрядным вычислениям в 80-е и 90-е годы. В этом плане примечательно заявление Microsoft о том, что 32- и 64-разрядные версии Longhorn разрабатываются и будут выпускаться одновременно, причем фактически это будет одна версия: при установке пользователь сможет выбрать либо 32-разрядную, либо 64-разрядную версию, конечно, при наличии 64-разрядного компьютера.
Ну а те, у кого на тот момент не будет такой возможности, смогут испробовать новую версию Windows и на имеющейся технике. На WinHEC 2005 представители Microsoft не назвали минимальных системных требований для запуска Longhorn, ограничившись утверждением, что на современных системах с процессором Pentium 4, оперативной памятью 512 Мбайт и выделенным графическим адаптером Longhorn будет работать замечательно. Однако, по сведениям освещавших это событие журналистов, нормальная работа системы Longhorn будет обеспечена и на компьютере с процессором на 1ГГц и оперативной памятью объемом 256 Мбайт.