Так, за последние годы в викторинах приняли участие 510 команд из 52 городов России и ближнего зарубежья, то есть более 12 тыс. школьников. По замыслу координаторов этих телекоммуникационных учебных проектов, они должны содействовать улучшению обучения в школе, преодолению недостатков традиционного обучения, созданию критической массы изменений для широкого внедрения Интернет в жизнь школы.
Очередной сезон телекоммуникационных викторин начнется в октябре 2000 года.
Компьютерной телекоммуникационной викториной (турниром) называется соревновательная групповая вопросно-ответная игра с использованием как E-mail так и WWW для связи между группами учащимися из различных городов (школ, вузов и пр.).
Целью проведения компьютерной телекоммуникационной викторины (турнира) по какому-либо предмету школьной или вузовской подготовки является улучшение преподавания этого предмета. Это улучшение достигается посредством:
Необходимо подчеркнуть, что соревновательная сторона телекоммуникационных викторин имеет вторичное, вспомогательное значение, она используется лишь как средство мотивирования учащихся. Главное назначение телекоммуникационных викторин — служить средством для реализации педагогами-руководителями команд на местах инновационных педагогических технологий, основанных на:
Необходимыми условиями проведения телекоммуникационной викторины (турнира) является:
Одна из возможных педагогических техник при организации класса для участия в телекоммуникационной викторине включает следующие шаги педагога-руководителя команды:
Локальные организаторы (ведущие викторины, педагоги, проводящие викторину на местах) должны делать упор на коллективное обсуждение и объективную самооценку локальной группой учащихся как своих ответов и ответов соперников на вопросы, так и своих вопросов и вопросов соперников.
Важным условием проведения телекоммуникационной викторины (турнира) является соблюдение ее локальными организаторами определенных принципов поведения, своеобразного морального кодекса, требующего:
С материалами викторин предыдущих сезонов можно ознакомиться на сайте www.vspu.ac.ru/de.
Заявки на участие в викторинах принимаются от средних учебных заведений по электронной почте не позднее чем за 3 дня до начала викторины по соответствующему предмету по адресу ktv@vspu.ac.ru .
После каждой викторины проводилось анкетирование участников викторины. По отзывам руководителей команд, телекоммуникационные викторины:
Локальные организаторы турниров при организации работы сталкиваются со следующими вопросами:
К составу команды никаких требований не предъявляется, однако есть некоторые рекомендации по количеству участников и команд в учебном заведении: достаточно сложно организовать работу одновременно в нескольких командах в рамках одного учебного заведения, поэтому локальным организаторам лучше ограничиться одной командой в рамках класса (до 30 участников) или кружка (5-20 участников одного или разных возрастов) для участия в одном турнире. Для участия в следующих турнирах лучше организовывать новые команды.
К заданиям и вопросам викторины предъявляются следующие требования: уровень знаний, необходимый для решения задачи (ответа на вопрос), не должен выходить за рамки уровня общеобразовательной школы; задачи и вопросы должны быть оригинальными, корректными (предполагать четкий однозначный ответ, допускающий объективную проверку), носить олимпиадный характер, быть не слишком сложными и не слишком простыми. В итогах учитывается сложность вопроса по следующему принципу: максимальную оценку получает вопрос, на который получена ровно половина правильных ответов, соответственно, ноль баллов получает вопрос, на который получены верные ответы от всех команд или не получено правильных ответов вообще.
Соблюдение графика необходимо, так как его нарушения приводят к затягиванию викторины, угасанию интереса к ней у участников, к распаду команд. Кроме того, одной из целей проведения подобных викторин является воспитание культуры использования телекоммуникаций, что предполагает: оперативность, корректность, организованность в работе, использование преимуществ скоростной электронной связи. На ожидание и отправку писем не должно отводиться дополнительное время, иначе теряется смысл использования электронной почты, компьютерных сетей. Если задержки избежать не удалось, лучше пропустить данный этап турнира, внести коррективы в организацию работы команды, чтобы исключить повторение задержек, и продолжить участие в следующих этапах.
Весьма перспективными видами обучения, использующего телекоммуникационные элементы, являются интегрированные учебные курсы нового поколения. Автором данной работы разработан учебный курс и его учебно-методическое обеспечение «Компьютер на уроках естествознания» (см. «Информатика», 1997, вып. 8-14), представляющий собой один из перспективных вариантов обучения информатике в 5-6-х классах общеобразовательной школы. Курс информатики тесно связан с еще одним очень актуальным школьным предметом — естествознанием (природоведением). Нетрадиционным и новым для российской школы в предлагаемом курсе является учебное использование электронной почты для связи между классами учащихся различных школ из разных городов, параллельно изучающих данный курс. Очередной этап реализации этого учебного курса намечен на новый 2000/2001 учебный год.
Основным видом коммуникаций для этих проектов является электронная почта. Весьма многообещающими являются проекты, направленные на создание web-ресурсов. Лаборатория новых информационных технологий с 1998 года проводит проекты «ИнтернетАрт» и «Виртуальная Экскурсия», направленные на:
В конкурсе могут участвовать команды и отдельные учащихся средних общеобразовательных школ (с 1-го по 11-й класс) России и других стран.
Могилев Александр Владимирович – зав. кафедрой новых информационных технологий ВГПУ. Тел. 52-78-20. E-mail: mog@vspu.ac.ru.