К сожалению, не все папы и мамы – художники, музыканты и компьютерщики, не все могут создать в семье творческую атмосферу. Не у каждого есть возможность отдать своего ребенка в соответствующую студию и найти детский сад, где хорошо развито музыкальное и художественное воспитание. И даже если есть деньги на частные уроки, не так-то просто найти педагога, работающего с малышами. Педагога, который умел бы играть и посредством игры учить их профессиональным приемам.
Встрого научной педагогической статье эта идея была бы выражена в следующей форме:
«Если говорить о групповом обучении детей, то, как учитель, я считаю разумным усаживать ребенка за компьютер с шести, а кисть и флейту давать с трех лет. Пусть в три года ребенок познает мир звуков и цвета и отображает его с присущей ему непосредственностью и смелостью. Еще по крайней мере два года, он не потеряет этих свойств, а получив доступ к компьютеру как к инструменту графики в шесть лет, ребенок и в одиннадцать сохранит их, но на другом уровне и в другом качестве.
Педагогическая проблема в работе с самыми младшими – сохранение гармоничного баланса эйдетического и технического начала каждого конкретного задания, как правило, разрешается с помощью импровизационно-игровых форм и индивидуального подхода к малышам в ходе занятия. Понятно, что группа навыков остается неизменной, но «вкусную» форму воплощения можно получить, импровизируя драматургию сюжета с каждым ребенком в ходе задания».
Суть дела от этого не меняется – трудно соединить жесткую отработанную школой последовательность обучения определенной группе навыков с импровизационной манерой.
Вообще многие преподаватели рисунка и живописи считают, что академическая система необходима, но противопоказана развитию собственно воображения. Здесь, как повезет – если у ученика на момент обучения богатая фантазия, то, поддержав ее уроками композиции, можно избежать «засушивания» творческого начала. Большую роль играет возрастной этап и среда формирования ребенка, его обучаемость, и, как следствие, – степень податливости. Недаром в музыкальную школу принимают детей с 6 лет (в подготовительный – с 5-ти лет), в художественную — с 10-12-ти лет. И большая часть учебного времени тратится на отработку техники. Это достаточно нудный процесс. В художественных классах одна постановка выполняется за пять-семь недель. И «оживить» процесс может только индивидуальная работа преподавателя с каждым из десяти учеников.
Сама последовательность постановок, представляющая собой усложняющийся ряд специальных задач в рамках одной темы (натюрморт) в одной технике (акварель), весьма монотонна для двенадцатилетнего подростка. Поэтому желательно в конце каждой постановки устраивать просмотр с разбором и анализом. В этом заключается суть метода Валентины Викентьевны Токаревой – старейшего преподавателя акварели МПГУ. Это похоже на обсуждение выставки. На мольбертах выставляются все работы. В своей преподавательской практике я привлекала к обсуждению самих студентов и учащихся. Здесь возникает эффект отстраненности от законченного изображения – они ведь как бы впервые видят свою работу и работы товарищей. Учащиеся могут сравнивать – мольберты выстраиваются по одной стене, а не вразброс, как во время выполнения работы. И первое, что бросается студентам в глаза – один и тот же натюрморт выглядит у каждого по-своему. Это явление – ожидаемый положительный результат. А оцениваются ими такие позиции, как грамотное построение и поэтапное выполнение изображения, композиция, тональность, точность колористического решения, законченность.
При этом художественность сухого академического задания как задача под сомнение не ставилась, но как критерий оценки не использовалась. Учебную работу от авторской отделяют только по содержанию задачи и, конечно, по техничности исполнения. Мастер отличается от ученика и подмастерья еще и умением увидеть эту задачу. Натюрморт ставит учитель – видит его ученик. И с каждой постановкой он углубляет свое видение техничности, но не образности. То есть ученика волнует, как это сделать, а не зачем.
В художественной школе преподаются 3-4 предмета – рисунок, живопись, иногда скульптура или декоративное искусство, и история изобразительного искусства. Для сравнения: в музыкальной школе специальность и второй инструмент – это индивидуальные занятия у своего педагога. Кроме этого, учащийся обязательно занимается сольфеджио, музлитературой, играет в ансамбле, поет в хоре. Такая разносторонняя широкая подготовка ученика создает определенную направленность, формирует своеобразную базу знаний, в каждой единице которой слуховое, зрительное и тактильное ощущение образует вместе с логическими знаниями «информационную молекулу». Именно из них потом складывается индивидуальный мир творца. Кем он станет – графиком или живописцем? Исполнителем или композитором? Какие темы будут волновать его воображение? Каким будет их воплощение? Станет ли оно достойным названия «произведение искусства»?
И художники, и музыканты постоянно общаются со своими учениками. Вместе с отработкой технических приемов в ходе занятий решаются художественные задачи. Слова «выразительность», «интонация», «состояние» используются на занятиях постоянно, так же, как и оценки «красиво — некрасиво», «звучит — не звучит». При этом с первого дня обучения главной задачей остается развитие индивидуального почерка, индивидуального видения. Если вы хотите оскорбить художника, сравните его картину с фотографией или просто произнесите: «Я это уже где-то видел». Музыканта обидеть тоже несложно. Достаточно при исполнении музыкального произведения неловким словом или жестом (а может быть, даже взглядом) разрушить хрупкий мир гармонии. Может быть, поэтому рок- и поп-музыкаты «работают концерты под фанеру» и заранее включают в сценарий представления реакцию зала. В грохоте транслируемой через мощные динамики записи не только скрип стула, но и артиллерийская канонада потеряется.
Как рождается художник, владеющий приемами компьютерной графики? Необходимость хотя бы начальной художественной подготовки для такого специалиста – бесспорна. И чем раньше ребенок берет карандаш и кисть в руки, тем легче ему придумать что-то новое, пользуясь другими инструментами, в частности компьютером. А там недалеко и до постижения новых, несвойственных изобразительному искусству приемов.
Но музыка? Что может дать музыкальная подготовка художнику-компьютерщику?
... Обязательным условием одного из этапов конкурса «Педагог-внешкольник 99» было участие детей при демонстрации программы педагога и его собственного творческого лица. Несколько часов конкурсных выступлений утомили всех присутствующих в зале. Но вот на сцену вышла молодая красивая женщина в окружении десятка маленьких «Кузнечиков». Дети выстроились на авансцене, и, повинуясь кивку сидящего за роялем педагога, одновременно вскинули маленькие смычки. И первые же аккорды жизнерадостной «Птицы счастья» (не имеющей никакого отношения к известному шлягеру), сняли усталость как рукой. Улыбками расцвели и суровые лица членов жюри, и усталых конкурсантов, и зрителей. Дело не только в привычном умилении взрослого при виде четырехлетних музыкантов, даже не в ощущении дерзостного чуда – не «воротный скрип» вразнобой, а полноценные, приятные уху звуки, созданные детскими пальчиками. Мелодичность песни и эмоциональное исполнение взяли в плен весь зал. Последнее крещендо завершилось мажорным аккордом, и все головенки, как подсолнухи к солнцу, повернулись к педагогу и автору песни – Алле Николаевне Муруговой.
«Представляем вашему вниманию ансамбль скрипачей Зеленоградского Дворца творчества детей и юношества «Кузнечики», педагог...» – раздался откуда-то сбоку голос ведущей. Перед нами стояли Музыканты. Как озарение, возникло понимание – каждый малыш, исполняя свою партию, играл свою Птицу Счастья.
Каждое занятие А. Н. Муруговой – это прежде всего игра, сказка со своим сюжетом, включающая в себя элементы театрализации. Многим детям нравится воплощать музыкальные образы в художественной форме.
Позже Алла Николаевна рассказала мне, что дети, учившиеся у нее, прекрасно чувствуют себя в школе. Они контактны. У них лучшая, чем у сверстников, моторика, благодаря которой они красиво пишут и хорошо рисуют, выше среднего развиты все виды памяти и образное мышление, позволяющее хорошо успевать не только в русском языке, но и в математике.
Рисование и труд в начальной школе (так же, как и детсадовские занятия) строятся на использовании образца и требования максимальной похожести. Этот прием имеет двойственный эффект – он может погубить природное творческое воображение и фантазию, но ускорит обучение технике. Педагог сам должен быть художником, тогда он сможет избежать негативных последствий применения этого приема на занятиях изобразительным искусством. Да, то, что я рисую, должно быть узнаваемо, но у меня оно —особенное. Создай свое «похожее-непохожее», но не ради пустой оригинальности.
Учитель очень осторожно действует в этой опасной зоне, постоянно балансируя между похвалой и поправкой в работе с каждым ребенком и с группой в целом. Так работает молодой дизайнер Ксения Евгеньевна Иванова, и не с детьми от 6-ти до 12-ти лет, а с малышами, получая удивительные результаты не только эйдетического, но и технического плана. Четыре года назад она собрала детей 3-5-ти лет в художественную студию при территориально-клубной системе «Орехово-Борисово» и начала обучать малышей конкретным приемам изображения в различных графических техниках – гуаши, классическом карандаше, процарапывании и т. д. Считается, что дети этого возраста способны концентрировать свое внимание не более 10-20 минут на одной задаче, они не достаточно владеют координацией движений для того, чтобы создать изображение фигуры человека или зверя организованным по форме штрихом или мазком и скомпоновать их на листе формата А-3 и более. Но не в данном случае!
Посмотрите на изображение медведя, выполненное карандашом. Четырехлетний малыш короткими штрихами передает ощущение громадного тела зверя. Он помещает изображение в центре большого листа, но не интересуется ни остальным его пространством, ни детализацией изображения. Его ненавязчиво, в игре, (именно так обставляет свое каждое занятие педагог), подвели к понятию «форма предмета». Ксения Иванова из комплексной задачи учебной академической постановки выбрала одну линию для данного задания. В «процарапках» это ощущение возникает благодаря линейности рисунка. Но в заданиях этого рода ставятся еще и композиционные задачи, решению которых помогает заранее подготовленный педагогом черный фон. Рисунки цветной гуашью, выполненные ее маленькими учениками, поражают цветовыми гаммами, грамотной композицией и сложностью изображения.
Передача формы предмета, пространства и цвета – именно эту цель преследует обучение изобразительному искусству в художественной школе, училище, вузе, академии. Именно эту задачу решает художник в своем произведении в рамках направления, в котором он работает. И тем более поразительно такое раннее, предельно естественное вхождение в круг этих проблем столь юных художников у Ксении Ивановой. Ее малыши — неоднократные лауреаты всевозможных конкурсов и выставок, (в том числе международных) таких серьезных, как «Мастер и подмастерье-98», проходившей в Центральном доме художника. Они достойны своего лауреатства.
У Ксении Ивановой дети создают сказку на бумаге под музыку, у Аллы Муруговой прежде чем сыграть на скрипке, ее рисуют. Как было бы хорошо, если бы на вернисаже выставки студии Ксении Ивановой прозвучала музыка в исполнении ансамбля «Кузнечики».
Умение образно мыслить, «родить» свой, неповторимый образ характерно для любого талантливого художника. Именно неповторимость отличает произведение искусства от ремесла. И как же трудно не только научить, но просто внедрить это понимание в сознание подростка, решившего заниматься компьютерной графикой и анимацией, но не имеющего художественной подготовки и в эстетическом плане воспитанного на современной продукции масс-медиа...
Практически каждый из них начинает разработку собственного проекта с перерисовки намозоливших глаза Бивиса и Баттхеда или космических монстров японского производства. Страшно видеть искреннее недоумение в глазах. «Как же так? Я точно повторил рисунок, а учитель смотрит на меня, как на убогого. И почему он недоволен – фигуры стоят точно по центру кадра, в окружении деревьев, на фоне дома». И все-то у них нарисовано: крыша, окошки, труба, все листики кроны... ровненькие, по линеечке, по шаблону, по изображению, взятому из прилагаемого к программе банка картинок.
Тут и начинается долгий и нелегкий для преподавателя и ученика путь постижения понятий «выразительность», «художественное обобщение», «пластика», «стиль» и прочая, прочая... Только лишь потому, что когда-то присущее малышу образное, чувственное восприятие мира, у юноши, стоящего передо мной, не нашло опоры в окружающей его среде. Только лишь потому, что эйдетические способности, с которыми мы все рождаемся, засыхают так же, как забытые на подоконнике цветы...
Для меня, преподавателя творческих дисциплин Мастерской компьютерной графики и анимации, ясно: если малыш, прошедший школу творчества в студии Ксении Ивановой или Аллы Муруговой, станет заниматься компьютерной графикой и анимацией, то он куда быстрее научится делать мультфильмы или графику. И уверяю вас – это будет нечто особенное, неповторимое и очень красивое.
Елена Владимировна Сорокина – художник, преподаватель Мастерской компьютерной графики и анимации, искусствовед, тел.: (095) 392-41-69 Информация согласована с К. Е. Ивановой – дом.тел: (095)392-0911 и А. Н. Муруговой – дом.тел.: (095)535-9821