Развитие информационных технологий, медленное, но неуклонное превращение компьютера из сакрального предмета, доступного лишь узкому кругу посвященных, в явление повседневной обыденности, появление Интернета и т. д. – все это рано или поздно должно было затронуть и такую традиционно консервативную область, как отечественное образование.
В последние годы все мы стали свидетелями появления сначала англоязычных, а затем и отечественных электронных энциклопедий, предоставляющих пользователям принципиально новые «степени свободы», нежели их традиционные, «бумажные» аналоги.
Отсюда уже один шаг оставался до попыток создания принципиально новых учебных пособий — электронных учебников. В настоящее время, когда процесс создания таких учебников уже вышел за рамки отдельных частных экспериментов, когда предпринимаются активные попытки внедрить их в учебный процесс, — и на этом пути уже накоплен некоторый опыт — можно, наконец, говорить о том, что определение самого термина «электронный учебник» и его концепция, которую первопроходцы-энтузиасты нащупывали практически вслепую, начинает наконец проясняться.
Необходимо оговориться, что, очевидно, использование достижений мультимедиа в разных областях знаний (естественные, точные, гуманитарные науки) имеет свою специфику, оценить которую может лишь профессионал в предметной области. Я работаю преподавателем истории в школе, поэтому считаю возможным более подробно остановиться на использовании информационных технологий в преподавании дисциплин гуманитарного цикла, прежде всего — истории.
Говоря о будущем электронных учебников в образовании, хочу прежде всего ответить на следующие вопросы:
- Как будут соотноситься компьютерный и, скажем так, «бумажный» учебники в рамках учебного процесса? Предполагается ли (пока, конечно, в идеале) полная замена привычного учебника-книги виртуальным «двойником» или и в перспективе эти две формы будут сосуществовать, дополняя друг друга?
- На какой уровень оснащения школ компьютерами (количественный и качественный) стоит рассчитывать в обозримом будущем?
- Какова в новых условиях надвигающейся компьютеризации преподавания функция учителя?
По-видимому, даже в идеальных условиях (тотальное оснащение классов компьютерами, наличие их дома у каждого ученика и т. д.) работа на уроке только с подобного рода учебниками вряд ли оправдана. Не говоря уже о необходимости следовать медицинским ограничениям времени пребывания ребенка за компьютером (норму он и так с лихвой перекроет на специализированных предметах и дома за «игрушками»), восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги, а пропагандируемые некоторыми авторами виртуальные «лекции», в которые, как показывает опыт (в том числе и самого автора), довольно трудно вклиниться учителю с неизбежно возникающими комментариями, волей-неволей навязывают учащемуся строго определенный взгляд на события, тогда как по абсолютному большинству исторических событий существует минимум два (а как правило — значительно больше!) различных мнения, сталкивающиеся интерпретации.
Итак, скорее всего в обозримом будущем вытеснения традиционного учебника не произойдет. Это неосуществимо, да и не нужно. Если же вспомнить о тех крайне скудных возможностях доступа к компьютеру, которые может (и, я думаю, сможет в ближайшие годы) обеспечить среднестатистическая столичная (!) школа ученику, мечты о том, что коробки с CD-ROMами заменят в школьных портфелях учебники, представляются и вовсе безнадежной маниловщиной.
Компьютерный класс (как правило, один на школу) в учебное время может быть доступен преподавателям-предметникам (кроме, разумеется, преподавателя информатики) лишь эпизодически, причем, как правило, не тогда, когда это необходимо педагогу, а лишь в те немногие часы, когда этот кабинет никем не занят. Следовательно, если исходить из реалистической оценки положения дел в российской школе, в настоящее время можно надеяться лишь на то, что электронные учебные пособия могут использоваться либо самим преподавателем для подготовки к уроку (поиск дополнительной информации, иллюстраций (скорее всего в распечатанном виде), либо учениками в процессе самостоятельной исследовательской работы под руководством педагога.
Сама нынешняя жизнь указывает ту «экологическую нишу», сферу применения, где мультимедийные образовательные продукты могут эффективно существовать уже сейчас. Они почти идеально подходят для внеклассной работы.
Если задачей обучения является не механическое зазубривание установленных истин, а выработка навыков самостоятельного анализа и, что немаловажно, формирование мировоззрения и гражданской позиции, то совершенно необходимо предоставить учащемуся максимально широкий спектр мнений по тому или иному вопросу с соответствующей аргументацией. Определенная доля тенденциозности свойственна всем учебникам, и раньше это могло казаться неизбежным злом. Только теперь, с широким распространением новых информационных мультимедийных технологий и особенно Сети, появляется шанс если не устранить вовсе этот недостаток, то хотя бы свести его к минимуму. Но для этого нужно принять как аксиому несколько простых положений:
- Центральной фигурой процесса обучения и в будущем останется учитель, компьютер же будет играть важную, но вспомогательную роль;
- Главной задачей использования мультимедиа (и вообще любых новых технологий в образовании) является предоставление учителю и ученику максимальной свободы выбора форм и методов работы и облегчение передачи знаний от обучающего к обучаемому;
- Компьютер должен дополнять, а не подменять традиционные учебные пособия (в том числе привычный учебник).
Из всего вышесказанного следует, что:
- Преподавание (во всяком случае — в гуманитарных дисциплинах) неизбежно сталкивается с проблемой интерпретации фактов, совпадения методологических позиций авторов учебника (не имеет значения — электронного или традиционного) и преподавателя, который, в сущности, является главной фигурой процесса обучения. Следовательно, принципиальной задачей становится обеспечение бесконфликтности взаимодействия преподавателя с виртуальным учебником.
- Бесконфликтное взаимодействие возможно лишь в случае, если учебники уйдут от традиционной назидательности и будут строиться в соответствии с принципами позитивизма, оставляя простор для осмысления и анализа фактов самими учащимися, если учебное пособие не будет сковывать преподавателя, а напротив, предоставит ему дополнительные степени свободы. Только этим значительным расширением свободы и может быть оправдано использование компьютеров на уроках гуманитарных дисциплин.
В чем электронный учебник, безусловно, вырывается вперед, так это в наглядности. Здесь его преимущество над традиционным «собратом» неоспоримо. Однако эту дарованную мультимедиа-технологиями возможность можно реализовать гораздо более эффективным и простым способом – созданием специализированной медиатеки (данное название использовано для краткости, а по сути дела речь идет об электронном архиве источников – Д.А.), содержащей аудио-, видео- и текстовую (исторические источники, обзор историографии) информацию. Прежде всего, создатели такой медиатеки не должны быть ограничены стандартным объемом диска CD-ROM. Во-вторых, подобная мультимедиа-библиотека обязательно должна быть открыта для изменений и обновления, что почти невозможно на CD-ROM. В связи с этим представляется оправданным уйти вообще от жесткой привязки электронных учебных пособий к CD-ROM и разместить медиатеку в локальной сети школы или, может быть, даже в сети Интернет. Размещение медиатеки в Сети сделает ее, во-первых, открытой для различного рода дополнений, обновлений, адаптации под нужды конкретной школы и т. д., а во-вторых, доступной для тех учеников, которые временно (из-за болезни) не могут посещать уроки в школе – да и вообще для всех желающих (для тех, кто имеет домашний компьютер с модемом).
Наконец, значительный (не ограниченный пресловутыми 650 мегабайтами) объем информации, содержащийся на сайте, во-первых, во многом снимет упреки в тенденциозности, так как можно будет представить различные точки зрения, а, во-вторых, позволит использовать его и как справочное пособие (скажем, при подготовке к поступлению в вуз).
Источники собранные и систематизированные в рамках медиатеки должны, как представляется, иметь два уровня доступа: первый – для преподавателей и наиболее «продвинутых» учащихся, которые уже готовы к самостоятельной исследовательской деятельности – предполагает доступ ко всем ресурсам медиатеки, снабженной, разумеется, поисковой машиной. Эта категория пользователей сама определяет, какие именно материалы им требуются и работает с ними самостоятельно. Второй (базовый) уровень – для остальной, большей части школьников. Для них к каждой теме урока (параграфу учебника) авторами медиатеки или (что принципиально!) самими преподавателями подбираются наиболее информативные документы и соответствующий методический аппарат в виде вопросов, заданий и пр.
Знакомясь с этими материалами во внеурочное время (в школе, когда компьютерный класс свободен или из дома через сеть Интернет) учащиеся смогут приобрести навыки самостоятельной работы с источником, самостоятельного анализа и подготовиться к обсуждению этих вопросов в классе под руководством учителя.
Кстати говоря, даже на базовом уровне вовсе не обязательно наличие модных нынче систем контроля усвоения знаний в виде всякого рода тестов. Ведь ни для кого не секрет, что подобное тестирование может выявить лишь уровень знания фактов, но никак не умение их анализировать (что для всех гуманитарных дисциплин как раз и является главным). Вопросы, формулируемые учителем для пользователей базового уровня, вовсе не должны предполагать немедленных ответов, правильность которых будет проверять машина. Их цель – задать направление анализа, стимулировать самостоятельные размышления для последующей семинарской работы.
Польза от такой медиатеки была бы незамедлительно оценена преподавателями, которые могли бы пользоваться ею как в процессе подготовки и проведения лекционных занятий (необходимая дополнительная информация и иллюстрации), так и (как было показано выше) семинарских занятий, ориентированных на самостоятельную работу учащихся с историческим источником. Полезна она оказалась бы и для учащихся, которые получили бы, во-первых, гораздо более наглядные и информативные лекции, а, во-вторых, возможность соприкоснуться непосредственно с историческим источником без каких бы то ни было посредников. Не нужно бояться того, что преподаватель, не овладевший сполна возможностями Power Point или других подобных программ, не сумеет должным образом использовать возможности медиатеки. В конце концов, возможность в любое время получить необходимый материал много важнее «красивости» его подачи.
Итак, хочется верить, что однажды создатели электронных учебных пособий осознают наконец порочность самой идеи виртуального учебника, являющегося по сути дела новой инкарнацией его традиционного собрата, удивительно красивой, но столь же удивительно нефункциональной и подарят миру учебно-методические пособия действительно нового типа, сполна использующие те новые возможности, которые открывает использование информационных технологий в образовании.