Пробное прохождение новых уровней
Для этого есть специальный тренировочный режим: «Пробное прохождение новых уровней». В этом режиме работа осуществляется точно так же, как и при основном восхождении, но игра начинается не с первого, а с высшего достигнутого уровня при последнем восхождении. Кроме того, поскольку этот режим тренировочный, результат игры не попадет в таблицу рекордов. Зато ученик, пройдя новые уровни, набирает статистику ошибок, выявляет проблемные правила, чтобы, поработав с ними в режимах работы над ошибками и отработки трудных участков, пойти на новое восхождение.
Итоги состязания
В программе ученика everest.exe, функции которой были описаны выше, кроме таблицы, отражающей рейтинг каждого ученика, есть возможность просмотреть подробную статистику по каждому ученику, работавшему на данной машине. Но в случае использования «Грамотей-ЭВЕРЕСТа» в учебном учреждении, где есть много компьютеров и еще больше учеников, для подведения итогов соревнования следует запускать другую программу, входящую в комплект системы «Грамотей-ЭВЕРЕСТ». Это программа bookever.exe, позволяющая подводить итоги соревнования между всеми учениками класса, школы, района, города и т. д.
Рассмотрим некоторые ее возможности.
Главное меню программы выглядит следующим образом.
Учитель, работая с программой, может, войдя в журнал учеников, просмотреть статистику учебных результатов по каждому ученику. Эта функция стандартна для всех версий «Грамотея», поэтому здесь мы ее подробно рассматривать не будем. А вот следующая функция — «Таблица рекордов» — чрезвычайно важна для организации процесса обучения на основе «Грамотей-ЭВЕРЕСТа».
Распечатывая данный отчет после каждого очередного «игрового дня» (урока) и вывешивая таблицу на видное место в кабинете русского языка (или даже в коридоре школы), можно активно побуждать учеников к дальнейшим занятиям. Наши наблюдения подтверждают, что это хорошо действует как на сильных, так и на слабых учеников. Действительно,– когда тебя, признанного грамотея, пишущего грамотно, но игнорирующего компьютерные занятия на «Грамотее», обходит кто-то из тех, кто делал ошибок больше, – это заставляет прежнего лидера активно заниматься, чтобы вновь утвердить свое лидирующее положение.
Важно, что «Грамотей-ЭВЕРЕСТ» позволяет организовать соревнование не только между отличниками, но и между слабыми ребятами. Ведь и среди тех, кто пока не может пройти даже первого уровня, есть свой чемпион (тот, кто набрал больше очков) и свой аутсайдер. Это дает мотивацию к занятиям как сильным ученикам, борющимся друг с другом, так и слабым, желающим не только победить на своем уровне, но и перейти в более высокую «весовую категорию».
Связь с программой «Грамотей-КЛАСС.2.0»
Система «Грамотей-ЭВЕРЕСТ», являясь полноценной учебной программой для работы дома, в условиях школы также может использоваться в качестве самостоятельного учебного средства, особенно при большом числе компьютеров и незначительном количестве учеников. Однако в условиях обычной российской школы, когда на каждый компьютер приходятся десятки, а то и сотни учащихся, «Грамотей-ЭВЕРЕСТ» может служить в качестве прекрасного дополнения к основной школьной программе «Грамотей-КЛАСС». В последнем случае компьютерное тестирование более эффективно проводить на «Грамотей-ЭВЕРЕСТе», а тренаж — без компьютера на основе упражнений, формируемых «Грамотей-КЛАССом» индивидуально для каждого ученика.
Итоги «боевых испытаний»
Первая реальная апробация новой версии программы была проведена летом 1999 года на базе екатеринбургской школы № 75.
Группа школьников разных возрастов — от 3-го до 10-го класса и с различным начальным уровнем грамотности прошла предварительное тестирование путем написания словарного диктанта под диктовку учителя, а затем — компьютерное тестирование в программе «Грамотей-КЛАСС 2.0». Затем в течение трех недель ежедневно пять раз в неделю ребята полтора-два часа занимались на «Грамотей-ЭВЕРЕСТе», после чего прошли повторное контрольное тестирование и еще раз написали тот же самый словарный диктант.
Сравнительные результаты письменных работ, проверенные тем же учителем, приведены в таблице. Видно, что кроме двоих ребят, которые писали диктанты по одному разу, все остальные ученики добились ощутимого прогресса. А чемпионка — Маша Моисеева — при последнем тестировании не допустила ни одной ошибки на данном диапазоне правил.
В среднем же количество ошибок в контрольной группе за три недели «игры» уменьшилось на 50%.
Разумеется, режим работы ребят в период каникул отличался от того, который может быть реально организован во время учебного года, когда на каждого ученика может быть выделено в лучшем случае по полчаса в неделю, а то и в месяц. Поэтому в условиях школы должно применяться смешанное обучение по описанной выше технологии, когда тестирование осуществляется на «Грамотей-ЭВЕРЕСТе», а тренаж — на основе сформированных в «Грамотей-КЛАССе» индивидуальных упражнений — будет осуществляться без компьютера (на обычных уроках и дома).
Конкур с Грамотеев в Интернете
И, наконец, еще об одном из аспектов обучения на основе программы «Грамотей-ЭВЕРЕСТ» — о всемирном Конкурсе Грамотеев, который в скором времени будет организован в сети Интернет.
Чтобы принять участие в Конкурсе, нужно стать членом Клуба Грамотеев. А право на членство дает приобретение лицензионной копии программы.