Последняя утратила свою популярность и растворилась в традиционной авторитарной школе. Смысл же нового движения в конечном итоге заключается в развитии демократии через образование.
Почти половина школ города Иркутска на сегодняшний день имеют доступ к сети Интернет и к новым Интернет-технологиям, которые значительно меняют психологию и тактику взаимодействия учителя и ученика. Опыт работы во многих образовательных телекоммуникационных проектах подтверждает основной принцип «Нового образования», базирующийся на интенсивных методах обучения и развития личности:
- учитель относится к ученику как к равному;
- ученик «строит» свою систему знаний, стремится к самостоятельному решению творческих задач, критически относится к доступным ему сведениям;
- во взаимоотношениях доминирует плюрализм мнений и подходов, уважительное отношение к точке зрения другого.
Традиционной формой такого урока является «педагогическая мастерская». Таким образом, формируется новый тип педагога — не авторитарный наставник, подавляющий природу ребенка, а тот, кто следует ей на правах талантливого скульптора.
Проектная работа с учениками в творческой мастерской по сути является внеклассной, дополнительной. Думается, что за творческими мастерскими – будущее школы XXI века.
Интернет-технологии представляют профессиональный интерес для разработчиков образовательных проектов — как планируемых, так и стихийных.
- системы дистанционного обучения;
- рейтинговые системы тестирования знаний;
- дистанционные семинары.
Многие отечественные телекоммуникационные проекты уже получили широкую известность. Учителя, работающие по проектам в сети Интернет, апробировали достоинства креативных технологий. А среди школьников наиболее популярными стали программы, предлагаемые московским центром «Эйдос» (www.eidos.techno.ru), отделом образования администрации Переславля-Залесского (www.botik.ru), Барнаульским педагогическим университетом (www.bspu.secna.ru), Центром тестирования при МГУ (www.ht.ru/tt/index.htm) и др. Особенно эффективными средствами общения являются современные on-line-технологии: чаты, видео-конференции, общий доступ к FTP-серверам и др. Наглядные примеры такой модели сотрудничества — международные проекты Contest «ThinkQuest» (advanced.org/thinkquest) и AT&T «Virtual ClassRoom» (www.att.virtualclassroom.org). Планируемые образовательные проекты объединяет то, что телекоммуникации в этом контексте дополняют традиционную методическую работу образовательных структур и центров.
Среди массы стихийных образовательных проектов можно выделить три основные модели:
- исследовательская;
- турнирная;
- конкурсная.
- Идея
- Объявление
- Регистрация
- Совместное планирование деятельности
- Исследование на месте
- Размещение результатов на местном сервере
- Объединение сайтов ссылками
- Идея
- Объявление
- Регистрация
- Высылка заданий
- Выполнение
- Перекрестная проверка решений
- Подведение итогов
- Награждение
- Планирование деятельности
- Сбор материалов
- Судейство
- Награждение
- Размещение результатов на общем сервере
Типичный вариант применения исследовательской модели — образовательный археологический проект Global Village: Fort Ross (www.mcn.org/ed/ross/gv.htm), результатом которого является плодотворное трехлетнее сотрудничество краеведческого клуба «Иркутск — Форт Росс», Музея истории г. Иркутска и Калифорнийского музея Форт Росс.
Приглашение из государственного парка Форт Росс (Калифорния) участвовать в археологическом проекте Global Village: Fort Ross было получено в 1996 году. Прекрасно понимая, что школьники, участвующие в этом замечательном проекте, представляют лицо города, иркутские организаторы решили обратиться за помощью к сотрудникам музея истории города Иркутска.
Вызрело решение о создании городского детско-молодежного клуба «Иркутск – Форт Росс», целью которого явилась краеведческая работа по теме «Русская Америка» и изучение вклада иркутских купцов в деятельность Российско-американской компании в XVIII-XIX веках. Общественность города посредством газетных публикаций была нацелена на необходимость заняться изучением великого наследия могущественнейшей компании.
Откликнулись многие общественные организации, молодежные клубы и отдельные добровольцы, но самой неожиданной оказалась информационная поддержка со стороны Конгресса русских американцев в лице его вице-президента Е. А. Александрова От него поступили материалы по теме «Русская Америка» — газетные публикации и журналы.
Регулярная переписка с организаторами археологического проекта дала прекрасные результаты: параллельно велись раскопки в бывшей русской крепости Форт Росс в 40 милях от Сан-Франциско и на территории бывшего Вознесенского монастыря в Иркутске, проводился целенаправленный поиск информации в отношении некоторых деятелей Российско-американской компании, в результате чего были найдены потомки первого коменданта Форта Росс И. А. Кускова. В ходе деятельности проект получил спонсорскую поддержку со стороны ЮНЕСКО.
Завязались непосредственные контакты между участниками проекта. Летом 1998 года группа калифорнийских школьников во главе с директором проекта Бреком Паркменом приняла активное участие в очередных раскопках на территории Вознесенского монастыря и в работе экологического лагеря на Байкале. Отчет об этих совместных мероприятиях выложен на российском и американском серверах (www.ifrc.irk.ru и www.mcn.org/ed/ross/gv.htm).
В свою очередь группа иркутских школьников была приглашена в Калифорнию для участия в археологических раскопках в знаменитой русской крепости Форт Росс и на празднование 200-летия со дня основания Российско-американской компании. Клуб «Иркутск – Форт Росс» совместно с музеем истории города планирует также развернуть обширную работу по освещению деятельности Российско-Американской компании.
По схеме турнирной модели строятся обычно все отечественные турниры и состязания — такие, например, как «Роботландские турниры», турниры по программированию Воронежского педагогического университета, турниры Института программных систем РАН, различные мейл-ринги и состязания знатоков.
Важный момент в конкурсной модели взаимодействия — организация диалога нескольких партнеров, разнесенных географически, а иногда и по языковому признаку. В этом случае особенно эффективными становятся уже упомянутые выше on-line-технологии общения. Наглядным примером такой модели сотрудничества являются международные проекты: Contest «ThinkQuest» (advanced.org/thinkquest/) и AT&T «Virtual ClassRoom» (www.vc.attjens.co.jp/e/contest/). Показательным примером конкурсной модели проекта можно по праву считать предложенную организаторами всемирного конкурса ThinkQuest модель образовательного Web-квеста для школьников (здесь quest означает поиск, исследование).
Заявка на участие в престижном проекте ThinkQuest подтолкнула участников к сотрудничеству с известнейшим в Иркутске экологическим движением «Байкальская экологическая волна». Конкурсная тематика была выбрана не случайно: проект «Клуб друзей Байкальской нерпы» отражал специфику региона и перекликался с интересами «Волны». Многие добровольцы помогали членам команды: были организованы интересные встречи с учеными на территории Лимнологического музея, оказана техническая помощь в верстке материалов в штаб-квартире «Байкальской экологической волны» и в издательстве местной газеты «Восточно-Сибирская Правда», спланирован просмотр видеофильмов о Байкальской нерпе на собраниях клуба «Иркутск – Форт Росс».
Стоит отметить исключительный энтузиазм и самоотверженность участников конкурса в работе по сбору и верстке большого по объему (13МБ) материала. Сегодня двуязычный Web-сайт размещен на американском сервере (library.advanced.org/16156). Хотя престижных призов ребята и не получили (из-за отсутствия зарубежных партнеров, что является существенным фактором при оценке результатов конкурса ThinkQuest), моральное удовлетворение от самостоятельно проделанной работы безусловно есть.
Опыт, приобретенный в этом конкурсе, позволил учащимся иркутской школы № 24 участвовать совместно со школьниками других стран уже в двух проектах: «Искусство эпохи Возрождения» (library.advanced.org/27891) и «Древний Египет» (library.advanced.org/28529).
Особого внимания в подобной модели сотрудничества заслуживает организация совместной дистанционной работы целых классов – партнеров по проекту, разделенных не только часовыми поясами, но и языковыми и культурными барьерами. Остановимся на методике организационной работы в конкурсе Virtual Classroom.
Как, например, организовать мотивацию учащихся к участию в этом конкурсе? Вот рекомендации по обустройству рабочих мест школьников:
- повесьте на стену часы с местным временем каждой страны-участницы;
- пометьте местонахождение каждого партнера на карте мира;
- рекомендуйте каждому учащемуся выбрать самостоятельно друга по переписке из команды-партнера;
- заведите альбом для коллекции всех писем и посланий от команд-партнеров;
- используйте чаты или видеоконференции в реальном масштабе времени для обмена информацией и выработки общей стратегии;
- поставьте администрацию вашей школы в известность об участии в проекте;
- подключите учителей английского языка и других предметов к вашей работе;
- делитесь своим опытом и идеями с коллегами;
- совмещайте школьное планирование по предметам с темой вашего проекта;
- раскрывайте выбранные вами темы более полно (к примеру, если речь идет о поп-музыке, то необходимо отметить ее роль в культуре страны или рассмотреть ее развитие в историческом ключе относительно технических средств записи);
- покажите своим ученикам, как различные предметы, такие как история, искусство, музыка, естественные науки, могут совмещаться вместе в одной теме.
Наиболее привлекательным в конкурсе является разумное планирование деятельности с периодичной отчетностью перед общим координатором.
Роль учителя в проекте весьма значительна: его участие требуется на всех этапах совместной работы. Этим конкурс Virtual Classroom существенно отличается от популярнейшего конкурса ThinkQuest, который, пожалуй, рассчитан на индивидуальную работу опытного Web-мастера (учащегося) с двумя иноязычными партнерами. Уровень проектной работы в последнем очень высок, начиная со специально создаваемых списков рассылки и заканчивая самыми современными средствами, примененяемыми в проектах (VRML, CG-скрипты, Java). Роль же учителя здесь сводится к работе координатора, консультанта.
И вот все новые и новые группы иркутских школьников подают заявки на участие в конкурсах ThinkQuest и AT&T Virtual Classroom; уже несколько лет иркутские школы работают в российском проекте «Роботландия»; юные иркутяне принимают участие в олимпиадах российских учебных центров. Мощный толчок к деятельности получили молодые инновационные школы, ставшие участниками телекоммуникационных проектов программы «Гармония». В Иркутске созданы интереснейшие русскоязычные образовательные сайты: «Школьный автобус» и «Сибирячок» (62.76.21.53/school/Projects/ss.html).
С опытом приходит мастерство, а мастерство требует обновления технической базы и благосклонности местных провайдеров. Не секрет, что многие школы не в состоянии оплачивать услуги в сети Интернет. Приятно отметить также мощную поддержку, оказываемую школам и общественным организациям со стороны программ «Гармония» и ИОО, а также помощь местных провайдеров, бесплатно подключающих школы к сети Интернет на лимитированной основе. Информационное поле Иркутска расширяется с каждым днем.
За стихийными проектами — будущее, так как именно здесь реализуется основной принцип работы в WWW, саморазвитие системы. Но существует и проблема качества проектов. Одним из решений этой проблемы является объединение, интеграция усилий различных специалистов по решению задач, поставленных перед участниками конкретного проекта: от ограниченности в рамках одного класса — к открытому обществу в целом.
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:
Емельянова Елена Владимировна — методист Информационно-методического центра департамента образования Иркутска