От редакции “КвШ”. Этой статьей мы продолжаем серию статей, посвященных созданию мультимедиа-приложений. Статьи-уроки Татьяны Полиловой о возможностях инструментальной среды Borland Delphi стали, по мнению читателей, хорошим зачином.
Серия – дело серьезное, и ей присвоено обязывающее ко многому название “Уроки “КвШ””. На этот раз мы попросили провести уроки Татьяну Шаньгину. Таня начала работать над диском “Ленинград в блокаде” в своей родной петербургской 524-й школе; уже тогда она стала победительницей конкурса работ на городской конференции по информатике. Затем Таня продолжила работу над диском, став студенткой первого курса Электротехнического университета, и теперь она – призер конкурса “Мультимедиа, CD-ROM и Интернет-сайты”, проводимого под эгидой ЮНЕСКО.
В этом году исполнилось 55 лет со дня снятия блокады Ленинграда, и надо заметить, что это событие отразилось не только на культурной жизни Санкт-Петербурга: оно не осталось без внимания во многих городах России.

Когда думаешь об этом, возникает желание рассказать о блокаде. После нескольких попыток подступиться к этой теме я пришла к выводу, что мой реферат по истории нельзя сделать в виде просто книжки. Я поняла, что передать свое представление о блокаде смогу лишь с помощью компьютера.
В компьютерную книгу можно поместить документальные фрагменты кинохроники блокадного Ленинграда; к каждому разделу и видеофрагменту необходимо подобрать музыкальное сопровождение, наполняющее работу эмоциональным содержанием. Ход военных действий хочется представить на анимированной карте, наглядно показав передвижение войск и захваченные территории. Все статистические данные можно оформить в виде диаграмм с различными эффектами анимации, благодаря чему они станут не только интересными, но и запоминающимися. С помощью гипертекстовых ссылок удобно провести разбиение всего материала на логические части, что делает восприятие текста доступным даже для ребенка; кроме того, текстовое содержимое можно и озвучить.
Понятно, что для реализации идеи нужна была программа, которая позволяла бы сделать все вышеперечисленное, но из всего программного обеспечения, которым я тогда владела, я могла воспользоваться лишь средствами подготовки HTML-страниц. Начав создание электронной книги в HTML-формате, я поняла, что сделать то, что мне хотелось, у меня не получится. С тех пор каждую компьютерную энциклопедию, каждый мультимедийный диск я рассматривала с точки зрения оформления, использования анимационных возможностей, пытаясь понять, как все это сделано.

С самого начала работы я мало что знала о создании мультимедиа-приложений. Поэтому начиная работу над диском, я не имела четкого представления о том, что и в какой последовательности мне придется делать.
В этом цикле статей я постараюсь описать все этапы создания мультимедиа-приложения на примере создания диска “Ленинград в блокаде”. Я расскажу о сборе материала, о разработке структуры мультимедиа-контента (см. ниже) и о создании прототипа моей работы. В следующих статьях я опишу процессы создания шаблонов и подготовки информации (сканирование и обработка фотографий, оцифровка видео, запись звука, форматирование текста). И конечно же, я расскажу о завершающем этапе проекта – верстке и записи созданной коллекции на компакт-диск.
Начну с этапа сбора материала. Вся информация, находящаяся на диске “Ленинград в блокаде”, собрана мной “за столом в читальном зале” – работала и с литературными источниками, и с географическими картами, и со справочниками… Найденный материал я скомпоновала таким образом, чтобы фактический расклад событий совмещался с личным восприятием происходящего различными людьми. Важно было сохранить интонацию их рассказов, их оценок создавшегося положения.
При создании диска я использовала около 70 книг, основные из них перечислены в конце статьи. Я старалась тщательно отбирать именно тот материал, который содержит наиболее полные описания происходивших событий и будет интересен моим читателям. Но главная сложность состояла даже не в подборе материала, а в том, чтобы изложить этот материал последовательно, правильно разбив его на логически связанные фрагменты. Для этого надо не только разбить текст на части, но и расположить материал в виде связанных кадров с тем, чтобы при нажатии на кнопку мыши читатель мог быстро перейти от одного кадра к другому. На этом этапе работы возникла необходимость разработки структуры диска, демонстрирующей все составные части проекта, все связи между разделами. С самого начала структура диска была довольно несложной, несмотря на большое количество материала. В ходе дальнейшей работы весь текстовой материал остался неизменным, но сама структура диска изменилась практически полностью.
Надо сказать, что трудно сразу организовать структуру диска таким образом, чтобы она была удобна для читателя, тем более что в процессе работы всегда появляется дополнительный материал, который необходимо включить в работу. В самом деле при разработке любого мультимедиа-приложения его начальная структура никогда не сохраняется до конца. Это объясняется тем, что сделать диск максимально простым и удобным в использовании можно только тогда, когда некоторая его структура уже есть, и когда ты, оценивая свой труд со стороны, видишь все недостатки и достоинства созданной структуры. Только тогда человек понимает, что у него сделано правильно и удобно, а что требует некоторой доработки или переделки в целом.
На рисунке приведена начальная структура диска и та структура, которую она имела в конце работы над проектом. Надо признаться, что прежде чем у меня появилась конечная структура диска, было очень много всевозможных промежуточных вариантов и идей, которые по различным причинам остались нереализованными.

Конечная структура работы, как я уже говорила, мало похожа на ту, которая была в начале. В ней появились начальная и конечная заставки, которые придают работе законченный вид, и главное меню, состоящее из пяти разделов:
- На подступах к городу
- Дорога жизни
- Ленинград в блокаде
- Прорыв
- Прошли годы

Прототип можно определить как каркас будущей работы, с кратким ее содержанием и основными элементами оформления. Прототип необходим, когда речь идет о большой работе, содержащей объемный материал. Мне он помог разделить работу на логические части (разделы, главы) и определить перечень тех материалов, которых мне недоставало. Впоследствии я расширила некоторые разделы и ввела новые главы, но основа осталось такой, какой я определила ее в прототипе. Совершенно иным образом обстояло дело с оформлением, потому что конечное оформление диска очень сильно отличалось от оформления прототипа.

Только благодаря тому, что предварительно был создан прототип, я смогла понять, как я хочу оформить свой диск, и каким образом следует сочетать оформление с удобством изучения материала. Создание прототипа – одна из важнейших стадий разработки мультимедиа-приложения, поэтому далее я расскажу о создании прототипа моего диска, причем постараюсь сделать это так, чтобы на основе этого рассказа любой человек смог повторить эти действия при создании собственного мультимедиа-приложения.
(продолжение следует)
О литературе, использованной в ходе работы над проектомКниг было так много, что нет никакой возможности перечислить их все. Вот главные.
1. Алесь Адамович, Даниил Гранин. Блокадная книга. Советский писатель, 1983.
2. 1941-1945 Великая Отечественная война. Изд. политической литературы, 1990.
3. Подвиг Ленинграда. Современник, 1983.
4. Ленинград в борьбе месяц за месяцем 1941-1944. Ассоциация историков блокады и битвы за Ленинград в годы второй мировой войны. Ланс, 1943.
5. Даринский А. В., Старцев В. И. История Санкт-Петербурга XX век. Глагол, 1997.
6. Энциклопедия Третьего рейха. Локид-миф , 1996.
7. Никольский А. С. Ленинградский альбом. Искусство, 1984.
8. Петров Г. Ф. Памятник скорби и славы. Лениздат, 1986.
9. Подвигу твоему, Ленинград! Альбом. Лениздат, 1976.
10. Вечный огонь памяти. Альбом. Лениздат, 1980.