Надежда Рощина, Елена Яковлева

   Процесс приобщения широких учительских и ученических масс к электронным медиа происходит стремительно. Все больше школ начинают заниматься разнообразной видео- и компьютерной деятельностью, приобщаясь к отечественной педагогической медиа-культуре и одновременно развивая ее. Этот процесс бурно протекает не только в средней, но и в младшей школе.
   Для нас стали уже привычными и почти понятными слова, содержащие корень "медиа": мультимедиа, масс медиа, медиа-культура. Однако еще раз повторим: медиа -- средства общения, обучения, передачи информации от человека к человеку, от учителя к ученику, от сообщества к сообществу.
   От редакции "КвШ". Великолепную подборку на тему "медиа - средства общения" вы найдете на сайте Учкома (спасибо команде Евгения Патаракина из Переславля-Залесского!)
   http://dll.botik.ru/libr/cit/welcome.ru.html
   Технический прогресс последних лет дал человечеству такие средства, которыми оно, по сути, не умеет управлять и которые не успевает как следует осмысливать. Так, по-видимому, будет и дальше. Море разнообразной компьютерной, аудио- и видеотехники и соответствующей "начинки" к ней разлилось по российским городам и весям. Это факт. Дети и подростки, хотим мы этого или не хотим, увлечены электронной стихией. И это тоже факт. Интерполируя слова незабвенного Аркадия Исааковича Райкина: "Влияние улицы, влияние улицы!.. А что делать, когда кругом одни улицы?" на ситуацию компьютеризации молодежи, скажем: "А что делать, когда кругом одни компьютеры?".
   Похоже, следует "поставить их на место" (а место их в арсенале средств обучения рядом с перьевой ручкой, пишущей машинкой, красками, пластилином и электроорганом, например), и заниматься вместе с учениками науками, и искусством, используя это средство, подчиняя его своим целям, представляя себе его особенности, достоинства и недостатки. Придется поспевать за детьми в их стремлении к новому; нельзя давать себе расслабиться и почивать на лаврах, даже очень заслуженных.
   Современную технику в учебном процессе можно применять разными способами. Один из традиционных путей состоит в пассивном ее использовании -- просто как носителя и "подателя" готовой информации. Несмотря на то, что такой способ получения информации предполагает некоторые дополнительные действия со стороны ученика, предшествующие непосредственному восприятию информации и впоследствии сопровождающие этот процесс, с годами он подтвердил свою продуктивность. Благодаря высокопроизводительным технологиям хранения информации, обеспечивающим удобный поиск, быстрый доступ, "подачу" качественного звука и изображений, техника становится все более "прозрачной" - незаметной, интуитивно удобной для пользователя. Избавившись от необходимости заботиться о том, где взять нужный материал и как показать его ученикам, учитель может сосредоточиться на содержательных вопросах, не спеша обдумать, что именно он хочет показать своим ученикам, сделать осознанный выбор в море готовой информации. Вопрос о выборе, безусловно, непрост, он сродни проблеме выбора учебников и методик.
   Другой способ применения техники в учебном процессе подразумевает его интенсивное использование учителями и учениками в качестве инструмента, обладающего неизмеримым потенциалом возможностей. Люди с древнейших времен пользовались разнообразной техникой -- будь то каменный топор, экскаватор или токарный станок -- в созидательных целях. В данном же контексте это может быть какой-то свой, удачно найденный способ организации добытой информации, расставляющий акценты и, таким образом, отражающий свой, личный взгляд на предмет. Или совершенно новая, оригинальная работа в любой области, посвященная любому предмету -- как школьному, так и лежащему за пределами программы.
   На наш взгляд, это более живой и интересный путь, дающий ученикам и учителю новые возможности для творчества. Техника служит здесь приманкой для включения ребят в содержательную деятельность. Потрудившись, собрав и обработав информацию, дети получают в награду красивый, "настоящий" мультимедийный продукт: электронную книжку, слайд-шоу, мультфильм. Необходимая для такой работы техника уже есть во многих школах.
   Для учеников младших классов существуют адаптированные "детские" среды. Но "детские" - не значит простенькие и маломощные: практика показывает, что для удовлетворения творческого потенциала наших "младшеньких" необходимы программы с большим набором возможностей, не ограничивающие ребят в средствах выражения. Перефразировав слова Максима Горького, можно сказать, что специалисты по созданию обучающих программ стремятся писать программы для детей так же, как для взрослых, только лучше.
   Создатели Лого - замечательного инструмента, одобренного уже во многих российских школах, - работали именно под этим лозунгом. Современные версии этой системы (ПервоЛого, ЛогоМиры 2.0) включают в себя все инструменты, какие только могут понадобиться ученику: встроенный текстовый редактор, снабженный разнообразными шрифтами и раскрасками, графический редактор с богатым набором инструментов и обширной библиотекой картинок, возможность использовать музыку и звуки в проектах, музыкальный редактор, с помощью которого ребенок тут же на компьютере может записать сочиненную им мелодию или сделать собственную аранжировку известной песенки, и многое другое. При этом Лого-среды создавались так, чтобы минимально сократить время, которое нужно на их освоение, чтобы они были "по силам" их пользователям. Например, среда ПервоЛого адресована детям 5-12 лет, а школьники чуть постарше -- 10-13 лет -- комфортно чувствуют себя в среде ЛогоМиры.
   Известно, что качество используемого инструмента неминуемо влияет на качество исходного продукта. Работая в Лого-средах, таких, как ПервоЛого или ЛогоМиры, дети легко создают профессионально выполненные мультимедийные проекты. Играя с Лого, они не только учатся началам программирования, исскусству решения задач, подобных тем, которые ежедневно ставит жизнь перед взрослыми, но и просто получают удовольствие. Опытные учителя знают, что и "взрослые" программы (такие, например, как ClarisWorks для Маков), могут быть использованы для работы в младшей школе.
   Почувствовав вкус к настоящей творческой работе, дети смогут понять, что компьютер -- не только игрушка, а замечательной простоты средство, позволяющее создать самому рассказ о чем-то интересном и важном, причем в такой форме, которая будет понятна и интересна другим людям.

   Коротко об авторах:
   Рощина Надежда - методист отдела аудиовизуальной информации ИНТ
   E-mail: int_ video@mtu-net.ru
   Яковлева Елена - методист отдела Лого ИНТ
   E-mail: int_logo@mtu-net.ru