В октябре в магазинах появилась первая часть мультимедиа-программы REWARD Intern@tive, которую подготовила к выходу в свет российская компания "Новый диск". Остальные три части программы планируется выпустить не позднее Нового года.
Важнейшая особенность REWARD Intern@tive – использование возможностей сети Интернет. И в этой области, как бы придирчивы мы ни были, конкурентов новому курсу не обнаружим. "Гибрид" мультимедиа-учебника с системой дистанционного обучения действительно появился у нас впервые. Правда, сейчас можно строить только предположения о том, как будет работать анонсированная система. Впереди длительное тестирование. А пока что представители компании "Новый диск" рассказали журналистам и преподавателям о том, как все должно быть.
В каждом уроке программы REWARD Intern@tive есть упражнения, помеченные на экране значком в виде конверта. В одном уроке их может быть от одного до шести. По содержанию это письменные задания творческого характера: составить рассказ об услышанном, увиденном, пересказать что-либо своими словами и так далее. Выставить оценку за такую работу машина, разумеется, не может. Когда упражнение выполнено, система автоматически выходит на связь с преподавателем REWARD (например, в Москве), который проверяет полученный текст и отправляет ученику файл с результатом проверки. Перед создателями программы стояла сложная техническая задача – естественным и непринужденным для пользователя образом встроить возможности Интернет в обучающий мультимедиа-курс. Именно реализация этой возможности потребовала, по словам специалиста фирмы "Новый диск" Сергея Тараненко, дополнительного времени и усилий (первоначально выход REWARD Intern@tive планировался на лето этого года).
REWARD Intern@tive предполагает также общение в реальном времени, причем не только в текстовом, но и в голосовом режиме (в программе эта функция называется Форум). Кроме того, предусмотрены сетевые игры и ознакомление учеников с последними новостями на английском языке. Пользователи, не подключенные к компьютерной сети, конечно, не смогут вкусить всех этих радостей в полном объеме, однако для них проверка заданий будет организована по обычной почте. Все преподаватели, готовые включиться в эту работу, должны получить международные сертификаты.
Итак, REWARD Intern@tive пополнит арсенал компьютерных программ для изучения английского языка. Нужно сказать, что в последнее время на этом рынке становится тесно. Общее число мультимедиа-учебников, разговорников, лексических и грамматических игр, компьютерных аудиотренажеров превысило три десятка. В любом большом магазине десяток-полтора таких дисков можно найти всегда.
Крупнейшие издатели CD-ROM считают своим долгом предоставить ту или иную эксклюзивную разработку на эту тему; собственный "английский" предлагают фирмы "МедиаХауз", "Кирилл и Мефодий", NMG, "Акелла" и другие. Пользователь, еще недавно "голодный" и невзыскательный, теперь становится "гурманом". Если три-четыре года назад самодельная программа, небрежно скроенная из старых учебников, могла при поддержке агрессивной рекламы пользоваться успехом, то сейчас подобную продукцию заметно потеснили компакт-диски действительно высокого качества. Это либо разработки лучших российских авторов ("Курс Графовой", "Курс Игнатовой", "Профессор Хиггинс", "Поем и учим английский"), либо прекрасные аутентичные курсы английского, локализованные нашими издателями. Таковы, например, "Английский в три приема" и "Английский. Путь к совершенству" компании "МедиаХауз".
Для пользователя оба типа программ хороши по-своему. В импортных курсах привлекает настоящий английский "прямо оттуда"; российские же разработки выигрывают за счет того, что классически правильный язык сочетается в них с методикой, рассчитанной специально на русскоговорящего ученика. Какой подход выбрать – дело вкуса, тем более что можно заниматься сразу по нескольким программам.
Фирма "Новый диск" пошла по пути локализации аутентичной продукции. REWARD Intern@tive – это оксфордский курс. Права на книжный прототип программы, аудио- и видеоматериалы к ней принадлежат всемирно известному издательству Macmillan Heinemann. Курс разработан относительно недавно и состоит из пяти частей, четыре из которых (кроме первой, Starter) получили мультимедиа-воплощение на восьми дисках CD-ROM.
На российском рынке новинка заявлена как один из самых полных и объемных мультимедиа-учебников английского. Каждый из четырех уровней REWARD Intern@tive – Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate и Upper-Intermediate – рассчитан на 150 часов занятий. В курс входят 198 уроков, 29 контрольных работ, не менее одиннадцати часов аудиоматериала, более пяти часов видео и, что особенно важно, множество упражнений – около пяти тысяч. О "полноте" материала говорит и тот факт, что первые задания курса рассчитаны на ученика с низким уровнем знаний и навыков (хотя и не на "абсолютный нуль"), а последние – на человека, владеющего языком почти в совершенстве. К тому же в REWARD Intern@tive, по утверждению представителей фирмы "Новый диск", есть все компоненты обучения языку. Среди упражнений – проработка текстов, аудирование, письменные задания на слова и грамматику, шлифовка произношения. Курс оснащен четырьмя методами построения "графиков произношения" и технологией распознавания речи ViaVoice.
Стоит отметить, что в большинстве своем обучающие языку программы, появившиеся ранее, не претендуют на полноту. Чаще всего это не учебники, а учебные пособия, помогающие на какой-то одной стадии занятий. Например, "курс Игнатовой" представляет собой то, что преподаватели называют словом textbook. "Профессор Хиггинс" – прежде всего фонетический тренажер. "Английский для всех" (фирмы "ГуруСофт") и вышедший недавно диск "Грамматика английского языка" (NMG), – сборники интерактивных упражнений "письменного" характера. Компакт-диск "Учим английский" фирмы "Акелла" – всего лишь тренажер для запоминания слов.
Более или менее комплексным подходом к обучению отличаются "курс Графовой", "Английский в три приема" и "Путь к совершенству". Но все-таки это скорее мультимедиа-аналоги интенсивных курсов, чем полноценные учебники. В них сильно "облегчена" грамматика, а основное внимание уделяется разговорной речи. У REWARD Intern@tive остается, таким образом, только один настоящий конкурент – программа English Express фирмы ILT Ltd, занимающая 18 дисков CD-ROM. Однако цена этого мультимедиа-учебника выглядит еще внушительнее, чем его объем.
Компьютерная трактовка REWARD одобрена автором курса, президентом Всемирной ассоциации учителей английского языка как иностранного (IATEFL) Саймоном Гринолом. "Никто не знает точно, как мы учим язык, – замечает Саймон, – но есть проверенная схема обучения, которая реализуется в REWARD. В новом мультимедиа-издании возможности компьютера сочетаются с работой живого преподавателя, которого машина никогда не сможет заменить".