Начнем с констатации того факта, что информационные технологии (ИТ) привносят серьезные перемены в одну из наиболее устоявшихся сфер культурно-социальной деятельности – библиотечное дело. Со времени изобретения печатного станка, когда основным составляющим элементом любой библиотеки стали книги, к сегодняшнему дню произошли кардинальные изменения, связанные не только с расширением компонент библиотечных фондов, но и с видами обслуживания читателей. Все это заставило государственные структуры управления и сами библиотеки приноровиться к новым возможностям и задачам.
Прежде всего, это привело к смене парадигмы самой библиотеки и ее места в социокультурной среде.
ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma пример, образец), в философии, социологии – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.
“Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия”
Адрес сервера в сети Интернет www.km.ru |
Библиотека стала не только хранилищем книг и другой печатной продукции, используемой читателем традиционным образом, но благодаря возможностям ИТ включает в свои фонды самые разнообразные электронные публикации (в том числе существующие лишь в сетевых вариантах, в виде Интернет-ресурсов), обеспечивает разнообразные формы доступа к ним. Теперь не только расширяется круг читателей, но и значительно совершенствуются формы их обслуживания.
При этом важным обстоятельством является не столько повышение уровня автоматизации обработки библиотечных процессов таких, как учет поступлений информации в фонд, выдачи ее читателю, и других, сколько расширение форм и повышения качества обслуживания пользователей подобных систем.
Информационные технологии позволили уже сегодня реализовать проекты библиотек, отвечающих взгляду на мир как на единое информационное пространство, в котором будет обитать человек XXI века. Далее в качестве наглядного примера выбраны муниципальные библиотеки Москвы.
Что представляют с системной точки зрения муниципальные библиотеки российского города? На рис. 1 представлена типовая централизованная библиотечная система (ЦБС), составляющая, как правило, ядро соответствующей городской системы.
В свете новой парадигмы публичная библиотека представляет собой центр доступной населению информации, охватывающей культуру, образование и бизнес. Следовательно, ЦБС рассматривает в качестве пользователей местное сообщество жителей, которые имеют информационные потребности, накладывающие ограничения на библиотечные фонды, организацию ЦБС, формы обслуживания читателей, выбор аппаратной и сетевой платформ, а также на характер взаимодействия с другими системами, в том числе с местными властями. На ЦБС полезно посмотреть и со структурно-функциональной точки зрения. Тогда можно будет увидеть, что ее фонды комплектуются с учетом не только круга потребностей читателей и в рамках средств, представляемых муниципальными бюджетами, но и в результате активных действий самих библиотек, реализующих возможности ИТ, которыми они располагают (на последнее обстоятельство, как на весьма существенное, мне указал заведующий информационно-аналитической службой ЦБС “Киевская” А.В. Пурник). Поэтому фонды и организационная структура ЦБС формируются в соответствии с наиболее актуальными потребностями жителей округа (района) в информации:
· информация образовательного круга
· информация культурного круга
· информация делового и управленческого круга (она включает нормативные документы местных властей).
Формируется триада доступных читателю носителей информации – это старые добрые книги, текстовые либо мультимедийные компакт-диски и информационные ресурсы в сети Интернет.
При этом деятельность библиотек в сети Интернет непременно требует создания и поддержки собственных Web-страничек – для этого сотрудники и читательский актив библиотеки овладевают в той или иной степени навыками издательской деятельности в Сети (Web publishing).
Типовая структура ЦБС на примере конкретной системы “Киевская” представлена на рис. 2.
Управленческое ядро ЦБС включает контору, бухгалтерию и подразделения комплектации и обработки, автоматизации, маркетинга и аналитической службы и рабочие места для занятий на компьютерах, в том числе оказания Интернет-услуг читателям. Структуру ЦБС образуют библиотеки-филиалы, которые специализированы как по фондам, так и по функциям. Так, например, центральная детская библиотека с основными фондами ориентирована на учащихся и широкие круги читателей; филиалы могут обслуживать читателей, интересующихся программными продуктами для компьютеров или компакт-дисками по музыке, искусству и другим направлениям культуры. Для обслуживания читателей, ориентированных на бизнес, организован Центр деловой информации. В процессе становления находится медиатека.
Какие же ресурсы требуются для рассматриваемой библиотечной системы? Прежде всего – это сетевая платформа, которая наряду с локальными сетями, охватывающими структуру ЦБС, включает выделенный канал для связи с провайдером (2Мб/с); зарезервирован также коммутируемый оптоволоконный канал. Доступ к внешним ресурсам в сети Интернет реализован с использованием протокола V.90. Для информационных ресурсов ЦБС у провайдера арендовано место под Web-страницу. Управление всей сетью поддерживается сервером Apache. Локальная сеть “Компьютерной библиотеки” (КоБи) управляется NT-сервером; она охватывает семь рабочих станций, лазерный и струйный принтеры. Во второй локальной сети ЦБС – десять рабочих мест, один лазерный, два струйных и три матричных принтера, слайд-сканер и несколько обычных сканеров. Обмен между локальными сетями ЦБС осуществляется по выделенной линии (2Мб/с), тогда как службы Центра деловой информации и поддержки образования имеют лишь коммутируемые выходы в сеть. Сеть укомплектована двумя маршрутизаторами компании Cisco. Компьютерная техника – компании Inel.
Во всех семи серьезных проектах, реализованных в ЦБС за год, используются исключительно лицензионные программные средства, полученные с учетом академических льгот (они распространяются на библиотечные учреждения) у компаний-производителей и их российских партнеров. Так, через московское представительство корпорации Microsoft приобретены основные продукты, обеспечивающие работу ЦБС. При обслуживании пользователей в “КоБи” ЦБС программные продукты представляются читателям для домашнего использования только с лицензией: “единовременно – на один компьютер – одному читателю”. Гарантией служит защита от нарушителей лицензии – обязательная деинсталляция установленной программы. В фондах “КоБи” ЦБС пользователь может найти дистрибутивы программ, соответствующую документацию, обучающие программы, книги и периодические издания по конкретным предметным областям.
Состав фондов “КоБи” позволяет выполнять разнообразные проекты по внедрению ИТ в работу библиотек и организовывать обучение читателей. Те, кто хочет освоить компьютер, могут пройти в “КоБи” 6-часовой курс первоначальной подготовки, 20-часовой курс обучения (Windows 95, Word, Excel) или 15-часовой курс обучения работе в Интернете. Библиотекарям адресован цикл учебных семинаров, стажировок по информационно-библиотечному менеджменту и маркетингу. Учителя школ могут научиться здесь использованию мультимедийных средств в учебном процессе. Сформирован базовый курс “Компьютерная грамотность с навыками работы в сети Интернет”, который пользуется вниманием учащихся. С сентября, как сообщил А.В. Пурник, начнет работать семинар “Создание ресурсов в сети Интернет”.
Еще один фонд в ЦБС составлен из компакт-дисков. Он содержит примерно 860 названий, что, как утверждают сотрудники, богаче, чем соответствующая коллекция Государственной публичной научно-технической библиотеки России (ГПНТБ, www.gpntb.ru). Тематическое разнообразие данного собрания включает диски, посвященные крупнейшим музеям, творчеству выдающихся художников, музыкантов и писателей, различным аспектам истории, урокам музыки и танцев и многому другому.
Естественно, что ЦБС создала собственный Web-сайт (www.cl.ru). По дизайну, структуре и наполнению этот сайт отвечает современным требованиям – он обладает системной организацией и обеспечивает доступ к более совершенным формам обслуживания читателей. Структура сайта наряду с общими сведениями о ЦБС представляет информацию о библиотеках-филиалах, правилах обслуживания, специализированных службах и книжных фондах, пользователях библиотек, информационно-справочных ресурсах, электронных каталогах и картотеках и др.
Публичная библиотека позволяет организовывать работу и в области правовой защиты читателя. Но это уже отдельная тема для разговора, хотя стоит отметить – в ЦБС и Управе эту задачу намерены решать совместно.
Итак, подведем итоги, связанные с существованием муниципальных библиотек в условиях новой библиотечной парадигмы. ЦБС “Киевская” обслуживает район с населением 90 тыс. человек. За год зарегистрировано около 2 тыс.читателей; примерно столько же было разовых посетителей, Среди проектов, реализованных с применением ИТ – несколько образовательных.
Летом этого года состоялось собрание советников района Дорогомилово, основным предметом обсуждения которого была деятельность ЦБС “Киевская” по информационному обеспечению жителей района. По итогам обсуждения ЦБС был придан статус Муниципального информационного центра. Получение этого статуса – не аванс на будущее, а официальное подтверждение реально существующей системы информационного обслуживания населения района.
Отрадно, что ЦБС “Киевская” – не единственная муниципальная библиотека в Москве, которая на пороге XXI века входит во всемирное информационное пространство. Присмотритесь, читатель, и вы с удовольствием увидите и ряд других – “Читальню имени И.С.. Тургенева”, “Библиотеку имени Н.А. Некрасова”, “Библиотеку имени Ф.Ф. Достоевского”…