Нынешнее состояние информатизации образования вызывает в воображении некий Город, разделенный большой рекой на восточную и западную части. По одну сторону находятся школы и ученики, по другую – продающие компьютерную технику и разрабатывающие программное обеспечение. На обоих берегах все знают, что в другой части города кипит жизнь, но как туда попасть? Изредка отдельные смельчаки перебираются через реку на утлых лодчонках, а потом, вернувшись, хвастают перед друзьями захваченными с той стороны сувенирами. Большинство не решается бороться с бурным течением, но некоторые все же не оставляют попыток навести мосты между компьютерным и образовательным сообществом.
Практическим примером осуществления этого процесса является открывшаяся год назад на базе московской школы № 1126 пилотная школа Apple Distinguished School. На состоявшейся в апреле пресс-конференции педагоги школы и сотрудники фирмы DPI, представителя компании Apple Computer в России, подводили итоги проделанной работы.
Рынок образования представляет собой одно из приоритетных направлений бизнеса компании Apple, известной своими компьютерами Macintosh. С 1977 года Apple проводит исследования по внедрению информационных технологий в учебный процесс. Специалисты компании считают, что компьютер в школе должен стать инструментом, обогащающим и облегчающим процесс обучения. "Maки" с их дружественным интерфейсом и изначальной ориентацией на непрофессионалов идеально подходят для процесса обучения. Apple берет на себя всю работу по адаптации западных методик обучения для принятых в данном стране стандартов образования и переводу программного обеспечения на родной язык обучаемых.
Пожалуй, сегодня невозможно найти школьного учителя, который бы не слышал о компьютерных обучающих программах. А как часто вы слышите о том, что в наших средних школах на уроках химии или русского языка дети работают за компьютером? В основном компьютер пока присутствует в школе как самоцель, ради изучения самого себя, а для преподавания других предметов используется редко. Причин тому множество, но основная – неподготовленность учителей-предметников к введению компьютера в канву урока, незнание его возможностей. |
Целью ACOT былаЂразрабо‚ка мето„ики испЋльзования новых информационных технологий, изучение тех изменений, которые они вносят в учебный процесс, и повышение квалификации учителей. Результаты исследований легли в основу целого ряда пособий.
За прошедшие 14 лет программа ACOT охватила более 100 школ в разных странах мира. Практическим развитием программы стало создание системы пилотных школ Apple Distinguished School. В этой системе не практикуются привычные отношения "спонсор – школа". Задача такой школы – отработка новых методик использования компьютера в учебном процессе.
В минувшем году сотрудникам первой в Европе пилотной школы Apple пришлось основательно потрудиться. Представители московской школы № 1126 участвовали в ряде крупных выставок и семинаров, где представляли модель образовательного учреждения, использующего информационные технологии в начальной и средней школе, а также в дополнительном образовании. На базе школы проводились тренинги для учителей и работали курсы повышения квалификации. В конце марта была проведена конференция "Современные технологии в начальном образовании", на которой присутствовали 250 учителей из различных регионов России и СНГ.
Следующим этапом развития московской пилотной школы стало создание на ее базе центра подготовки учителей – Teachers Development Center – в апреле этого года. Основой его деятельности станет принцип ситуационного обучения. Педагоги, которые пройдут подготовку, будут не только наблюдать, как работают другие, но и сами поучаствуют в занятиях вместе с учителями и учениками пилотной школы. Появилась возможность на практике оценить, как с введением компьютера в канву урока изменяется способ взаимодействия ученика и учителя. Центр будет сотрудничать с Московским институтом повышения квалификации работников образования, так что педагоги, которые пройдут подготовку, получат дипломы государственного образца. Функции учебного центра в России будут несколько шире, чем у традиционных учебных центров Apple.

Наша техническая база – это 90 компьютеров, 45 IBM-совместимых и 45 Macintosh. У нас три класса, оборудованных компьютерами Macintosh.

Самое примечательное, что классы Macintosh за все пять лет, что они у нас эксплуатируются, ни разу не потребовали ремонта. Только проводили upgrade. Если в бизнесе на одного технического специалиста приходится 50 сотрудников, то в образовании на одного – 500, поэтому надежность компьютеров играет огромную роль.
КвШ: Как организованы занятия в компьютерных классах? ЮС: Нельзя 30 учеников усадить за 15 компьютеров. Нужно поделить класс пополам. Как это чаще всего происходит? Учитель физики проводит занятия в компьютерном классе, и ему помогает учитель информатики. Но, на мой взгляд, этот способ организации занятий не совсем удобен. Когда представители школ заявляют на семинарах, что у них уроки компьютерной поддержки проводятся двумя учителями, то, я считаю, в этом случае либо учитель-предметник не готов, не знает технику, либо техника такая, что она в любой момент может выйти из строя, либо нет методики использования информационных технологий. На мой взгляд, такой урок должен вести один человек, и это чисто лабораторная работа, проводимая за компьютером. Вся проблема в грамотно составленном расписании. Одна половина класса идет в компьютерный класс, а другая – в обычный кабинет. Раньше у нас в школе был человек, который курировал составление расписания отдельно в компьютерных классах. Теперь мы пришли к выводу, что выделять уроки компьютерной поддержки из общего расписания предметов не стоит. Учитель просто идет к завучу и говорит, сколько уроков в неделю в следующей четверти он будет проводить в компьютерном классе. В первое время это было сложно организовать, но сейчас уже технология отработана. КвШ: Для IBM-совместимых компьютеров имеется широкий спектр русскоязычных обучающих программ, а как обстоит дело с соответствующим программным обеспечением для Macintosh? ЮС: В школы, оснащаемые компьютерами Macintosh, поставляется полный набор локализованного программного обеспечения. В процентном соотношении: 90% программного продукта переведено на русский и есть программы по географии, биологии, математике, которые используются на английском языке. Мы хотели бы дополнительно поискать зарубежное программное обеспечение и локализовать его с помощью Apple и DPI. У нас есть договор с Apple о предоставлении программных продуктов, которые нам потребуются. Речь идет только об их поиске.
Те учителя, которые закончили наши курсы, хотят и дальше работать совместно и развивать контакты. Чем больше заинтересованных людей работает над проектом, тем лучше. К нам поступает много заявок от директоров школ, имеющих технику Apple и желающих сделать так, чтобы Apple-технологии были связаны не только с предметом "информатика".
Есть и программные наработки на русском языке, разработанные самими учителями. Другое дело, что про них знает только ограниченный круг людей. Нужна информация о методах использования тех программ, которые уже есть в школах. Основная идея нашей дальнейшей работы — создать базу данных из отдельных разрозненных технологий, найти педагогов, которые уже работают в этом направлении, формировать творческие группы и выпускать единые учебные пособия. КвШ: До сих пор дискуссии о путях информатизации образования в России носили в основном теоретический характер. Большинство практических примеров использования компьютерной поддержки для изучения школьных предметов описывают деятельность энтузиастов-одиночек. Компания Apple предлагает системный подход к внедрению новых технологий в педагогическую практику. Будем надеяться, что уроки Apple Distinguished School окажутся полезными как для учителей, так и для компьютерных компаний, чей бизнес соприкасается с просвещением.