Сейчас много споров ведется о том о том, чему и как должен учить школьный компьютер, как следует оборудовать компьютерное рабочее место и т. п. Однако спорят, в основном, методисты и "продвинутые" преподаватели. Как-то так получилось, что все остальные люди, даже непосредственно заинтересованные в результате, пока не имели возможности высказаться на эту тему. В такой ситуации очень легко забыть о том, что компьютерная грамотность – это не самостийное педагогическое поприще, а вполне прикладная дисциплина, предполагающая конечный результат. Чтобы хоть как-то исправить положение, мы обратились к компьютерщикам-профессионалам. На вопросы корреспондента отвечает Валерий Субботин, заместитель директора компании Computer Network Designe.
– Вам приходится продавать компьютеры школам?
– Да. Но мы никогда не старались рассматривать школьный сектор компьютерного рынка как что-то особенное. Есть более широкое понятие – сектор бюджетных предприятий. К сожалению, именно он пострадал более всего в результате августовского кризиса. Объем закупок в среднем упал в десять раз. Однако трудно представить себе современное предприятие без компьютерной техники, полный отказ от нее совершенно немыслим. Поэтому какие-то, хотя бы начальные, знания об этой технике люди должны и будут получать в школе. Мы со своей стороны должны адаптироваться к изменяющимся требованиям заказчика. Можно сказать, в этом смысле нашей компании повезло: ориентация на небогатого покупателя, которому мы предлагаем компьютеры с максимально возможным соотношением цена/качество, позволила сохранить практически всех наших "докризисных" партнеров. Вероятно, мы можем представить себе, какова должна быть конфигурация школьного компьютера.
– Это интересно: взгляд разработчика...
– Скорее, пользователя, но пользователя искушенного. Часто говорят: давайте для школы сделаем комплект подешевле, попроще, лишь бы как-нибудь работал. Вам такая позиция может показаться архаичной, что-то из прошлого, но мы до сих пор очень часто сталкиваемся с подобными запросами. Школы, как и все бюджетные организации, зачастую не имеют средств, необходимых для покупки хороших машин. Возможен ли компромисс между качеством и ценой? Мы считаем, да. Разумеется, школьный компьютер не должен быть очень мощным – графические приложения едва ли будут использоваться в школьной практике в обозримом будущем. Совсем необязательно ориентироваться на Pentium III, вполне достаточно приобрести машину с процессором Cyrix или AMD, ничего плохого нет в использовании процессоров Pentium II Celeron и подобных. Другой вариант – использовать материнские платы, допускающие использование как недорогих, так и современных процессоров. Это позволит модернизировать компьютер простой заменой процессора. С другой стороны, именно этой возможности лишает распространенная мода "проталкивать" в школьные классы устаревшие и списанные модели на 486 или, того хуже, 386 процессорах. Это приводит к тому, что компьютерный парк комплектуется из машин, устаревших морально и не подлежащих апгрейду. Работать на них попросту нельзя: невозможно установить Windows 98, NT или хотя бы 95, под которыми работает большинство приложений, "достроить" за приемлемую сумму – тоже нельзя. Пройдет год-полтора, и эта техника окончательно превратится в никому не нужный хлам. Итак, сэкономить на системном блоке вполне возможно. Иначе дело обстоит с монитором. Брать простейший и наиболее дешевый не стоит, ведь мониторы невозможно модернизировать. Они призваны служить многие годы с одной стороны, с другой – именно качество монитора в наибольшей степени определяет удобство и безопасность работы за компьютером. В принципе, можно набрать целый класс 14" аналоговых мониторов с низкой частотой строчной развертки. И потом ругать себя на чем свет стоит, глядя на красные, как у кроликов, глаза школьников и школьниц. Лучше уж сразу брать 15" или, если позволяет бюджет, 17" мониторы. В этом вопросе за вас – цена. В последнее время на этот вид продукции она упала весьма значительно, сейчас неплохие 15" мониторы стоят столько же, сколько 14" пару лет назад.
– Каковы ваши взгляды на идеологию использования компьютерной техники в школе? Ведь помимо классических компьютерных классов возможны мультимедиа-классы, реализующие совсем другой подход к обучению, когда единственный компьютер, выступая в роли электронного ассистента учителя, позволяет "раздвинуть" стены класса и погрузить аудиторию в среду изучаемого предмета.
– Мне кажется, что эти подходы не исключают друг друга. Речь идет о совершенно разных задачах, и, соответственно, разных решениях. В компьютерном классе школьники учатся самостоятельно работать на машинах, осваивают наиболее распространенные приложения. Здесь самое главное – дать возможность своими руками потрогать технику, преодолеть некий комплекс технической неполноценности. Разумеется, сказанное относится, преимущественно к небольшим городам и поселкам, где компьютеры до сих пор являются предметами роскоши и недоступны большинству населения. Там школа зачастую является единственным источником знаний о компьютерной технике. В крупных же городах первое ознакомление с компьютером нередко начинается дома, в семье, поэтому в школу приходит много ребят, прекрасно владеющих информационными технологиями, по крайней мере на пользовательском уровне. Им не нужно объяснять, что такое операционная система и как в ней работать, вероятно, усилия лучше сосредоточить на привитии определенных этических принципов. К сожалению, такое распространенное явление, как хакерство, чаще всего – следствие домашней вседозволенности. Второе направление, мультимедиа-классы, рассчитаны на преподавание предметов, отличных от информатики. По сути, это обычные лекции, и ничего более. Компьютер, проектор и набор электронных учебников позволяют погрузить аудиторию в среду изучаемого предмета, однако технически они доступны только для учителя. Ребята не имеют возможности "нажимать кнопки", поэтому в данном случае компьютер является помощником учителя, а не учеников. Какие-то фрагменты электронных учебников можно использовать в качестве лекционного пособия, но если этот учебник предполагает самостоятельную работу школьника за компьютером, требуется соответствующее рабочее место. Важнейший компонент электронных учебников – тестирование – никак нельзя провести в классе с одним компьютером.
– Возможен ли компромисс между этими двумя направлениями использования компьютеров?
– В любом случае компьютерный класс предполагает, что есть специальный компьютер у преподавателя – более мощный, быстрый. Никто не мешает присоединить к нему проектор, проводить часть урока в виде лекции. Остальное время можно посвятить опросу, решению задач и тому подобному.
– Иногда возникает странная ситуация: компьютерный класс укомплектован, отлажен, но вместо того, чтобы проводить там занятия, администрация закрывает его на ключ. Чтобы не случилось чего. Каков комментарий специалиста по "железу"?
– Вы знаете, я пока ни разу не видел клавиатуру, которая пострадала бы от рук школьников. Со временем все приходит в негодность, и, заводя в школе компьютерную технику, надо быть готовым к тому, что ее придется периодически менять. Однако практика показывает, что главный виновник износа компьютерных комплектующих – время, а не варварское отношение школьников. Кражи, которых может опасаться школьная администрация, также большая редкость, да и предотвратить их не так уж сложно. Мне кажется, виновата не "матответственность", а какое-то странное, недоверчивое отношение к самой технике.
– В последнее время звучат разговоры о возможном сокращении объема курса школьной информатики. Как Вы считаете, отразится ли это на уровне технической грамотности будущих специалистов?
– Я думаю, нет. И вот почему. Школьный курс информатики, как он есть, не решает ни одной внятно объяснимой задачи. Ситуация сильно напоминает то, что творилось во времена моего собственного детства: на занятиях детям предлагается написать программу на каком-нибудь исторически значимом, но уже мертвом языке, например, Basic'е. При этом толком никого не знакомят ни с языком, ни с принципами программирования. Обычно в этом не разбирается сам преподаватель. Мы писали программы на Фортране и Паскале, это все давалось большими усилиями, но самое обидное – так никогда и не понадобилось в жизни. Практика показывает, что самые необходимые навыки пользователя дети в наше время получают дома. Так что та программа, которая используется в школах, должна либо сильно измениться, либо требовать от нее какой-либо отдачи – бессмысленное занятие. Разумеется, есть учебные заведения, которые совершенно иначе относятся к преподаванию информатики, но их очень мало. – Какие приложения, по-вашему, стоило бы ввести в программу, чтобы облегчить дальнейшую жизнь школьным выпускникам? – Если речь идет о средней школе, то программистов она, как известно, не готовит. Поэтому на языки программирования и другие профессиональные знания не стоит даже замахиваться. Научите каждого школьника пользоваться компьютером и не бояться этой "железки" - больше ничего не нужно. Объясните, что такое операционные системы, какие они бывают, познакомьте его с текстовым редактором и электронными таблицами. Покажите возможности Интернета. А главное – избавьте от необходимости зубрить "компьютерную латынь". Ведь со временем освоить можно что угодно, если только в самом начале не убить охоту к учебе.