Василий Микрюков
Василий Стащенюк
Школа-лицей № 320 – одна из старейших школ Москвы. Статус лицея школа получила в 1991 году. Организатором учебных программ выступил Международный центр "Образование и наука". В 1991 году был заключен договор с Московским педагогическим университетом по подготовке будущих студентов экономического факультета. Наша основная задача состоит в подготовке учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях. Лицеисты усваивают и развивают научные и практические навыки в области экономики, экологии и бизнеса с интенсивным использованием для этой цели современных компьютеров.
Сегодня мы располагаем тремя компьютерными аудиториями, в которых занимаются учащиеся 5-11-х классов. Один компьютерный класс, оснащенный ПК Pentium/133МГц, предназначен в основном для обучения старшеклассников, а два других, с ПК i80386, мы отдали учащимся 5-8-х классов. В каждой из этих аудиторий по 11 компьютеров.
Два компьютерных класса объединены в локальную сеть и способны осуществлять прием и передачу сообщений как между компьютерами одного класса, так и между классами. Выход в Интернет осуществляется с любого рабочего места в каждом из двух компьютерных классов через прокси-сервер, а вся ЛВС подключается к Интернету по коммутируемому каналу с использованием модема USR Courier V.Evr. со скоростью до 56 Кбод.
Что такое WWW-proxy (прокси-сервер)?
Это специальный кэширующий сервер, призванный для ускорения работы пользователей с WWW по протоколам HTTP и FTP.
За счет чего получается ускорение?
Ускорение получается за счет запоминания на сервере файлов, полученных пользователем, и последующей их раздачи другим (или тому же) пользователям без обращения к удаленному серверу. То есть если один из пользователей локальной сети уже поработал с медленным удаленным сервером, то другие его коллеги, обратившись к тому же серверу, будут получать информацию уже не с того медленного сервера, а с прокси-сервера, расположенного на компьютере локальной сети.
Справочная страничка сервера сети Гласнет
|
Школа имеет свой адрес электронной почты и осуществляет "переписку" с Международным учебным центром в Канзасе (США), лицеем Нотр-Дам в Париже, частной немецкой технической академией в Берлине и с ее филиалом в Хемнице.
То, что наша школа является базовой школой для экономического факультета Московского педагогического университета, определяет и характер преподавания информатики в школе. Наша учебная программа (в отличие, например, от программы московской школы № 57, см. КвШ № 2, 1998) носит прикладной характер, что, впрочем, соответствует статусу информатики как составной части образовательного компонента "Технология".
Основное внимание в преподавании информатики уделяется изучению применения приложений, входящих в состав пакета MS Office (Word, Excel, Access, PowerPoint), а также работе в сети Интернет, что необходимо выпускнику школы для учебы в вузе, а выпускнику вуза – для его профессиональной деятельности. Однако, наряду с изучением перечисленных выше компьютерных технологий, преподавание информатики в нашей школе включает в себя и обучение учащихся программированию. Именно опыт программирования позволяет максимально быстро и полно усвоить сущность работы компьютера, периферийных устройств и интерфейсов программ. При этом, в зависимости от желания учащихся, они изучают либо QuickBasic, либо Turbo Pascal, либо оба языка программирования. В последнем случае второй язык изучается на факультативных курсах.
Изучение информатики в средней школе (с 5-го по 8-й класс включительно) позволяет учащимся овладеть основами работы с компьютером, освоить клавиатуру и манипулятор "мышь", научиться составлять алгоритмы решения простейших задач с использованием языка управления Роботом, знакомит с простейшими текстовыми, графическими и музыкальными редакторами, а также с принципами программирования в системе "Лого". Основными целями обучения здесь является приобретение устойчивых навыков и культуры работы на компьютере, развитие творческих способностей учеников.
В 9-м классе изучаются операционные системы и программные оболочки, а также специализированное программное обеспечение (программы архивации, средства защиты от компьютерных вирусов, утилиты для обслуживания дисков и конфигурирования системы). На этом этапе обучения закрепляется и существенно расширяется спектр навыков работы на компьютере. Ввиду того что в 9-й, лицейский класс к нам поступают учащиеся с разным уровнем подготовки (в том числе и те, кто до этого не работал на компьютере), приходится строить учебный процесс так, чтобы адаптироваться к уровню подготовки учащихся.
В 10-м классе основное внимание уделяется изучению основ программирования на одном из выбранных языков, работе с текстовым редактором WinWord и электронными таблицами Excel. Здесь мы учим школьников применять при решении задач различной сложности методы системного анализа; дети получают практические навыки в декомпозиции задач, осваивают эвристические приемы алгоритмизации различных процессов.
В 11-м классе, помимо овладения основами работы с СУБД Access и презентационной программой PowerPoint, много внимания уделяется программам для работы в сети Интернет (MS Mail, MS News, CuteFTP, Pirch, Netscape). Основная цель обучения в 11-м классе заключается в выработке у учащихся развитого операционного мышления и способности самостоятельно работать с ресурсами Интернета.
Полученные знания и умения учащиеся могут применять при подготовке и защите курсовых и дипломных работ в вузах, а также в своей будущей профессиональной деятельности. Кроме того, как учащиеся, так и преподаватели нашей школы осваивают самые передовые обучающие технологии (разработки Института новых технологий в образовании компании УНИАР, а также собственные методики). Большую помощь в этом плане оказывает нам методист окружного научно-методического центра Центрального учебного управления МКО Татьяна Семеновна Клавдиева.
При обучении программированию мы не ставим задачу дать учащимся квалификацию "техник-программист", однако полученных ими знаний будет достаточно для самостоятельного написания и отладки простых программ на выбранном языке программирования. Навыки программирования, формируемые у школьников, создают основу для широких математических обобщений, способствуют развитию логического мышления, активизируют умственную деятельность учащихся.
Следует сказать, что при преподавании информатики у нас отсутствует жесткая регламентация действий. Мы строим учебный процесс творчески, внося в программу новые и исключая из нее устаревшие и потерявшие актуальность компьютерные технологии.
Обучение ведется по принципу "от простого к сложному". Мы имеем возможность выбирать вопросы и темы для обучения в разных классах средней школы, пропускать некоторые из них или, наоборот, включать более сложные материалы для индивидуальной работы с учащимися, проявляющими повышенный интерес к информатике.
Изучение некоторых компьютерных технологий мы выносим на факультативные занятия. На этих занятиях учащиеся получают навыки работы с программами распознавания речи (Войслок "Горыныч"), текстов (ABBYY FineReader), сканирования графических изображений, овладевают технологией векторной графики (CorelDraw), растровой графики (Adobe Photoshop), совершенствуют свои знания в программировании, овладевая на основе языков Turbo Pascal и QuickBasic технологией визуального программирования в средах Visual Basic и Delphi, знакомятся с технологией
HTML-редактирования и создания Web-страниц.
Вне рамок школьной программы лежит и работа учащихся по изготовлению проспектов и рекламных буклетов школы, подготовке наглядных пособий с использованием компьютерной техники и т. п. В настоящее время группа старшеклассников во главе с учащимся 11-го класса Иваном Волковым на основании заключенного с ними трудового соглашения разрабатывает базу данных со сведениями о преподавателях и учащихся школы.
Следует отметить, что полученных в стенах школы знаний вполне достаточно для того, чтобы начать свою профессиональную деятельность сразу же после выпуска. Опыт и пример работы наших выпускников и старшеклассников – таких, как Сергей Колесниченко, Андрей Стригуненко, Дина Щипанова, Анна Васильева (всех не упомянешь!) – показывает, что они с успехом справлялись и справляются с работой по самым разным специальностям. Вот лишь несколько примеров: специалист по эксплуатации телекоммуникационного оборудования небольшой компании, секретарь-референт, помощник руководителя предприятия, менеджер, дилер по продаже программных продуктов.
Для родителей учащихся нашей школы организованы компьютерные курсы, на которых изучаются (по выбору):
MS-DOS |
Norton Commander |
Windows 98 |
Word 97 |
Excel 97 |
Access 97 |
PowerPoint 97 |
службы сети Интернет |
QuickBASIC |
Visual BASIC |
Turbo Pascal |
Delphi |
Родители приобретают те практические умения и навыки, которые сегодня необходимы им для профессиональной деятельности, а также для того, чтобы не отстать в своем развитии и оказать помощь детям в изучении такого сложного предмета, как информатика.
Конечно, как и во всякой школе, у нас есть свои проблемы. В первую очередь они связаны с устаревшим компьютерным парком в двух классах. Мы пытаемся своими силами, насколько возможно, усовершенствовать компьютеры: наращиваем память, заменяем процессоры и т. д. Большую помощь нам оказывает директор школы, заслуженный учитель РФ, академик Академии естественных наук Юрий Семенович Котельников, который поддерживает нас во всех наших начинаниях. Однако для кардинального решения проблемы необходимо заменить 386-е компьютеры хотя бы в одном из двух классов на более современные. И здесь мы надеемся на помощь префектуры Центрального округа Москвы, планирующей на конкурсной основе заменить компьютеры в 50 школах округа.
Другая проблема связана с тем, что каждый раз после прохождения темы "Работа с MS-DOS" или "Работа с Windows 95" мы вынуждены восстанавливать перемещенные, заархивированные или стертые файлы. Поэтому мы ведем работу по внедрению системы Linux – такое решение поможет ограничить доступ пользователей к тем или иным файлам и каталогам. Добрым словом здесь хочется отметить преподавателей информатики 57-й школы А. Суханова и В. Хименко, консультирующих нас по работе с Linux и оказывающих помощь по ее установке.
Много сложностей вызывает отсутствие комплектующих к некоторым устройствам компьютера (например, где отыскать шарик к мышке?), а также поиск необходимых для ремонта деталей в магазинах и на рынках. Часть проблем связана и с необходимостью идти в ногу со временем. Так, мы уже не удовлетворены обучением школьников с демонстрацией учебного материала на мониторе; мы планируем приобрести специализированные демонстрационные устройства. Не устраивает нас и технология сканирования графических изображений; хотелось бы самим получать цифровые фотоснимки для оформления собственной Web-странички или включения их в сообщения электронной почты, для чего требуется цифровая фотокамера.
Как бы то ни было, у нас есть все основания с оптимизмом смотреть в будущее…
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ:
Микрюков Василий Юрьевич – заместитель директора школы по новым информационным технологиям, к. т. н., с. н. с.
Стащенюк Василий Владимирович – преподаватель информатики, к. т. н.
E-mail:
root@sch320.mccme.ru;
root@sch320.comcor.ru;
Адрес: Москва, Новая Басманная ул. д. 6,
phone/fax (095) 975-1641, (095) 975-4331