КвШ: Что мешает широкому внедрению обучающих компьютерных программ в школе?
ЛБ: Типичный ответ – нет хороших компьютеров – сейчас не самый актуальный. Что касается компьютерной техники, мы до сих пор делаем программы под Windows 3.1 (а вот программы для MS DOS слишком дороги для разработки…). Главная проблема состоит в том, что самые прогрессивные педагоги вообще не приемлют компьютерное обучение. Эта инерция мышления связана как с распространением откровенно слабых программ, так и с чисто пропагандистским преувеличением роли компьютеров в процессе образования. Компьютер, кроме рутинной работы по проверке знаний и ведению статистики успеваемости, должен и может добавить к учебному процессу еще одно измерение: ведь никто не сомневается в пользе географических карт или лабораторных работ по физике. Наглядность визуального представления сложных понятий, использование анимации, звуков, и, наконец, главное – возможность концентрации усилий множества специалистов в одной обучающей программе (в том числе и возможность получения прямых консультаций через сеть Интернет), – вот что уже сейчас делает компьютер незаменимым помощником учителя. Встречи разработчиков с учителями, а еще лучше, участие фирм-разработчиков в работе центров повышения квалификации, должны помочь современному учителю в этом новом деле. Компания "МедиаХауз" готова уже сейчас принять в этом самое активное участие. А пока школа использует компьютеры лишь для уроков информатики (исключения лишь подтверждают правило).
КвШ: Как Вы относитесь к "виртуальным лабораториям" в школьных классах?
ЛБ: Работа на уроках с такими программами позволяет выйти в новое измерение, помогает развивать интуицию. Здесь коллеги-разработчики уже начинают осваивать уникальные возможности создания виртуальной научной реальности. Уже есть примеры того, как в ходе лабораторных работ ученики моделируют ход очень сложных, а иногда и опасных "в жизни" экспериментов, исследуют те закономерности, которые в обычных условиях трудно уложить в только еще формирующуюся у подростка систему знаний. За этими программами – будущее. Надо лишь четко формулировать цель каждой такой разработки. Ясно, что обучающая программа должна быть не только интерактивной, но и внимательно отслеживать поведение ученика, приспосабливаться к его индивидуальности. Ясно, что надо делать, но вот как? Для малышей и старшеклассников должны быть различные решения. Немаловажную роль для мотивации учебы должна играть среда обучения. Поэтому большое внимание мы уделяем интерфейсу программы. Нам кажется, он должен быть достаточно строгим, без вычурностей, и максимально использовать интерфейс Windows, благо на разработку последнего затрачены большие средства и он стал стандартом де-факто. При этом нам кажется, что метафора книги – не самое удачное решение. Мы уделяем пристальное внимание графике, шрифтам, возможности настройки среды самим учеником. Безусловно, до идеала еще далеко. Немаловажна и веселая обстановка, для создания которой мы ввели в своих программах "переменку" с анекдотами. Любопытно, что наши тестеры изо всех сил старались прочитать эти анекдоты, для чего приходится задачу дорешать до конца. Ищем мы и другие пути мотивации работы с программой. Если бы здесь удалось договориться с авторами популярных игр! Хочешь поиграть, реши задачу. А еще лучше – для завершения этапа игры вспомни что-нибудь из математики или физики. В следующей жизни я бы сделал игру "Приемная комиссия", где пользователь выступал бы в роли экзаменатора, а компьютер был бы абитуриентом. …Попробуйте ребенка оторвать от очень сложной и непонятной взрослому стратегической игры. Осваивает он их с лету – а ведь надуманные правила этих игр намного сложней формул математики и физики. Я мечтаю, чтобы мы смогли сделать такую обучающую программу!
КвШ: Что ж, этим путем уже отправилась группа Эми Брукман в Атланте (см. КвШ № 4, 1998). А что вы скажете о гипертекстовых электронных учебниках?
ЛБ: К гипертекстовым электронным учебникам мы относимся очень скептически. Пожалуй, изучать серьезную науку "с экрана" нельзя. Электронный учебник следует использовать лишь как дополнение, справочник, помогающий быстро вспомнить уже усвоенный по печатному учебнику материал. Поэтому все наши обучающие программы снабжаются печатным пособием, и мы настоятельно рекомендуем именно по этому учебнику с карандашом изучать материал. Ясно, что обучающие программы, которые содержат только гипертекстовый учебник, в скором времени должны будут уйти с рынка. И, пожалуйста, не надо делать "сразу всю" математику, физику, химию, историю. Наш опыт показывает, что даже две наши программы – "Показательные уравнения" и "Тригонометрические уравнения" – пока что достаточно различны. И не получается поставить их производство на поток. Но ведь мы уже избалованы: если гипертекстовая энциклопедия, так подавай электронную Британскую в хорошем переводе!...
КвШ: Сейчас на магазинных полках стало тесно. Какое разнообразие обучающих программ и программ-репетиторов! Как же следует поступать покупателю?
ЛБ: Наши наблюдения показали, что покупатель оказывается перед весьма трудным выбором. И здесь виноваты мы, разработчики. Вряд ли может быть создана обучающая программа, одинаково пригодная всем и для всех случаев. Мы горячо приветствовали коллег из образовательного центра "КУДИЦ", назвавших свою "Планиметрию" электронным учебником-справочником. Руководители компании "МедиаХауз" на всех совещаниях стремятся четко позиционировать продукты всех производителей, действующих в образовательном сегменте рынка. Мы, в частности, оговариваем, что наши обучающие программы по математике и физике предназначены для старшеклассников и абитуриентов. И хотя мы знаем, что эти программы используются школьниками 7-х и 8-х классов, студентами, преподавателями, репетиторами, наша цель – проложить мостик над пропастью между школой и институтом. К примеру, квадратные уравнения буквально "пронизывают" вступительные экзамены. А школьные учителя, как правило, не успевают с необходимой полнотой изложить этот раздел, особенно задачи с параметром.
КвШ: Опытные преподаватели, оценивающие эффективность "электронного репетитора", задаются вопросом: совместимы ли жесткое компьютерное натаскивание и тренировка интуиции, когда поощряются альтернативные и нестандартные методы решения задач?
ЛБ: Наша цель – передать ученику информацию обо всех известных нам методах решения. Это, если хотите, базовая школа знаний. Как умение точно описать круг на коньках, как многочисленные этюды у художников, как препарирование лягушек у врачей, как изучение эндшпилей у шахматистов, как сольфеджио у музыкантов. Глубоко убеждены, что именно этой "начальной школы" прежде всего не хватает даже самым подготовленным абитуриентам. Как же разработать такую базовую школу знаний? Здесь мы пошли по пути взрослой науки. Если физику-теоретику во время решения своей задачи встречается интегральное уравнение, он открывает справочник, в котором собраны все известные типы таких уравнений, дана их классификация и изложены методы решения. Вот и мы пытаемся создать такой справочник, например, по тригонометрическим уравнениям. Для этого была собрана большая база реальных экзаменационных задач. Классификация позволила выявить конечное число типов таких уравнений и методов их решения. Все эти известные нам методы мы и излагаем в своей программе, иллюстрируя их интерактивным решением наиболее ярких представителей этого класса задач. Наш многолетний опыт показывает, что изучение этих базовых знаний позволяет абитуриенту без труда и, главное, осознанно, а не интуитивно, решать задачи на экзамене. Но самое главное, это быстро выравнивает знания учеников с самой различной предварительной подготовки. Существует еще один момент. Этот подход очень быстро снимает комплекс неполноценности даже у самых "слабых" учеников. Прямые наблюдения показали, что два ученика, одновременно изучающих этот материал, несмотря на кардинально разную начальную подготовку, через месяц-два занятий легко, с удовольствием, а главное – одинаково успешно решают новые задачи. Да и сама методика, очень трудная в первое время даже для самых подготовленных, ввиду своей внутренней логики и простоты через эти же месяц-два позволяет ученику легко воспринимать абсолютно новый для него материал. Мы убеждены, что внутренняя простота и логика математики и физики, если ее ясно и доказательно изложить, существенно упрощает процесс изучения. Не надо популяризации – наука сама по своей сути достаточно понятна. Что же касается "нестандартных задач", то они становятся стандартными (читай, известными), если их внести в общую базу знаний. Вместе с тем, иногда альтернативность решения просто необходима. Например, во многих задачах по физике используются материалы различных тем. Так в задачах на закон сохранения энергии могут понадобиться и кинематика, и второй закон Ньютона, и закон сохранения энергии, и различные скрытые условия задачи. Очевидно, что порядок рассмотрения этих вопросов может быть достаточно произвольным. Поэтому в задачах "Курса физики'99" за счет приличного усложнения программы такая альтернативность стала возможной.
КвШ: А станет ли учитель больше доверять обучающей программе, если на упаковке увидит некий сертификат?
ЛБ: Масса комиссий, совещаний. Термины: видеоряд, звуковой ряд... Пусть не обижаются, но это типичное решение чиновников. Строго говоря, менеджерам отдела продаж возня с сертификацией не нужна. Она практически не влияет на объем продаж. Я же – за сертификацию: авторитетный сертификат будет своим существованием помогать всем нам выстраивать сложный механизм позиционирования программ на рынке. Но мне кажется, что существенное участие в сертификационных комиссиях должны принимать и разработчики, и люди из компьютерной прессы, тестовых лабораторий. А уж вопрос об использовании, например, видеоряда давайте оставим на совести методистов-разработчиков и экспертных советов по соответствующим дисциплинам. Ведь мы же не учим художника, в какую раму ему вставлять картину.
КвШ: Но кто же тогда будет контролировать качество программ?
ЛБ: Самый простой ответ – рынок. Плохие программы просто перестанут покупать. Но это, конечно, возможно после цивилизованного формирования рынка обучающих программ. А пока, как и всегда, качество программных продуктов – дело престижа и марки производителя. Мы решаем вопрос качества с помощью тщательного и длительного тестирования. Кроме того, в качестве рецензентов нашей "Физики'99" выступили два действующих физика и преподавателя ГАНГ им. Губкина, соросовские доценты Е. Е. Городецкий и А. И. Черноуцан. Один из них, А. И. Черноуцан, является к тому же заместителем главного редактора по физике журнала "Квант". И, уверяю вас, это не были формальные рецензенты. Многочисленные обсуждения и даже дебаты немало способствовали улучшению нашего курса. Это не значит, что у нас все так хорошо. Уверен, следующие версии будут много лучше. Но на сегодняшний день лучше мы не умеем. Хочу лишь добавить, что такие авторитетные издания, как "Квант", должны уделять гораздо больше внимания нашим проблемам.