В февральском номере нашего журнала была размещена статья о мультимедиапроекторах и возможности их применения в учебном процессе. Сегодняшняя статья продолжает рассказ о проекционной технике. На этот раз речь пойдет об экранах. Конкуренция на обширном рынке проекционной техники сделала свое благое для нас, потребителей, дело: проекционные экраны, производимые многочислеными фирмами, функциональны и удобны. На первый взгляд кажется, что все они очень похожи, однако на самом деле это не совсем так, потому что сколько типов проекторов – столько типов экранов, иначе говоря оверхеду – оверхедово, а мультимедиапроектору – мультимедиапроекторово. Чтобы грамотно подойти к выбору проекционной системы, не следует пренебрегать знаниями о таких, казалось бы, незамысловатых устройствах, как экраны. Экраны бывают отражательные и просветные. Первые служат для фронтальной проекции (зрители и проектор располагаются по одну сторону от экрана), вторые – для так называемой рирпроекции (rear projection), проекции "на просвет" (зрители и проектор – по разные стороны экрана). Разберемся сначала с отражательными экранами. Они, в свою очередь, делятся на плоские и вогнутые. На плоскую поверхность наносят: – матовое белое покрытие (такие экраны называют диффузными – тип D, diffuse screen); – серебристое покрытие, содержащее алюминиевый порошок (тип S, silver screen); – бисерное покрытие – покрытие из стеклянных шариков (beaded screen). Чтобы понять, чем такие экраны отличаются друг от друга, уясним для себя смысл некоторых специальных терминов. Коэффициентом усиления экрана (screen gain) называют величину, характеризующую степень концентрации направленного к зрителям светового потока по сравнению с отраженным от эталонной диффузной поверхности (она же матовая белая). Сектором или зоной наблюдения (viewing zone) называют ту часть пространства помещения, находясь в которой зрители могут видеть на экране изображение удовлетворительного качества. Углом наблюдения (viewing angle) принято считать угловой размер сектора наблюдения (по горизонтали и вертикали). Яркостью (brightness) называют интенсивность светового потока, излучаемого в данном направлении единицей площади поверхности экрана в единице телесного угла. В разных странах приняты разные единицы измерения яркости, например: - нит (нт, nt), 1нт=1кд/м2; - апостильб (асб, astb), 1асб=0,318кд/м2; - стильб (сб, stb), 1сб=10000кд/м2; (канцела (кд, cd) - единица силы света, относящаяся к разряду основных единиц) Зависимость яркости (B, кд/м2) от светового потока проектора (F, лм), площади изображения на экране (S, м2) с учетом коэффициента усиления экрана (G) выражается формулой: B=FG/6,3S, которая подтверждает тот печальный факт, что с увеличением размеров изображения его яркость ослабевает, одновременно обнаруживая весьма приятную вещь: выбрав экран с величиной G, большей единицы, можно получить выигрыш в яркости. Серебристые экраны по сравнению с белыми матовыми диффузными (а именно, эталонными, для которых G=1) обеспечивают в два-четыре раза большую яркость изображения, зернистые бисерные – и того больше, однако за все хорошее приходится платить: увеличение коэффициента усиления неотвратимо влечет за собой сужение зоны наблюдения, и чем больше усиление, тем уже сектор наблюдения. Однако бывают ситуации, когда яркость очень важна (экран расположен в хорошо освещенном помещении), а сужение зоны наблюдения оказывается допустимым. Величина угла наблюдения всегда указывается в документах, прилагаемых к экрану. Прежде чем перейти к разговору о вогнутых отражательных и просветных экранах, доведу до некоторого логического конца рассуждения о расчете параметров проекционной системы. Наш глаз воспринимает световой поток, отраженный от экрана, тем более ярким, чем больше затемнено помещение. Чтобы понять, какую проекционную систему следует выбрать, необходимо решить довольно сложную задачу, в которой точно определены только геометрические размеры помещения, а все остальные параметры – мощность проектора, размеры экрана, его отражательные характеристики, уровень освещенности помещения, можно варьировать в поисках оптимального решения. Приобрести мощный проектор не всегда удается из-за ограниченности средств. Однако не стоит впадать в уныние, поскольку может выручить во-первых хорошо подобранный (по отражательным характеристикам и размеру) экран, а во-вторых – специальное недорогое (а можно и самодельное) устройство плавной регулировки освещенности помещения. Для того, чтобы восприятие изображения было комфортным, его яркость должна быть достаточной в условиях освещенности конкретного помещения. Для полностью затемненных кинозалов может быть достаточной яркость 15-25 кд/м2, а для частично затемненных – 25-50кд/м2. Для сравнения: яркость телевизионного экрана приблизительно равна 150кд/м2. Вдвое меньшая яркость может оказаться удовлетворительной для слегка затемненного помещения. Итак, попробуем сосчитать, какова будет площадь проекции при яркости 80кд/м2 и величине светового потока проектора 400 ANSI лм на матовом белом экране (G=1). В формулу S=FG/6,3B подставим выбранные величины S=400х1/6,3х80=400/504=0,8м2. Соотношение ширины и высоты изображения привычного телевизионного формата – 4:3. При такой пропорции изображение площадью 0,8м2 имеет диагональ 1,3 м. Очень неплохая цифра, если иметь в виду классные комнаты и небольшие аудитории. Представьте себе изображение с диагональю около полутора метров, светящееся почти так же, как телевизионный экран! Немаловажно, по-моему, и то, что это "экологически чистое" свечение, ваша аудитория не подвергается "бомбардировке" электронным потоком, за который врачи так не любят телевизионные и компьютерные мониторы. А если выбрать экран с небольшим коэффициентом усиления (например, 1,5) то во столько же раз возрастет площадь проекции нужной нам яркости или появится возможность воспользоваться несколько более дешевым проектором меньшей мощности. Хочу обратить внимание читателей, что при выборе проектора нельзя забывать о сроках службы проекторных ламп и их стоимости.
Институт новых технологий образования (ИНТ) создан в 1987 году учеными разных специальностей для построения новой школы. Широко известны интегрированные естественнонаучные курсы и телекоммуникационные проекты ИНТа (Земля, Шмель, GlobLab), курсы для начальной школы (Математика и Язык, Информатика), обучающие среды (семейство ЛОГО, Живая Физика, Живая Геометрия, среды LEGO DACTA и др.). Работа ИНТ "Информационное образовательное пространство региона" получила в 1998 году премию Президента РФ в области образования. ИНТ выбирает лучшие образцы презентационного оборудования, базируясь на опыте постоянного его использования в учебном процессе, многочисленных выступлениях перед аудиториями - от школьных до правительственных. |
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:
Рощина Надежда Васильевна – методист отдела аудиовизуальной информации Института Новых Технологий образования. Email: int_video@mtu-net.ru