На исходе зимы в конференц-зале московского Центра Международной Торговли компании Silicon Graphics ("Кремниевая Графика"), Intel и Microsoft провели презентацию своего нового детища.
Компьютерные гранды объединились и предложили динамично развивающемуся и наиболее емкому по оборотам капитала рынку персональных компьютеров модель Silicon Graphics 320 – первую модель нового семейства доступных по цене графических станций. Событие это произвело на присутствующих впечатление не только размахом презентации, но и продемонстрированными возможностями техники. Это было фантастическое зрелище… Новая модель машины получила название "визуальная рабочая станция" (Visual Workstation), что отражает ее основную особенность – "умение" с большой скоростью обрабатывать большие массивы двумерной и трехмерной графической информации. Синтез изображения при этом не требует больших затрат времени, все происходит прямо на ваших глазах. Пожалуй, это первая "персоналка", которая способна работать с изображением в реальном масштабе времени. Красивый пример: во время презентации к машине была подключена видеокамера, изображение через компьютер шло на проектор. Так себе картинка, не особенно впечатлающая. Но вот оператор касается клавиатуры, и с изображением на экране начинают происходить удивительные вещи: один экран с фигурой читающего доклад человека вдруг разбивается на десятки маленьких синхронно работающих экранчиков, затем плоскость, в которой они лежат, начинает изгибаться, заворачиваться в спираль, давать сложные перспективные картины… И все это – не "домашняя заготовка", не рекламный ролик, а результат сложной обработки текущего видеосигнала, в чем нетрудно убедиться, если обратить внимание на строгую синхронность происходящего в зале и на экране. Совсем недавно такую потрясающую производительность демонстрировали только те компьютеры, чья цена далеко переваливала за отметку в 50 тысяч долларов, но никак не персоналки. Если попытаться в двух словах выразить все способности "новорожденного", можно сказать так: рождается качественно новый уровень мультимедиа. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что не только Silicon Graphics интенсивно работает в направлении разработки компьютеров с огромными графическими возможностями. Основной конкурент этой компании, также прокладывающий себе дорогу на рынок РС со стороны high-end, Intergraph Computer Systems, почти в это же время анонсировал свое последнее достижение – персональную станцию TDZ 2000 GL2, которая вполне сопоставима с описанной выше разработкой Silicon Graphics как по цене, так и по производительности. Но что совсем уж удивительно – продукции этих компаний, похоже, придется всерьез повоевать за "место под солнцем". И конкуренцию им должны составить неожиданно появившиеся, словно выросшие из-под земли, разработки Acer Group и Dell Computer Corporation. На сегодняшний день компьютеры серий Acer Power и Dell Dimension XPS T, возможно, заметно уступают моделям ведущих производителей графических рабочих станций, однако акценты, расставленные их разработчиками, не оставляют никаких сомнений: все игроки рынка персональных компьютеров на первое место в ряду обязательных задач ставят расширение графических и прочих мультимедийных возможностей своей продукции, а также разумную цену. Таким образом, презентация от Silicon Graphics etc., скорее, знаменует собой не индивидуальный прорыв, а "групповой старт" – становление нового подхода компьютерщиков к выпускаемой ими продукции. Можно сказать так: создан не компьютер, а прецедент. Вот на этом и хотелось бы остановиться поподробнее. Общение человека с машиной долгое время было уделом профессионалов не столько в силу технической сложности этой машины, сколько из-за необходимости учиться формулировать задачи на каком-то тарабарском наречии – именно так воспринимались учеными первые языки программирования. Люди гуманитарного склада ума старались вообще держаться подальше от "подозрительных ящиков". Приучить музыкантов и художников использовать компьютеры в работе удалось лишь совсем недавно. И связано это во многом с появлением удобного и простого в общении графического интерфейса (да простят меня фанаты UNIX и подобных OS!). Что поделать – человеческий мозг приспособлен работать с образами. Специалисты говорят, что таким образом человек получает 90% всей усваиваемой информации. Простейший пример: лицо близкого человека любой из вас опознает за доли секунды, а если вместо изображения предложить описывающий это лицо текст, потребуется гораздо больше времени. Причем результат в этом случае не гарантируется. Ширина зрительного информационного канала давно привлекает разработчиков новых технологий, именно общение через мир образов, пусть сильно упрощенных, стал основой операционной системы Windows, которая позволила пользоваться компьютерами ученым, врачам, художникам. И, между прочим, учителям. Дальнейшее продвижение от цифры к образу сделало возможным использование компьютерной техники в коммуникациях и (святая святых!) образовании. И вот – новый качественный скачок, делающий старые добрые Windows, пусть даже NT, неудобными в использовании, ведь нельзя же манипулировать десятком различных "окошек" и не испытывать легкого раздражения по поводу многочисленных рутинных операций… Что дальше, какая идея вытеснит существующий вариант графического интерфейса – пока неизвестно. Ясно лишь, что в ее основе будут лежать мультимедиа-принципы. Не обойдут стороной новые поветрия и школу. Пожалуй, уже назрела необходимость пересмотреть способы использования компьютерной техники в среднем и высшем образовании. Лет эдак восемь-десять назад основной задачей считалось освоение какого-нибудь языка программирования, года три-четыре назад – обучение навыкам общения с компьютером на уровне пользователя. Для решения подобных задач собирались, подчас по частям, компьютерные классы, укомплектованные 5-20 машинами. Теперь же, когда домашний компьютер стал явлением заурядным, необходимость содержать целые классы дорогой техники представляется неочевидной. Тем более, что эффективность работы таких классов низка – компьютеры простаивают, единой программы по информатике попросту не существует, слишком уж быстро все меняется в компьютерном мире. Возможно, будущее – за мультимедиа-образованием. Если вместо десятка дешевых компьютеров купить один высококачественный, плюс проектор, плюс набор "электронных учебников" на компакт-дисках, то подобный комплект позволит буквально погрузить аудиторию в мир звуков и образов, сделать школьников очевидцами исторических событий, или в действии показать, на каких физических основах построен мир, в котором они живут. А потом, после урока, компьютер вместе с проектором – под замок, чтобы полет педагогической мысли не отягощала материальная ответственность. Для удобства можно собрать всю технику на какую-нибудь "тележку", получится мобильная мультимедиа-станция.. Но все это возможно лишь тогда, когда изменится отношение к компьютерной технике среди работников образования. О том, какое будущее может ожидать мультимедиа в школе, было сказано и написано уже очень много, в том числе и в нашем журнале. Однако технические проблемы школы все чаще заставляют администрацию искать недорогие решения, которые не ставили бы под угрозу школьный бюджет. Возникает вопрос – чем привлекательны новые графические станции для работников образования? Во-первых, особенности рынка персональных компьютеров таковы, что на нем предполагается значительное удешевление продукции по мере появления современных и все более мощных разработок. Давно ли "четверки" казались недосягаемой мечтой? Теперь их цена снизилась в 4-5 раз, а некоторые предприятия просто дарят их подшефным школам, предварительно списав их, как морально устаревшие. Silicon Graphics и другие компании, очевидно, будут вынуждены играть по законам этого рынка, благо конкуренция уже сейчас довольно жесткая. И спустя год-полтора цены снизятся существенно. В то же время производительность этих машин позволяет говорить о целесообразности использования их единичных экземпляров, а не целых классов, как это принято сейчас. Видно, пришла пора что-то менять. Компьютеры перестали быть вычислительным средством, постепенно превращаясь в ворота виртуальной рукотворной реальности, проводником в которой вполне может стать учитель.