Андрей Хуторской Глобальность перемен, на пороге которых мы сейчас находимся, очевидна. Очевидна и необходимость пересмотра подходов к образованию детей: ведь они будут жить совсем не в той системе знаний и деятельностей, на которой построена сегодняшняя обычная школа. По нашему убеждению, дистанционные формы творчества займут в системах школьного образования одно из центральных мест.
Все больше школ, получивших доступ ко Всемирной паутине WWW или имеющих электронную почту, принимают участие в дистанционных проектах, профессионально занимаются организацией дистанционного творчества своих учащихся. Центр дистанционного образования "Эйдос"
(
http://www.eidos.techno.ru) еще молод, но его инициативы уже нашли широкий отклик в России и за рубежом у тех, кого интересует творческая направленность дистанционного обучения. Центр проводит дистанционные курсы, творческие образовательные проекты, международные дистанционные эвристические олимпиады, в которых участвуют сотни школьников из России, Украины, США, Великобритании и других стран. Дистанционные творческие курсы Центра "Эйдос" существенно отличаются от курсов других учебных заведений, ставящих задачу прохождения и усвоения традиционных школьных программ. Здесь курсы предусматривают продуктивную деятельность и индивидуальную программу обучения учащихся в выбранной образовательной области.
Дистанционные курсы типа "Эвристика", "Мироведение", "Числа", "Creative English" рассчитаны на учащихся, стремящихся думать и действовать нестандартно, учиться с учетом своих индивидуальных способностей. Занятия на таких курсах проводятся один-два раза в неделю с помощью электронной почты. Учитель высылает зарегистрированным учащимся программу занятий, необходимые материалы, задания к отдельным урокам. Для учащихся, имеющих полный доступ к ресурсам сети Интернет, проводятся телеконференции и консультации в реальном времени с помощью системы Chat. В конце срока обучения (один-три месяца, а иногда и больше) ученик получает письменную характеристику своих результатов и курсовой сертификат.
Дистанционное обучение в "виртуальных группах" часто оказывается для ребят более привлекательным, чем индивидуальное домашнее творчество. Им нравится сотрудничество со сверстниками и взрослыми, находящимися в различных городах и странах. Работая с учителями Центра "Эйдос", школьники принимают участие в таких проектах и конкурсах, как "Феномен", "Мой Пушкин", "Мой виртуальный дом", "Виртуальная рождественская открытка", "Моя родословная" и др. Ученики демонстрируют результаты своей творческой деятельности всем желающим на Web-сайте Центра, получают отклики и экспертные оценки, обсуждают работы коллег в телеконференциях. Так возникает желание вновь и вновь участвовать в таких проектах. Основные критерии оценки ученических работ в проектах – их оригинальность, отличие от известного и общепринятого; творческая продуктивность, объем и содержание проекта; мировоззренческая глубина, степень проникновения в основы разрабатываемой или конструируемой области.
Сегодня результаты проекта "Феномен" пополняют электронную кунсткамеру феноменов, из виртуальных жилищ строится виртуальный город, сочинения по словесности входят в литературную хрестоматию Центра "Эйдос". Лучшие работы участников проекта, как правило, наиболее активно обсуждаются на телеконференциях; победители получают призы. Наиболее яркой формой дистанционного творчества Центра "Эйдос" является Международная эвристическая олимпиада. Главная ее цель – соревнование в сети Интернет школьников от 6 до 16 лет по творческим номинациям. Задания к такой олимпиаде подбираются открытые, не предполагающие заранее известного ответа, ориентирующие участников на собственное выявление смысла окружающих явлений, конструирование ими символов, исследование фундаментальных объектов, отыскание закономерностей, определение места компьютера и телекоммуникаций в своем образовании.
От школьника требуется, например, предложить как можно больше оригинальных способов применения коврика для мыши, изобразить с помощью графического редактора Древо познания, построить и описать с помощью имеющихся средств собственный виртуальный мир.
Олимпиада проводится на двух языках – русском и английском. Принять в ней участие могут практически все учащиеся школьного возраста, имеющие доступ к электронной почте и своевременно приславшие заявку в оргкомитет олимпиады. Заявки на участие в III Международной дистанционной эвристической олимпиаде принимаются до 1 марта 1999 года по адресу E-mail
eidos@accessnet.ru.
Рассмотрим этапы подготовки к эвристической олимпиаде, имея в виду их достаточную универсальность, – подобная методика может с успехом применяться для участия не только в эвристической олимпиаде, но и в других дистанционных образовательных проектах творческой ориентации.
Регистрация Это условие практически любого дистанционного мероприятия в образовательной сети Интернет – будь то дистанционный проект, курс, семинар или олимпиада. Регистрация включает в себя пересылку по электронной почте или заполнение непосредственно на Web-сервере организаторов конкурса специальной анкеты, в которую входят сведения о потенциальном участнике. Обычно в регистрационную анкету включаются следующие данные: фамилия и имя ученика, дата рождения, класс, школа, город, страна, E-mail-адрес для получения необходимой информации; фамилия, имя, отчество, место работы и должность локального координатора. Если заявка направляется от школы или от организованной группы участников, то локальный координатор составляет общую заявку на всех участников. В положении о Международной эвристической олимпиаде существует ограничение для групповых заявок – каждая школа или другое образовательное учреждение может выставить не более 10 участников по всем возрастным категориям. Количество индивидуальных участников не ограничено, что позволяет любой семье, в которой есть компьютер и подключение к сети Интернет, принять участие в олимпиаде. После отсылки заявки по указанному адресу в установленный срок участнику приходит подтверждение о его регистрации и другая необходимая информация. С этого момента автор заявки может считать себя полноправным участником проекта и начинает выполнять те действия, которые предлагаются ему в инструктивном письме.
Подготовка к олимпиаде Задания олимпиады проводятся без "привязки" к учебным программам по школьным дисциплинам. Задания в олимпиаде распределяются по трем возрастным группам: 1-4-е классы (6-9 лет), 5-8-е классы (10-13 лет), 9-11-е классы (14-16 лет). Бывает, что идеи пятиклассника оказываются ярче и оригинальнее работ выпускника школы. Традиционная образовательная система в старших классах, к сожалению, не способствует проявлению самобытности учащихся, развитию их оригинального видения, а наоборот, унифицирует учебную деятельность, ориентируя школьников на типовые контрольные работы и нетворческие экзамены. Поэтому ведущую роль в подготовке к эвристической олимпиаде занимают именно творческие занятия. Подготовку к олимпиаде целесообразно проводить в двух взаимосвязанных направлениях: 1) освоение эвристических методов решений, тренировка и развитие универсальных эвристических навыков; 2) компьютерная общетехническая подготовка, освоение компьютерных средств представления творческих результатов. Для развития творческих способностей можно воспользоваться соответствующими учебными пособиями, которых в последнее время издано достаточно. Лучшими из них, на наш взгляд, являются те, в которых ученику предлагается не просто ответить на вопросы или выполнить задания, а создать свой собственный результат – идею, гипотезу, образ, модель, причем такие, которые заранее не предопределены. Подобные задания – мы называем их открытыми – учат находить всякий раз своеобразные решения, привлекая для этого не только интеллектуальные, но и эмоционально-образные, интуитивные возможности человека. Компьютер помогает реализовать эти возможности.
Готовиться к олимпиаде можно не только по "бумажным" пособиям, но и путем целенаправленного освоения эвристических методов – эмпатии, символотворчества, гиперболизации, инверсии, замены элемента и др. Более ста творческих работ призёров дистанционных олимпиад и проектов размещены в сети Интернет по адресу
http://www.eidos.techno.ru/creat-works.htm. Их внимательное изучение может оказать существенную помощь в подготовке к эвристической олимпиаде и другим творческим проектам.
Подготовиться к Международной дистанционной олимпиаде помогают предварительные тренировочные и отборочные конкурсы. Для их проведения можно воспользоваться заданиями прежних олимпиад
(
http://www.eidos.techno.ru/olymp/olympiads.htm), выполнение которых позволит лучше освоить процедуру соревнования, почувствовать его специфику, выявить сильные и слабые стороны своей подготовки. Центр "Эйдос" проводит дистанционные курсы по подготовке учеников и учителей к эвристической олимпиаде и творческим проектам. Второе направление подготовки к дистанционной олимпиаде – освоение необходимых компьютерных навыков. Как мы уже говорили, для участников младшей возрастной группы (1-4-е классы) возможна техническая помощь локального координатора – набор текста со слов участника, сканирование рисунков, выполненных участником на бумаге, архивирование и пересылка его работы по электронной почте. Однако учащиеся средних и старших классов, согласно положению о дистанционной эвристической олимпиаде, должны делать все это самостоятельно. Поэтому необходимым условием успешного участия в олимпиаде является владение базовыми навыками работы со следующими программами: текстовым редактором типа Word, графическим редактором типа Photoshop, программой архивации файлов типа WinZip, программой электронной почты. Освоение таких программ является необходимым техническим требованием для участия в олимпиаде. В условиях ограниченного времени, отводимого на олимпиаду (а это, как правило, два-три часа), участник должен полностью сосредоточиться на содержании выполняемых заданий и как можно меньше времени тратить на решение технических проблем.
Для "продвинутых" в техническом отношении участников олимпиады предусмотрен вариант выполнения их работ в формате html (htm) – общепризнанном формате гипертекстов в сети Интернет. При соответствующем решении жюри эти работы могут быть сразу размещены на Web-сервере для всеобщего обозрения и обсуждения. Оформление работ в html-формате предполагает владение участником одним из HTML-редакторов, например Composer из комплекта Netscape Communicator 4.06, FrontPage Editor из программы FrontPage98 и др. Формат html допускает включение в подготавливаемую работу графики, звука, анимации, поэтому полезным во время олимпиады окажется применение соответствующих программных средств – редакторов рисунков типа Adobe PhotoShop 5.0 или CorelDRAW 8.232, редакторов анимированных рисунков типа Microsoft GIF Animator, программ, работающих со звуком. Подчеркнем, что использование в олимпиадных работах готовых рисунков, анимаций или звуковых файлов допускается, но не оценивается так, как создание участником своих собственных произведений. Даже если детский рисунок или анимация уступают профессиональным работам, они могут получить высокую оценку за оригинальность решения или попытку найти выразительные средства для воплощения идеи участника.
Участие в олимпиаде Итак, эвристическая и техническая подготовка проведена, предварительные и отборочные конкурсы пройдены, заявка на участие в олимпиаде выслана, пришло время Большого Соревнования. Как правило, за один день до олимпиады локальные координаторы всех зарегистрированных участников получают по электронной почте перечень олимпиадных номинаций с заданиями и условиями их выполнения. Для каждой возрастной группы устанавливается график проведения олимпиады. На выполнение всех заданий олимпиады рекомендуется отвести два часа (для старшей группы – три часа) с перерывами для отдыха. Начало и окончание выполнения заданий в установленный оргкомитетом олимпиады день определяется локальным координатором исходя из местных условий. Перед проведением олимпиады желательно напомнить участникам, что у предлагаемых им заданий нет определенных ответов, для их выполнения нужны собственные версии, суждения и исследования, а не припоминание известной информации. Жюри олимпиады проверяет не правильность решения задач, а качество созданных с помощью компьютерных средств результатов. Например, чем реже повторяется та или иная идея в работах участников олимпиады, тем большее количество баллов она получает. Однако ответ должен быть аргументирован и логически выведен из предлагаемой идеи. Олимпиада состоит из пяти-семи номинаций, но участники могут выполнить любое количество работ. Лучшие работы жюри определяет по каждой номинации отдельно, и абсолютными победителями олимпиады станут те, кто наберет наибольшее количество баллов по сумме всех номинаций. Набирать ответы детям младшей группы могут помочь взрослые, однако редактирование и изменение ответов при этом не допускается. В комментарии к ученической работе локальный координатор указывает, при каких обстоятельствах автору была оказана помощь (например, в наборе текста). Работа участника олимпиады выполняется в одном из двух вариантов: 1) полностью в текстовом формате; рисунки могут выполняться с помощью знаков и символов, имеющихся на клавиатуре компьютера либо в форматах jpeg, gif; 2) в формате html (htm) с рисунками в форматах jpeg или gif. Поскольку олимпиада имеет статус международной, то ответы участников набираются на русском или английском языке. Выполненные каждой возрастной группой работы отсылаются локальным координатором в архивированном виде одним отдельным письмом, в теме (subject) которого указывается возрастная группа, город, школа (фамилия участника) латинскими буквами, например: "1-4. Omsk. School 23" или "5-8. Irkutsk. Petrov". Объем одного сообщения не должен превышать 100 Кбайт. Допускается несколько сообщений, содержащих работы детей, в этом случае указывается номер письма и через косую черту их общее количество, например: "9-11. Odessa. School 12. 1/3". Отсылка производится в день выполнения заданий не позднее 24 часов по местному времени согласно присланному оргкомитетом графику.
Подведение итогов олимпиады Работы участников оцениваются по следующим критериям: мировоззренческая глубина; степень оригинальности; количество творческих элементов в ответе; новизна ответа относительно ответов других участников; емкость и лаконичность работы; многогранность человеческих и компьютерных возможностей, использованных для ответа; практическая польза созданного продукта и др. Подведение итогов и определение победителей происходит: а) по сумме баллов, набранных учениками за все номинации; б) по каждой номинации среди всех участников олимпиады. Оценивание проводит дистантное жюри (члены жюри могут находиться в разных городах) в два этапа – предварительный и финальный. После предварительного оценивания отбираются лучшие работы по каждой возрастной группе отдельно в каждой номинации и по сумме всех номинаций. Эти работы публикуются на Web-сайте для общего обозрения. Большую пользу приносят рефлексивные формы работы участников и организаторов олимпиады, когда те анализируют успехи, проблемы и трудности, возникшие во время проведения олимпиады, а также способы, с помощью которых происходила их деятельность. Разбор всего процесса полезен не только на местах, но и в дистанционной телеконференции, которая проводится сразу после олимпиады. Участники олимпиады и их локальные координаторы делятся мнениями о том, что удалось выполнить лучше и благодаря чему, что не удалось, какие могут быть перспективные планы и задачи.
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:
Андрей Викторович Хуторской – директор Центра дистанционного образования "Эйдос", действительный член Международной педагогической академии
E-mail:
andreykh@school.unicon.msk.su