Наталья Платонова
... может быть, рог Оберона обладает волшебной силой
не только вызывать эльфов, но также соединять разъединенные и разбросанные
в беспорядке осколки в единое целое, прекрасное, как византийская мозаика?
В. Катаев. "Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона" |
Мультимедиа (multimedia – дословно "многосредность") – эффективная информационная технология, позволяющая объединять сгенерированные при помощи компьютерных средств графические образы с видео и звуком. Наиболее ярко возможности этой технологии проявляются при создании учебных приложений, в тои числе с применением быстрых коммуникационных каналов.
Компьютерные мультимедийные среды – мощное и удобное средство,
но не более чем инструментарий. Компьютер не может разработать сценарий презентации
или подсказать, каким образом или когда следует использовать анимацию или звук.
В московском Лицее информационных технологий № 1533 учащиеся
не только учатся работать с мультимедийными программами и пакетами, но и знакомятся
с основами композиции, методами работы с цветом, принципами компьютерного дизайна.
Интегрированный курс "Компьютерная графика", преподаваемый
в Лицее, разбит на небольшие по объему и тесно связанные между собой модули
– такие, как "Эстетика компьютерных образов", "Ввод и обработка информации",
"Основы компьютерной анимации", "Трехмерные построения" и ряд других. Содержание
этих модулей позволяет, как из кирпичиков, строить здание профессионализма.
В курсе "Ввод и обработка информации" учащиеся получают навыки
работы с различными типами сканеров, принтеров, получают знания о различных
форматах файлов, создании шрифтов. Звук является важным компонентом любой презентации,
поэтому в данном курсе рассматриваются современные программные продукты, предназначенные
для редактирования и микширования оцифрованного звука. Учащиеся знакомятся со
средствами мультимедиа, позволяющими создавать и редактировать высококачественные
видеофильмы и видеоклипы (инструментальная среда "Adobe Premiere").
Курс "Эстетика компьютерного образа" рассчитан на приобретение
знаний по компьютерному дизайну, декоративным обработкам в графических редакторах,
содержит основные сведения о композиции, перспективе, цветовых решениях. В качестве
инструментария используются графические пакеты "Stoic PictureMan" и "НЦПСО MultiVision".
Одна из целей курса – научить лицеистов созданию интерактивных
презентаций с использованием графики, текстовой информации и анимации.
Учебный курс "Основы геометрических построений" предназначен
для обучения основам геометрических построений на плоскости и в пространстве
с использованием систем автоматизированного проектирования как составной части
инструментария для специалиста по компьютерной графике (используется пакет "Autodesk
AutoCAD").
Учащиеся получают необходимые сведения о принципах построения
двумерных и трехмерных моделей, использования точных построений и пространственного
моделирования. Курс рассчитан на общее усвоение принципов работы с аналогичными
пакетами. Кроме того, лицеисты приобретают навыки самостоятельного изучения
пакета для профессионального использования.
Курс "Трехмерные построения" предназначен для обучения методам
и навыкам пространственного моделирования объектов (изделий, интерьеров, ландшафтов
и т. п.). Обучение проводится с помощью ПК, оснащенных инструментальной системой
"Autodesk 3D Studio" и пакетом "Kinetix 3D Studio MAX". Этот курс является органичным
продолжением вводного курса "Геометрические построения" и ориентирован на закрепление
и развитие пространственного воображения, умения пользоваться законами пространственной
композиции, приемами синтеза сложных объектов из простых. Учащиеся приобретают
навыки эстетической оценки полученных результатов, используют в своей практической
работе знания, полученные в курсе геометрии.
Курс рассчитан на общее усвоение принципов работы с аналогичными
пакетами, находящими применение в системах автоматизированного проектирования
и системах компьютерной анимации. В результате освоения среды 3D Studio учащиеся
приобретают также и наиболее общие навыки пространственного моделирования, которые
позволят им в дальнейшем самостоятельно изучать другие подобные программные
продукты.
Цель курса "Основы компьютерной анимации" – научить лицеистов
создавать двухмерную компьютерную мультипликацию и статические изображения в
анимационной системе Autodesk AnimatorPro. Большое внимание уделяется не только
специфическим функциям программы, но и работе с цветом, динамикой и композицией
изображения.
Задачами курса "Основы рекламы" являются знакомство с историей
рекламы, ее задачами, видами, классификацией, социально-правовые аспекты рекламной
деятельности, получение навыков в составлении рекламных объявлений, плакатов,
роликов.
Большое внимание в курсе уделяется критике рекламной продукции
и знакомству с лучшими образцами рекламы в печати, на радио, телевидении.
{Рисунок}
В учебном курсе "Офисные приложения" учащиеся получают представление
и приобретают навыки эффективного использования наиболее общеупотребительных
средств фиксации информации в виде документов, ее преобразования, анализа и
представления. В процессе обучения осваиваются программы интегрированного пакета
"MS Office" фирмы Microsoft. Учащиеся учатся создавать документы в редакторе
Word, выполнять обработку числовых данных в Excel, готовить презентации средствами
PowerPoint.
Курс "Издательские системы" предназначен для освоения учащимися
основ издательского дела и макетирования в компьютерных издательских системах.
В качестве примера такой системы рассматривается пакет "Adobe PageMaker" как
наиболее простая и надежная система для Wintel-совместимых компьютеров. Для
обработки изображений применяется пакет "Adobe PhotoShop", позволяющий создавать
и редактировать цифровые изображения высокого качества. При изложении материала
предполагается успешное освоение учащимися материала по курсам "Офисные продукты"
(Microsoft Word) и курсов "Эстетика компьютерных образов" и "Ввод и обработка
изображений".
Цель курса "Графика CorelDraw" - помочь учащимся освоить этот
популярный пакет программ обработки графического материала. Наибольшее внимание
уделено векторному графическому редактору, поскольку именно векторные изображения
позволяют добиться наилучшего качества при наименьших затратах. Мощные инструментальные
средства и обилие простых в обращении эффектов делают эту программу незаменимой
в работе дизайнеров.
Итогом работы лицеистов по этой учебной программе в течение
двух лет становится самостоятельное выполнение дипломной работы. Дипломную (выпускную)
работу учащиеся Лицея выполняют в течение четырех-шести месяцев под руководством
специалиста из числа преподавателей Лицея.
Ребята подбирают тему диплома из заказов предприятий, учреждений
или фирм, близкую им из разнообразия предложений, и тип презентации. Все мультимедийные
презентации можно разделить по следующим типам:
· Презентации со статическими сценариями.
· Интерактивные презентации, выполняемые под руководством
пользователя.
· Непрерывно выполняющиеся презентации.
Создаются учебные интерактивные пособия по различным дисциплинам,
повышающие эффективность процесса обучения. Часть обучающих программ выполняется
с возможностью распространения их средствами Интернета. Выпускные работы – это
и маркетинговые рекламные ролики, объединяющие в себе графику, анимацию, видео
и звук, и разработка фирменного стиля, и оформление Web-site…
В дипломных работах учащиеся стараются разработать свой стиль
подачи мультимедийного материала, самостоятельно создают сценарии презентаций
и творчески реализуют его с помощью соответствующих программных и аппаратных
средств.
Нам кажется, что такой подход к преподаванию компьютерной
графики не дает нашим ребятам потеряться в интереснейшем, завораживающем мире
мультимедиа.
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:
Платонова Наталья Сергеевна - преподаватель Лицея информационных технологий № 1533, г. Москва