Наталья Платонова

... может быть, рог Оберона обладает волшебной силой не только вызывать эльфов, но также соединять разъединенные и разбросанные в беспорядке осколки в единое целое, прекрасное, как византийская мозаика?
В. Катаев.
"Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона"

Мультимедиа (multimedia – дословно "многосредность") – эффективная информационная технология, позволяющая объединять сгенерированные при помощи компьютерных средств графические образы с видео и звуком. Наиболее ярко возможности этой технологии проявляются при создании учебных приложений, в тои числе с применением быстрых коммуникационных каналов.
Компьютерные мультимедийные среды – мощное и удобное средство, но не более чем инструментарий. Компьютер не может разработать сценарий презентации или подсказать, каким образом или когда следует использовать анимацию или звук.
В московском Лицее информационных технологий № 1533 учащиеся не только учатся работать с мультимедийными программами и пакетами, но и знакомятся с основами композиции, методами работы с цветом, принципами компьютерного дизайна.
Интегрированный курс "Компьютерная графика", преподаваемый в Лицее, разбит на небольшие по объему и тесно связанные между собой модули – такие, как "Эстетика компьютерных образов", "Ввод и обработка информации", "Основы компьютерной анимации", "Трехмерные построения" и ряд других. Содержание этих модулей позволяет, как из кирпичиков, строить здание профессионализма.
В курсе "Ввод и обработка информации" учащиеся получают навыки работы с различными типами сканеров, принтеров, получают знания о различных форматах файлов, создании шрифтов. Звук является важным компонентом любой презентации, поэтому в данном курсе рассматриваются современные программные продукты, предназначенные для редактирования и микширования оцифрованного звука. Учащиеся знакомятся со средствами мультимедиа, позволяющими создавать и редактировать высококачественные видеофильмы и видеоклипы (инструментальная среда "Adobe Premiere").
Курс "Эстетика компьютерного образа" рассчитан на приобретение знаний по компьютерному дизайну, декоративным обработкам в графических редакторах, содержит основные сведения о композиции, перспективе, цветовых решениях. В качестве инструментария используются графические пакеты "Stoic PictureMan" и "НЦПСО MultiVision".
Одна из целей курса – научить лицеистов созданию интерактивных презентаций с использованием графики, текстовой информации и анимации.
Учебный курс "Основы геометрических построений" предназначен для обучения основам геометрических построений на плоскости и в пространстве с использованием систем автоматизированного проектирования как составной части инструментария для специалиста по компьютерной графике (используется пакет "Autodesk AutoCAD").
Учащиеся получают необходимые сведения о принципах построения двумерных и трехмерных моделей, использования точных построений и пространственного моделирования. Курс рассчитан на общее усвоение принципов работы с аналогичными пакетами. Кроме того, лицеисты приобретают навыки самостоятельного изучения пакета для профессионального использования.
Курс "Трехмерные построения" предназначен для обучения методам и навыкам пространственного моделирования объектов (изделий, интерьеров, ландшафтов и т. п.). Обучение проводится с помощью ПК, оснащенных инструментальной системой "Autodesk 3D Studio" и пакетом "Kinetix 3D Studio MAX". Этот курс является органичным продолжением вводного курса "Геометрические построения" и ориентирован на закрепление и развитие пространственного воображения, умения пользоваться законами пространственной композиции, приемами синтеза сложных объектов из простых. Учащиеся приобретают навыки эстетической оценки полученных результатов, используют в своей практической работе знания, полученные в курсе геометрии.
Курс рассчитан на общее усвоение принципов работы с аналогичными пакетами, находящими применение в системах автоматизированного проектирования и системах компьютерной анимации. В результате освоения среды 3D Studio учащиеся приобретают также и наиболее общие навыки пространственного моделирования, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно изучать другие подобные программные продукты.
Цель курса "Основы компьютерной анимации" – научить лицеистов создавать двухмерную компьютерную мультипликацию и статические изображения в анимационной системе Autodesk AnimatorPro. Большое внимание уделяется не только специфическим функциям программы, но и работе с цветом, динамикой и композицией изображения.
Задачами курса "Основы рекламы" являются знакомство с историей рекламы, ее задачами, видами, классификацией, социально-правовые аспекты рекламной деятельности, получение навыков в составлении рекламных объявлений, плакатов, роликов.
Большое внимание в курсе уделяется критике рекламной продукции и знакомству с лучшими образцами рекламы в печати, на радио, телевидении.
{Рисунок}
В учебном курсе "Офисные приложения" учащиеся получают представление и приобретают навыки эффективного использования наиболее общеупотребительных средств фиксации информации в виде документов, ее преобразования, анализа и представления. В процессе обучения осваиваются программы интегрированного пакета "MS Office" фирмы Microsoft. Учащиеся учатся создавать документы в редакторе Word, выполнять обработку числовых данных в Excel, готовить презентации средствами PowerPoint.
Курс "Издательские системы" предназначен для освоения учащимися основ издательского дела и макетирования в компьютерных издательских системах. В качестве примера такой системы рассматривается пакет "Adobe PageMaker" как наиболее простая и надежная система для Wintel-совместимых компьютеров. Для обработки изображений применяется пакет "Adobe PhotoShop", позволяющий создавать и редактировать цифровые изображения высокого качества. При изложении материала предполагается успешное освоение учащимися материала по курсам "Офисные продукты" (Microsoft Word) и курсов "Эстетика компьютерных образов" и "Ввод и обработка изображений".
Цель курса "Графика CorelDraw" - помочь учащимся освоить этот популярный пакет программ обработки графического материала. Наибольшее внимание уделено векторному графическому редактору, поскольку именно векторные изображения позволяют добиться наилучшего качества при наименьших затратах. Мощные инструментальные средства и обилие простых в обращении эффектов делают эту программу незаменимой в работе дизайнеров.
Итогом работы лицеистов по этой учебной программе в течение двух лет становится самостоятельное выполнение дипломной работы. Дипломную (выпускную) работу учащиеся Лицея выполняют в течение четырех-шести месяцев под руководством специалиста из числа преподавателей Лицея.
Ребята подбирают тему диплома из заказов предприятий, учреждений или фирм, близкую им из разнообразия предложений, и тип презентации. Все мультимедийные презентации можно разделить по следующим типам:
· Презентации со статическими сценариями.
· Интерактивные презентации, выполняемые под руководством пользователя.
· Непрерывно выполняющиеся презентации.
Создаются учебные интерактивные пособия по различным дисциплинам, повышающие эффективность процесса обучения. Часть обучающих программ выполняется с возможностью распространения их средствами Интернета. Выпускные работы – это и маркетинговые рекламные ролики, объединяющие в себе графику, анимацию, видео и звук, и разработка фирменного стиля, и оформление Web-site…
В дипломных работах учащиеся стараются разработать свой стиль подачи мультимедийного материала, самостоятельно создают сценарии презентаций и творчески реализуют его с помощью соответствующих программных и аппаратных средств.
Нам кажется, что такой подход к преподаванию компьютерной графики не дает нашим ребятам потеряться в интереснейшем, завораживающем мире мультимедиа.


КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:
Платонова Наталья Сергеевна - преподаватель Лицея информационных технологий № 1533, г. Москва