Андрей Каленников
Тридцать три года назад появилась в Москве школа № 172, которая вот уже одиннадцатый год функционирует как школа с углубленным изучением русского языка и литературы, где доминирует подход к воспитанию учащихся посредством комплексного изучения языка, истории и культуры России.
Мотивация в обучении играет важную роль, и фразы типа "зачем
мне это нужно?", "мне это не интересно" заставляют учителя задуматься. Школьный
курс информатики в школе традиционно был ориентирован на обучение элементам
основ алгоритмизации и программирования, да и много ли изучишь современных технологий
на "персональном компьютере" типа "Агат"?
Всемирное признание электронных средств коммуникации, повсеместное
их использование (включая и образовательную сферу, о чем свидетельствует и наш,
и зарубежный опыт) как эффективного инструмента общения и неисчерпаемого источника
информации не должны были оставить сомнений по поводу полезности телекоммуникаций
для российского образования. Зажгли огонь они и в наших сердцах. Конечно, не
сами зажгли, а умело проведенная сотрудниками Международной лаборатории Вега
(http://www.vega.ru/) беседа со старшеклассниками.
Ребятам было предложено войти в мир сетей: неосязаемый и великолепный, единый
океан информации, грандиозный в своей безграничности и доступности.
Вступив в Ассоциацию РЕЛАРH (http://www.relarn.ru/)
- ассоциацию некоммерческих организаций-пользователей электронных сетей передачи
данных, на скромном 386-ом компьютере с модемом на 2400 бод мы начали свой путь
в Интернет. Принято считать, что сегодняшняя школьная информатика определяется
уровнем средств вычислительной техники, имеющейся в школе, однако наш опыт работы
опирался не на дорогостоящую технику, а на желание и добрую волю ребят и взрослых,
прокладывающих свою дорожку в мир Интернет.
Мы пытались начать переписку по E-mail, заводили пользователей,
таких, как Директор, Администрация, Учитель информатики, учащиеся (доступ к
послднему был предоставлен и некоторым ученикам). Затем был создан лист рассылки
"Школьные новости", но успеха это нововведение не имело. Пытались контактировать
с американскими школами: необычность общения и доброе, участливое отношение
американцев радовали, но несоответствие технических возможностей, да и недостаточное
знание языка не давали возможности работать полноценно.
Между тем Влад Тихомиров (в то время ученик 9-го класса) начал
делать школьную страничку для WWW по личной инициативе. Нашел место в Сети и
написал информацию о школе и ее делах от себя. "Мне тогда и в голову не приходило,
что школу надо известить о существовании странички", - говорил он. Естественно,
такая ситуация была неестественна: страничка получалась однобокой, одному человеку,
даже такому активному, как Влад, было не под силу отразить жизнь школы со всех
сторон. К работе над ней следовало подключить других учеников школы, а также
учителей. Что и было сделано в скором времени. На одном из педсоветов я поведал
своим коллегам о прекрасном мире Интернет и о том, что наши ребята (они по ходу
дела быстрее подключались к творчеству) там делают и что могут сделать еще с
нашей, учительской помощью. Причем имелись в виду не только учителя информатики
или математики, но и остальные предметники: и литераторы, и историки, и географы,
и биологи... В этой "рекламной" кампании мне помог краткий экскурс по другим
школьным страничкам и образовательным ресурсам, которые хоть и в малых количествах,
но имелись во Всемирной паутине. Для этого пришлось принести "части" своего
домашнего компьютера в школу, чтобы хватило мощности для работы браузера, и
пачку дискет, на которых были зеркала сайтов - онлайном в школе и не пахло...
Международная лаборатория Вега предложила нашим ученикам посещать
ее офис для работы в Сети, так как там проведена выделенная линия Интернет.
Удобство и комфорт очевидны. Но, конечно же, офис Веги не предназначен для "массового
набега" учащихся, да и времени не всегда хватало (уроки тоже надо делать), поэтому
воспользовались такой возможностью очень немногие. Но этого было достаточно
для небольших исследовательских прогулок по Сети и поддержки школьной странички.
Вы спросите, отчего Вега так благоволила к нам? Просто в ней работали родители
наших детей...
Таким образом, появился наш внутренний телекоммуникационный
проект, в задачи которого
входило поддержание Web-странички (http://www.infoline.ru/g23/7903/vt/sch172/
или http://172.da.ru), привлечение новых членов
"Инициативной телекоммуникационной группы", обучение их языку HTML, знакомство
учеников и учителей с WWW и другими ресурсами Интернета. Причем эта деятельность
велась в основном во внеурочное время, школьная программа по информатике не
менялась, и мы не имели возможности ввести Интернет в учебный план.
Естественно, Web-страничка была не только нашим внутренним
делом, но и окном в окружающий мир. В процессе учебной деятельности наши ученики
(как и ученики других школ) создают огромный массив информации, представляющей
интерес не только для них: сочинения, доклады, рефераты, стихи, рисунки и даже
музыку, но и для других - а значит, самое им место на школьной Web-страничке.
Через нее о нас узнавали другие, а значит и мы о них. Тем самым появлялись новые
друзья.
Один из важнейших факторов, тормозящих развитие телекоммуникаций
в российском школьном образовании, - разобщенность школ, вышедших (или желающих
выйти) в компьютерное информационное пространство. Поэтому нами была создана
богатейшая КОЛЛЕКЦИЯ ССЫЛОК на российские школы и образовательные ресурсы, представленные
в Сети. Эта информация размещена на нашей школьной страничке (http://www.infoline.ru/g23/7903/vt/sch172/rus/schinet.htm),
постоянно пополняется и с нее удобно ходить на Интернет-узлы, посвященные российскому
школьному образованию. На многих сайтах есть коллекции ссылок, полезные линки
и т. п., но наша Коллекция Ссылок неоднократно признавалась самой полной на
различных конкурсах и рейтингах (кое-где даже призы давали: в окружном конкурсе
- модем, на Московском конкурсе Web-страниц - CD). Также страница была занесена
в книгу рекордов Н.Ж.М.Д. известного Web-дизайнера Артемия Лебедева.
Не стоит думать, что работа над Web-страницей - единственное
направление сетевой деятельности школы. С большим энтузиазмом мы подключались
к образовательным телекоммуникационным программам, проводником в мир которых
стала Программа межшкольных связей по Интернет, включенная в проект "Гармония"
(http://www.friends-partners.org/~harmony/).
Самым первым проектом стал проект "Древние греки в ХХ веке", суть которого заключалась
в знакомстве с фразеологическими оборотами на основе древнегреческой мифологии.
Кроме того, мы участвовали в таких проектах, как "И лиры сладостные звуки...",
исследующем лирические жанры, "День святого Валентина", "Вдохновение", "Парк
Юрского периода 3" и т. д. Особым испытанием для школьников стало участие в
сетевых воронежских викторинах по математике, истории и праву, русскому языку,
показавшее, что они хоть и не вундеркинды, но многое могут. Как видите, сетевые
проекты не замкнуты на информатике, а наоборот, чаще всего строятся на базе
других школьных предметов. Причем большинство из них для обмена информацией
используют электронную почту и не требуют непосредственного выхода в Интернет,
работы с WWW. Большой энтузиазм вызвал собственный проект "Я помню яркое горенье..."
по пиротехнике, вызвавший жаркие споры среди учителей.
Удивительно, но инициаторами многих идей стали ученики, а
не учителя. Дети сильнее тянутся ко всему новому, их притягивает компьютер,
их манит Интернет, им интересно что-то сделать своими руками, и педагоги должны
приветствовать это. Даже нынешний глашатай сетевых инициатив - электронный еженедельник
"Педсовет по средам" первыми читают ученики и несут полезную информацию учителям.
Практически все участники нашей проектной деятельности имеют
технику дома, поэтому, являясь координатором сетевых проектов, я осуществлял
общее руководство, учителя-предметники формулировали, разъясняли задания, корректировали
или проверяли его при необходимости, а основной объем работ выполнялся самими
учениками, т. е. использовался деятельностный подход, обучение через личный
опыт, практику. С результатами этого подхода вы можете познакомиться на нашей
Web-страничке или приняв участие в наших совместных проектах.
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ(словами его учеников):
Калеников Андрей Викторович, бывший преподаватель Информатики в нашей школе, с августа 1997 года он работает в Северо-Западном Управлении Образования руководителем Отдела Технологической и Информационной поддержки образования. Когда ушел из школы, он нас не забыл и всегда рад помочь. e-mail: aron@aron172.mccme.ru