Сергей Ершов
"Мультимедиа - это попытка телевизионщиков навязать
свои правила игры комьютерщикам..."
Алан Кэй |
Связавшись с авторами материалов первого номера нашего журнала, мы обратились к ним с просьбой сосредоточить внимание на проблемах продвижения электронных учебных пособий в школах. Предлагаемая вашему вниманию подборка высказываний на эту тему содержит мысли, пожелания и претензии, высказанные людьми, чей опыт во многом уникален.
В беседе участвуют Авторы - руководители мультимедиа-издательства
"КлиоСофт" Алексей Леонидович Харитонов (АХ) и Татьяна Сергеевна Антонова (ТА)
и Пользователь - директор программ Медиа-центра Союза журналистов РФ Константин
Викторович Космачевский (КК).
Итак, вначале проведем
Разбор полетов
КК: На курсах, проводимых в Доме журналистов (подробнее
об этих курсах рассказано в первом номере нашего журнала - "КвШ"), мы работаем
в основном с учителями-предметниками. За десять часов обучения наши подопечные
осваивают лишь основы навыков работы на компьютере. Нередко они тратят часа
полтора на освоение манипулятора "мышь". Но занятия набирают темп, и в результате
слушатели переходят на вторую ступень: мы предлагаем им "продвинутый" 25-часовой
курс. Здесь-то и раскрывается потенциал как опытных, так и начинающих учителей.
Результаты нашей совместной работы в прошедшем учебном году убедительно демонстрируют, что к слушателям приходит умение самостоятельно формулировать интересные педагогические задачи и создавать сценарии их решения. Необходимые методические навыки приобретаются при выполнении двух лабораторных работ. Цель каждой из них - создание рефератов с использованием всех доступных слушателям источников информации: Интернет, электронные библиотеки и учебные пособия, энциклопедии. Инструментами для создания мультимедийных фрагментов в рефератах становятся пакеты Microsoft PowerPoint и Microsoft Word...
И вот, когда предлагаемый учебный материал проходит такую обкатку, у преподавателей появляется "стереоскопичность" восприятия этого материала. Шок новизны проходит, наступает момент истины, оценки качества того или иного материала становятся критическими.
АХ: Разрабатывая мультимедийный учебник по истории,
мы не ставили целью найти неоспоримую позицию - такая позиция неизбежно окажется
безликой. Был выбран более эмоциональный, кинематографический подход. Он подразумевает
не только быструю смену иллюстративного ряда, но и создание "звуковой дорожки",
на которой звуковые эффекты, речь и музыка сведены воедино и синхронизированы
с картиной на экране.
КК: Мы провели предварительную экспертизу электронных
учебных пособий. Удалось найти партнеров в этом деле - ими стали ведущие компании,
действующие на этом рынке в России. Среди них оказались как компании-производители,
так и торговые компании (последние нас интересовали потому, что они накопили
обширный опыт продвижения программных продуктов). Предоставленные этими компаниями
пособия прекрасно смотрелись на презентациях и вызывали большой интерес у потенциальных
покупателей.
Когда же мы начали с этими программами работать в нашем "полигонном" компьютерном классе, выяснилось, что даже очень хорошо подготовленные продукты нуждаются в доработке. Ведь сегодня учитель в компьютерном классе все чаще задает себе вопрос - кто он,
Продюсер или киномеханик?
Основной недочет, по мнению многих слушателей, заключался в следующем. Авторы часто задают жесткий контекст, взгляд на проблему с тщательно расставленными акцентами. Материал этот погружен в удобную для восприятия оболочку, и на той стадии, пока визуальный интерес ученика достаточно высок, продукт полезен. Когда же зрелищные эффекты перестают притягивать к себе внимание, и на переднем плане оказываются функциональные свойства пособия, выясняется, что продукт достаточно "куцый". Даже первоначальный вариант такого прекрасного, на наш взгляд, продукта, как курс российской истории 20-го века компании "КлиоСофт", требовал существенной доработки.
Мы предлагаем выбирать такие способы общения через компьютер, которые позволяли бы реализовать методический опыт каждого учителя (со всеми его плюсами и минусами) с помощью современных средств передачи знаний. Компьютер остается лишь "призмой", через которую поток знаний проходит от учителя к ученикам. Свойства этого потока становятся все более разнообразными, расширяется спектр форм представления знаний и сведений, но дирижером остается учитель. И самый эффективный способ решения такого рода проблем - привлечение преподавателей к участию в создании электронных учебных материалов.
ТА: Но так ли уж это нужно? Мне кажется, выбор проблемного
принципа постановки содержательной части лекций вполне удачен, а если преподавателя
это не устраивает, он может применить, скажем, хронологический подход, "перетасовать"
лекции в любом необходимом порядке. Программа позволяет сделать это.
АХ: В этом смысле любой учитель может собрать на основе
предлагаемого материала урок в соответствии со своим видением учебного процесса.
ТА: Я считаю, что любая содержательная единица, которой
может манипулировать преподаватель, должна быть завершенной, являться законченным
документальным мини-фильмом.
Лекции должны быть эмоционально насыщены, а такие средства, как музыка, видеоряд, различные звуковые эффекты следует использовать для того, чтобы учащиеся могли в полной мере ощутить себя участниками событий, о которых идет речь. Составитель обучающей программы должен обладать профессиональными навыками в области художественного монтажа. Очевидно, что далеко не каждый преподаватель может ими похвастать.
АХ: А вы знаете, почему пиратская версия нашего учебника
оказалась совершенно неработоспособной? Жулики не сумели понять, в чем состоит
смысл кино. Они решили, что наш учебник сделан по аналогии с теми электронными
энциклопедиями, где видео и текст не синхронизированы друг с другом и легко
могут быть разъединены. Сократив программу (выбросив видео), они разрушили синхронизацию
и получили то, что не может быть названо даже демонстрационной версией. Не стоит
ставить в их положение учителей, преследующих совсем иные цели.
Наш курс составлялся в течение двух лет усилиями коллектива из сорока человек. Значительная часть работы - монтаж. И я сильно сомневаюсь, что такую колоссальную работу может провести школьный учитель. Кроме того, мы сейчас продолжаем доработку учебника, чему в немалой степени способствует возможность его обновления по каналам сети Интернет.
КК: И все же учителям необходимо дать возможность и
выбирать, и творить. Иначе возможны конфликты. Чтобы не казаться голословным,
приведу пример.
Пример из практики
При демонстрации мультимедийного учебника по истории России группе учителей среди них возник горячий спор - не имеющий, кстати, однозначного разрешения.
Обсуждался фрагмент, посвященный Сталинградской битве. И вот в какой-то момент учителя стали спорить между собой и дружно критиковать "КлиоСофт". Причина - несогласие с тем, как объяснялся факт победы в этом сражении. Столкнулись три мнения. Первое: битва была выиграна потому, что советский народ горячо любил свою Родину. Второе: горячая любовь была, но не к Родине, а к олицетворявшему ее товарищу Сталину. И, наконец, третье: за спиной солдат стояли заградотряды СМЕРШа, и солдатам некуда было отступать, единственный, хоть и ничтожный, шанс выжить - подниматься в атаку.
Три разных взгляда - и вот великолепный мультимедийный учебник оказывается в положении участника дискуссии, которого лишили права голоса.
Я считаю, что задача освоения компьютеров в школе сводится к тому, чтобы можно было с их помощью заложить в основу преподаваемого предмета мнение того преподавателя, который ведет предмет. Все равно в его школе последнее слово останется за ним. Любые коллизии вызовут у школьников недоверие как по отношению к учителю, так и по отношению к электронному учебному пособию.
АХ: Мы не считаем, что наш электронный учебник - попытка
заменить или ограничить участие в учебном процессе преподавателя. В основу нашего
программного продукта положен принятый повсеместно и утвержденный Министерством
учебник А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. Эта книга выдержана в традициях центризма,
и ее одобрили как занимавшее крайне правые позиции Министерство образования,
так и Комитет по образованию Госдумы, настроенный в основном прокоммунистически.
Разумеется, всем угодить невозможно, и всегда найдется учитель, оспаривающий
ту или иную точку зрения.
ТА: Как я, будучи школьным преподавателем, выстроила
бы свой урок? Например, так: перед выходом к аудитории просмотрела бы весь материал,
ознакомилась с теми параграфами, своеобразными маленькими фильмами, которые
предполагала показать на занятии и смоделировала дома урок в реальном масштабе
времени. В местах, вызвавших у меня несогласие, запланировала бы остановку и
разъяснение той позиции, которой придерживаюсь.
КК: Ничего не имею против подобного подхода. Такие
программы обычно выполнены на высоком профессиональном уровне. В них выверен
иллюстративный материал, как правило, нет фактических ошибок. Все это в сочетании
с использованием мультимедийных средств делает их крайне привлекательными и
конкурентоспособными. Однако их завершенность я расцениваю как существенный
"минус". В каком-то смысле такие учебники тенденциозны. И было бы здорово, чтобы
параллельно с ними выпускались их модификации, специальные учебные пособия,
в основу которых положен иллюстративный материал.
В качестве такого материала могут рассматриваться документы, аудиозаписи, видеофрагменты, схемы... Их можно использовать, погрузив в определенное "пространство", например, в среду Microsoft Word с его гипертекстовыми возможностями, или в среду PowerPoint. Оперировать элементами такой "библиотеки" должен учитель. Можно будет использовать уникальные источники, составив собственный сценарий урока.
АХ: То, что мы предлагаем - готовое издание, методически
замкнутый и тщательно сбалансированный продукт. Так сказать, "дом под ключ".
Не совсем понятно, зачем нужно его расчленять на составляющие. Странно выглядит
человек, которому профессиональные каменщики построили дом, а он сразу начинает
растаскивать его по кирпичикам и перестраивать в кустарный шалаш. Другое дело,
когда речь идет о применении в учебном процессе мультимедийного продукта, изначально
для учебного процесса не предназначенного - энциклопедии, развлекательно-познавательные
диски. Их, действительно можно и нужно рассматривать как строительный материал,
"кирпичики". В нашем продукте также немало чисто "энциклопедических" возможностей,
предназначенных для использования в качестве "кирпичиков". Например - коллекции
фонодокументов и текстовых документов, персоналии, атлас, хронология, терминологический
словарь.
Есть желание просто надергать иллюстраций к лекции? Пожалуйста, это возможно уже сейчас, наш продукт допускает такое использование. Захотелось сделать программу-презентацию в PowerPoint? Пожалуйста. Никто не мешает использовать иллюстрации из учебника для создания собственных лекций. Только много ли удастся сделать в этой среде, изначально не предназначенной для создания презентаций, насыщенных мультимедиа?
Кроме того, при создании самодельных мультимедийных пособий возникает ряд ограничений - таких, как исключительно ручное управление показом, сложность синхронизации, да мало ли что еще! До тех пор, пока не будет достаточно мощного и удобного инструмента, позволяющего полностью реализовать творческий подход, и столь же общедоступного, как HTML, стремление к самостоятельному созданию мультимедийных программ останется лишь стремлением. Да и стоит ли овчинка выделки? Общение с пользователями нашего учебника показало, что вполне достаточной является возможность остановки, возвращения на 20-30 секунд назад и повторного просмотра того или иного фрагмента. В крайнем случае, учитель может просто отключить в каком-то (неудачном по его мнению) месте звук и заменить голос диктора своим, используя готовый иллюстративный ряд.
В дальнейшем, когда любому пользователю станет доступен, оставаясь в рамках использованной выше аналогии, достаточно мощный "подъемный кран" (инструментарий для непрофессионалов, пока еще не разработанный), ситуация может измениться. Но не очень сильно. Ведь и без компьютеров преподавательская свобода не безгранична, учебники пока никто не отменял...
Что же касается "объективности", то любая авторская работа в чем-то субъективна и тенденциозна, как, впрочем, и любой учитель. Относительно объективна только телефонная книга.
КК: Главное - это чтобы ученик получил как можно больше
наглядной информации и как можно глубже проник в суть явления. В этом, по-моему,
цель использования мультимедиа в школе. Однако оценку явлениям, пусть даже и
не самую распространенную, должен давать учитель. Может быть, завтра школьник
будет спорить с ним и на этом конфликте воспитает свое мировоззрение. Но это
возможно только в том случае, когда его вниманию предлагается однозначная позиция.
А как раз этого очень трудно достичь, используя мультимедийные учебники.
Сказанное касается всех предметов, не только гуманитарных. Рассмотренный пример удобен тем, что спор возник по поводу программного продукта очень высокого качества. Парадокс: чем хуже продукт, тем меньше сложностей с его восприятием. Ведь работая с примитивными пособиями, учитель имеет больше возможностей для интерпретации происходящего, более полно раскрывает свои методические навыки.
КвШ: Учитель никогда не встанет в позицию киномеханика,
"прокручивающего" мультимедийный материал. Истина, как всегда, где-то посередине.
Однако предположим, что учебник или учебное пособие созданы. Хотелось бы знать
их дальнейшую судьбу, ведь мы, надеюсь,
Выбираем безопасный софт?
КК: Сегодня действительно сложился круг серьезных компаний-разработчиков
электроных учебных пособий. В связи с этим актуальным представляется вопрос
о профессиональной оценке выпускаемого ими продукта.
Если работа выполнена высококвалифицированным авторским коллективом (а в том же "КлиоСофте" собрались достаточно известные ученые), любой экспертный совет даст результатам их труда адекватную оценку. А уж если речь идет о коллективе, в котором доминирует программистский задор, то экспертные советы как "фильтры" просто необходимы. Подчеркиваю: сказанное относится к "жесткому" программному продукту, законченному электронному учебнику.
АХ: Что касается таких проблем, как сертификация и
аттестация программного продукта, мы считаем, что они необходимы. Главное, надо
оградить школьников от неэргономичных обучающих программ. Таковых очень много.
Мы уверены, что одной из функций мультимедиа является снижение нагрузки на зрение
ученика, перенос части нагрузки на слух. Ученик должен быть огражден от необходимости
читать большие тексты с экрана монитора. Читать полезней книги.
Однако мультимедиа - жанр молодой и неустоявшийся, обучающие программы-учебники только-только начинают появляться. Естественно, что общепризнанных экспертов ("академиков") по обучающим программам пока очень мало. Не устоялись и критерии оценки качества продуктов. На наш взгляд, на данном этапе разумней всего "проводить" мультимедийные учебники и пособия на общих основаниях через предметные советы с дополнительной программно-эргономической экспертизой силами приглашенных специалистов.. Причем очень важно, чтобы эксперты были не из конкурирующей фирмы... В предметных советах работают грамотные люди, знакомые с компьютером, специалисты достаточно высокого класса. В конце концов, кому как не учителям-предметникам и методистам-практикам решать, годятся ли для них новые инструменты...
КвШ: Это, пожалуй, самое больное место. В данный момент
готовится соответствующий законопроект, который может всерьез поубавить энтузиазма
у производителей. Если, конечно, Дума найдет время его рассмотреть и тем более
принять...
А теперь немного помечтаем. О том, как компьютеру
Завоевать доверие учителей
КК: Одно из важнейших правил, которому обязательно
должны следовать разработчики программ - "не навреди". В России сложилась уникальная
образовательная система, которая собрала в себе самые разные традиции, буквально
всех времен и народов. Здесь есть и непонятные нашим западным коллегам элементы
муштры, и либерализм. Наиболее актуальные в современном мире предметы прекрасно
уживаются, например, с тригонометрией, которую не проходят почти нигде в мире.
Результатом этого является прекрасное аналитическое мышление и хорошо развитая
память. Обучающие программы не должны покушаться на эти достижения, в частности,
не должны пытаться заменить учителя, являющегося носителем педагогических традиций.
Нельзя же, к примеру, все уроки истории проводить в компьютерном классе... Это недоступно реальной школе по деньгам, неприемлемо по санитарным нормам и неудовлетворительно по результатам. Основная часть занятий должна проводиться в обычном классе. И лишь те уроки, которые открывают тему, завершают ее либо подразумевают тестирование, уместно проводить в компьютерном классе.
Когда ученик попадает в такой класс, он не должен погружаться в другую среду. Он проходил тему, изучал ее под определенным углом зрения, и у него сформировалось завершенное представление. Можно говорить о заложенной в его сознание парадигме, собственном взгляде на проблему. И когда школьник обращается к учебному программному продукту, его интересует в основном наглядность и дополнительная информация без какой-либо идейной окраски, без помех формирующемуся мировоззрению (ведь самое главное, что происходит на любых уроках - формирование мировоззрения) и даже без излишней эмоциональности. Получаемая информация должна максимально просто и удобно укладываться в ту систему взглядов, которой уже обладает школьник.
АХ: Мы стремимся дать еще большую свободу преподавателям,
поэтому заняты доработкой нашего электронного учебника. Учителя смогут включать
в состав курса собственные тесты. Такая возможность кажется нам полезной. Кроме
того, мы постараемся сделать возможным "перелицовку" оглавления, то есть представить
отдельные лекции в виде этаких кубиков, из которых преподаватель будет собирать
учебный курс. Еще большая гибкость учебника учителю истории, на наш взгляд,
просто не нужна. Практика показывает, что у него нет ни времени, ни желания
заниматься анатомированием мультимедийного продукта, расчленением его на атомы.
Полагаю, что интерес к внутреннему устройству мультимедийных продуктов, поиск
предлогов для их перекраивания характерна для учителей информатики, ведь многие
из них - бывшие программисты... В офисах программисты давно утратили монополию
на доступ к компьютерам, и вскоре там компьютер стал не самоцелью, а рабочим
инструментом.. В наших школах - увы...
КК: Хотелось бы сказать об одной специфической области,
где использование компьютера, на мой взгляд, кажется особенно привлекательным.
Это управление учебным процессом. При этом имеется в виду не административное
управление - бухгалтерия, расписание и т. д., а управление самим процессом получения
навыков. Например, многие высококлассные программы позволяют ускорить нудный
процесс заучивания материала, который необходимо запомнить. Весь материал можно
условно разделить на две категории: то, что нужно понять и то, что необходимо
запомнить. Зачем нужна "зубрежка"? Да очень просто: она развивает память. Если
человек за время обучения в школе не выучил наизусть ни одного стихотворения,
он не в состоянии полноценно использовать ресурсы собственной памяти. Заучивание
стихотворений - типичная рутинная работа, требующая "затыкания ушей и закатывания
глаз"..
Помощь компьютера в решении этой проблемы может заключаться в упрощении многократного обращения к одному и тому же тексту, а также в облегчении тестирования. Машина способна в какой-то мере компенсировать вариации природных данных. Посредственный ученик, посидев лишь немного дольше отличника за компьютером (например, запоминая стихотворение), может добиться тех же результатов! Представляете, как возрастет его уважение к самому себе?
И еще один момент: дети очень любят тестирование. В нем всегда присутствует атмосфера спортивного интереса, азарт, и этим не следует пренебрегать.. Кроме того, машинное тестирование позволяет не только получить объективную оценку знаний, но и выяснить, где и почему возникли недочеты. Появляется возможность отследить динамику обучения, выяснить, случайна ли та или иная ошибка, в чем конкретно возникли затруднения. При таком положении вещей любой ученик без особого напряжения может добиться хорошего результата, и у него крепнет желание учиться, появляется самоуважение.
ТА: Однако мы считаем, что тестирование нельзя свести
к своеобразному компьютерному "священнодействию". В этом процессе обязательно
должен участвовать преподаватель. Машина может оценить знания, основываясь только
на том, правильный или неправильный ответ выбран учеником. Но ей недоступна
оценка мнения школьника, правильность его рассказа, логических построений. Почему
бы именно на этих аспектах преподавательской деятельности не сосредоточить внимание?
Одна из проблем нашей школы - нехватка у учителя времени и сил на индивидуальную
творческую работу. А вот рутинную работу по вдалбливанию в голову ученика обязательной
суммы знаний (и ее контроля) пусть возьмет на себя "железный помощник".
КК: Разумеется, не следует думать, что разнообразие
возможностей компьютера может нивелировать учительский труд. Для творчества
всегда остается достаточно места и возможностей. Но хотелось бы облегчить нелегкий
и плохо оплачиваемый труд учителя, избавить его от необходимости проверки большого
числа письменных работ и обеспечить условия для проявления творческого начала.
ТА: Хотелось бы напомнить еще вот о чем. Как бы то
ни было, урок ведет не робот, не "бессловесная электронная тварь", а живой человек,
учитель. И если по какой-то причине он не сможет проводить дополнительные занятия,
компьютерная программа позволит донести до школьников необходимый материал -
пусть не так хорошо, как это сделал бы педагог.
КК: Инструмент, предлагаемый учителю, должен быть очень
подвижен. Я имею в виду удобный пользовательский интерфейс обучающей программы.
Надо предоставить учителю возможность переставлять какие-то куски, добавлять
или убирать материал по своему желанию.
В таких условиях учитель, выступая в роли сценариста вместе с учениками, имеющими навыки программирования, может создавать необходимые пособия, обладающие нужным темпом подачи материала, со своей последовательностью изложения фактов, и, если потребуется, со своим истолкованием предлагаемых тем.
Может получиться интересная цепочка: методический совет составляет рекомендации, определяет, какие именно материалы должны входить в учебное пособие, вплоть до мелочей; компания-разработчик изготавливает это пособие по принципу библиотеки или базы данных - назовите как угодно; преподаватель и группа заинтересованных учеников мастерит на основе этого пособия то, что в дальнейшем будет продемонстрировано на уроке.
АХ: В принципе, мы согласны сотрудничать с разработчиками
отдельных фрагментов. Даже если это коллективы школьников. Но на сегодняшний
день их слишком мало, и то, что они могут предложить, не блещет высоким качеством.
К тому же программы-оболочки отличаются дороговизной, что
делает их недоступными для использования в школе. Пройдет время - и это перестанет
быть проблемой, вот тогда школьные коллективы смогут проявить свой творческий
потенциал в полной мере. Как говорил режиссер самодеятельного театра из фильма
"Берегись автомобиля" (цитирую по памяти): "И вот тогда народный театр вытеснит,
наконец, театр профессиональный".