Юрий ГОРВИЦ
В многочисленных компьютерных программах - как отечественных, так и зарубежных - реализованы основные задачи начального курса математики.
Математические задачи в силу изначально присущей им формализации
обычно легко поддаются программированию. Многие современные дети, особенно городские,
уже к первому классу обладают навыками управления компьютером, главным образом
благодаря компьютерным играм. Многие учителя начальных классов хотят сделать
уроки более занимательными, а также использовать как мощное дидактическое средство
собственный опыт работы с компьютером.
Отличаются такие программы качеством дизайна и способами управления.
Важное значение приобретают также различные сервисные средства - например, возможность
регистрации и накопления статистики ошибок, возможность адаптации к индивидуальным
особенностям ребенка. В некоторых программах обеспечивается вариативность заданий
по сложности и по содержанию материала. Часто подобные программы снабжены методическим
материалом для учителей.
Принцип диалогового построения программ дает возможность ребенку
сразу оценить результат своего действия по ответной реакции компьютера. Это
приучает его к пошаговой оценке и контролю своих действий, он учится оценивать
действия и других играющих, выясняя причину ошибок. Так формируется деловое
отношение к положительному и отрицательному результату. Маленький человек не
нервничает и не сердится, ошибаясь, а пытается найти новые способы решения.
Благодаря тому, что компьютер позволяет изменять условия задач,
дети незаметно для себя осваивают процесс поиска путей верного решения. Это
оказывает большое влияние на развитие рефлексии, способности к самостоятельному
построению своей деятельности, а следовательно, к саморазвитию и обучению.
Рассмотрим с учетом этих соображений общие свойства некоторых
программ из серии "Живая математика" системы "КИД/Малыш", разработанной специалистами
Ассоциации "Компьютер и детство". Программы эти находят применение как самостоятельно,
так и в составе учебных курсов "Информатика в играх и задачах" и "Информационная
культура".
Программы серии "Живая математика" предназначены для развития
элементарных математических представлений у детей младшего возраста: обучения
счету, обозначению множества предметов числом, соответствию между цифрой и числом;
развития навыков сравнения групп предметов, их упорядочения; закрепления знаний
о величине предметов, их форме и размере; а также для знакомства с геометрическими
фигурами; ориентировки в пространстве и во времени.
Реализуются и более общие цели, как то: развитие наблюдательности
и внимания, умения выделять общее в различном, находить закономерности, строить
несложные гипотезы и делать выводы, отыскивать закономерности, проводить классификацию
по заданному признаку и вычленять эти признаки и т.д., что можно считать необходимым
для формирования у детей общей математической культуры.
Ни одна из компьютерных программ серии "КИД/Живая математика"
не навязывает детям темп игры. В них нет текстовых команд, поэтому даже "нечитающие"
школьники успешно справляются с ними. Кроме того, многие компьютерные игры этой
серии учитывают ответы ребенка при формировании новых заданий, тем самым обеспечивая
индивидуальный подход к обучению.
Практически в каждой игре изначально заложена возможность
применения ее для решения различных дидактических задач. Благодаря этому занятия
приобретают непринужденный характер, ориентируют на успех.
Рассмотрим две программы - "Качели" и "Архитектор".
В программе "Качели" участвуют до десяти знакомых всем малышам
животных. Они разные не только по размеру, но и по весу. В этом дети легко убеждаются,
когда сажают их на своеобразные весы-качели. Дети учатся измерять вес, вычислять
его, исходя из соответствующих условных мерок. Задачи на сложение и вычитание
органически вплетаются в сюжет игры, дети с удовольствием их решают, экспериментируя,
сами находят ошибки и быстро их исправляют.
В программе "Архитектор" дети знакомятся еще с одной стороной
действительности: красивые, удивительно разные по архитектуре дома оказывается,
имеют общий принцип устройства, представляемый моделью, макетом. Макеты домов
составлены из кубиков. Каждый кубик - единица измерения. В этой игре ребенок
осваивает понятия "состав числа", "слагаемое", "сумма". Играя, ребенок выступает
как созидатель, строитель. Одновременно он определяет состав числа, закрепляет
знания о цифрах. Богатое художественное оформление делает дома неповторимыми.
Педагогу предоставляется хорошая возможность "разговорить" детей, учитывая не
только математические, но и эстетические аспекты этой программы.
В программе реализованы две дидактические задачи - прямая
(составление целого-суммы из частей-слагаемых) и обратная (вычленение составных
частей-слагаемых из целого-суммы).
Коротко об авторе:
Юрий Горвиц, конд. псих. наук (Ассоциация "Компьютер и детство", Москва)