Александр Фузеев
Быстрое развитие технологии производства карманных персональных компьютеров (КПК) и совершенствование программного обеспечения для них привело к существенному расширению сферы применения этих компактных устройств. Сейчас трудно найти область человеческой деятельности, где бы не применялись КПК. Их разнообразие и функциональные возможности покрывают практически весь спектр потребностей людей, особенно тех, кто "не сидит на месте". Раньше карманные компьютеры были рассчитаны в основном на деловых людей, но сегодня их применяют во всех сферах человеческой деятельности.
Компания Apple Computer,
как и в случае с настольными компьютерами, первой обратила свое внимание на
образовательный рынок и выпустила специализированное устройство на базе карманного
компьютера Newton, предназначенное специально для образования. Это устройство
получило название eMate (электронный друг) для многих студентов и школьников
eMate стал таким другом.
Возможности карманных компьютеров были заложены в основу радикально
новой концепции образования - "Образование всегда и везде". Именно карманные
компьютеры, благодаря своим маленьким размерам и большим вычислительным возможностям,
позволяют реализовать эту концепцию. Почему же карманные компьютеры более удобны
для применения в учебном процессе, чем портативные компьютеры типа "ноутбук"?
Преимущества КПК перед портативными компьютерами:
- Маленькие размеры (размер записной книжки) и вес (от 160 до 600 г).
- Длительная работа в автономном режиме (имеется в виду работа на собственных
элементах питания). КПК работает в десять и более раз дольше, чем ноутбук,
- самый экономичный карманный компьютер непрерывно работает 80 часов, а самый
экономичный ноутбук - 6 - 8 часов. Если же учесть потребность в запасных батареях,
то отрыв еще более увеличивается, не говоря уже о весе батарей - существенно
его утяжеляют, в то время как КПК питается от обычных "пальчиковых" батареек
АА)
- Относительно невысокая цена (от 270 до 900$).
- Быстрый и легкий доступ к информации (загрузка КПК длится максимум две секунды,
в то время как ноутбук загружается не менее минуты, а за это время можно отвлечься
и потерять гениальную мысль - может быть, единственную...).
- Более "продвинутые" средства для планирования и организации своего времени
(основные проблемы с учебой бывают именно от неорганизованности);
- С КПК можно учиться в любом месте: находясь в пути (автобус, метро, самолет...),
на природе, ожидая отправления на вокзале или в аэропорту, стоя в очереди
и т. п. Любой ноутбук нуждается в каком-никаком рабочем месте (непринужденно
разместить его на собственных коленях можно разве что во время съемок для
рекламного ролика...).
- У КПК более простые средства для разработки приложений (некоторые карманные
компьютеры имеют даже встроенные средства разработки приложений типа инструментальной
среды Basic, что позволяет учащимся самим разрабатывать в дороге программы
для своего компьютера).
- Практически
все КПК имеют предустановленный комплект таких приложений, как электронные
таблицы (совместимые с Microsoft Excel и Lotus 1-2-3), текстовый редактор
(совместимый с Microsoft Word), электронная почта, доступ к сети Интернет
(программы просмотра Web-сайтов).
- У КПК меньшая, чем у переносного компьютера, вероятность кражи (карманный
компьютер всегда с тобой в кармане, и украсть его гораздо сложнее, чем ноутбук).
- В КПК автоматически сохраняется вся введенная информация. Вам не нужно помнить
о необходимости постоянного сохранения введенных данных;
- У КПК высокая надежность и ударозащищенность (даже при многочисленных падениях
КПК сохраняет работоспособность);
- Практически все последние модели КПК позволяют вводить рукописный текст
и имеют встроенный цифровой диктофон, что позволяет быстро записать нужную
мысль "электронными чернилами" или просто продиктовать ее. Затем, когда у
вас будет вободное время, вы всегда сможете перевести эти записи в нужный
формат.
- КПК имеют простые средства для беспроводного обмена информацией (не будет
проблемы с переписыванием лекций - ими можно легко "поделиться" через инфракрасный
порт).
- У КПК операционная система "прошита" в постоянной памяти, поэтому ее не
нужно переустанавливать в случае сбоев или случайной "порчи" (те, кто переустанавливал
Windows 95, знают, что эта процедура занимает часы).
И здесь перечислены еще не все преимущества карманных компьютеров.
КПК в школьном классе
Современные универсальные карманные компьютеры легко адаптируются
к учебному процессу. Любая фирма-поставщик всегда готова пойти навстречу образовательному
учереждению и предоставить специальные скидки. Поэтому можно с большой степенью
уверенности утверждать, что решения на базе КПК будут дешевле, чем аналогичные
решения на базе ноутбуков.
Карманные компьютеры могут использоваться
как учителями, так и учениками. Учитель может использовать КПК для наглядного
представления информации по ходу урока. Для этого его КПК оснащается специальной
картой вывода на VGA-монитор или демонстрационный телевизор. Работая в любых
условиях (а учитель знает цену такой возможности), вы готовитесь к занятию,
записывая формулы и делая иллюстрации "от руки". Если такие записи будут подготовлены
на карманном компьютере, то их можно будет "раздать" через инфракрасный порт
всем ученикам. Для тех учеников, у которых по каким-то причинам не будет на
занятии карманных компьютеров, можно легко распечатать любую информацию из КПК
на принтере или перенести ее в настольный компьютер.
Опыт работы учителей во многих странах мира показывает, что
разработанные для настольных компьютеров программы образовательного назначения
удается перенести на КПК с незначительными изменениями, На мой взгляд, все рассказанное
мной позволяет с оптимизмом смотреть на применение этих замечательных устройств
в учебном процессе.
А теперь проведем лабораторную работу...
Известны разработки вузовских и школьных преподавателей, в
которых настольные компьютеры используются для проведения лабораторных работ
и опытов. Как правило, многие их таких разработок могут быть реализованы и на
карманных компьютерах.
А ведь стоимость современных интеллектуальных измерительных
приборов зачастую настолько высока, что об их использовании в учебном процессе
не может быть и речи (тем более если разговор идет о работе в компьютерном классе
группы из 12 - 15 человек). Но в подобных приборах датчики для сбора информации
и исполнительные механизмы подключаются через стандартный последовательный порт
RS-232, который реализован в каждом КПК.
Производительность микропроцессоров КПК ( 32 bit RISC-процессоры
с частотой 75 - 100 МГц) позволяет справиться не только с задачей обработки
поступающих от датчиков сигналов, но и с необходимой визуализацией полученных
результатов. Качественный экран (16 градаций серого или 256 цветов) позволяет
профессионально оформить результаты измерений. Таким образом, имея несколько
сравнительно недорогих датчиков и различные программы обработки данных, соответствующие
работе нужных интеллектуальных приборов, можно реализовать в школьной лаборатории
целую группу измерительных приборов.
Далее - везде
Для образовательных целей можно хорошо использовать потенциал
встроенных коммуникационных возможностей КПК. Через Интернет возможно реализовать
полностью заочное обучение (в том числе и с рассылкой лекций, заданий, с доступом
к "зачетке" по паролю и т. п.), Интернет - электронная энциклопедия, позволяющая
ученику найти практически любую информацию.
Незаменимы карманные компьютеры и для проведения занятий на
природе, в музеях, на экскурсиях и т. п. (одним словом, вне школьных стен).
Ведь там наиболее ярко проявляются преимущества КПК перед переносными компьютерами
- маленький размер, небольшой вес, долгая работа от батареек, возможность зарисовок
"от руки", наличие диктофона и т. п.
Таких примеров можно придумать достаточно много, но пока,
к сожалению, они находят реализацию только за пределами России (практически
все, о чем я писал, уже реализовано в Америке и Европе).
В России только начинают исследовать этот вопрос, хотя кое-какие
результаты уже есть и у нас. Примером тому - совместный проект МИРЭА, Московского
городского дома творчества детей и юношества и компании "МакЦентр".
Но это уже тема отдельной статьи.