Елена Ястребцева
В 1996 году в рамках "Проекта Гармония" была разработана "Программа межшкольных связей по Интернет", поддержанная Институтом "Открытое общество" (Вашингтон, США) фонда Дж. Сороса. В работе программы приняли участие 20 школ и учреждений дополнительного образования из различных регионов России и стран СНГ (Горно-Алтайск, Бийск, Гродно, Кызыл, Новокузнецк, Одесса, Омск, Томск, Улан-Удэ и др.).
Школы, задействованные в "Программе межшкольных связей по
Интернет", в течение года активно участвовали в проектной работе. Каждая школа
разрабатывала свой собственный проект (проекты), приняла участие в работе над
множеством проектов, созданных учителями партнерских школ. Среди проблем, которые
обсуждались учащимися в рамках проектной работы, - современная и древняя история,
проблемы демократии и права, изучение проблем подросткового периода, экологические
и экономические вопросы, краеведение, литература, культура и искусство. В результате
работы в рамках Программы школы получили возможность общаться с учащимися более
чем из 50 стран мира, познакомиться с различными культурами, обменяться с различными
людьми мнениями и опытом. Это общение имело особую ценность для учащихся и учителей,
представляющих российские школы-участницы Программы. Школа № 14 (г. Гродно)
вместе со школой из штата Массачусетс (США) работала над темой "Окружающая среда
и глобальные проблемы ХХI века". Новокузнецкая школа № 72 разрабатывала проблемные
проекты совместно со школьниками из США, Англии, Африки и др. Исследовательская
работа в области литературы велась школьниками и студентами из США в сотрудничестве
с учащимися лингвистической гимназии № 3 из Улан-Удэ. Школьники из лицея народной
дипломатии (г. Сыктывкар) успешно обсуждают с учащимися из Пенсильвании (США)
и Канады проблемы истории и литературы. Школам № 4 (г. Псков), N 21 (г. Череповец)
и Мариинской гимназии г. Одессы удалось установить контакты по Интернет со своими
выпускниками, работающими в других городах и странах.
Некоторые из разработанных и реализованных проектов пользовались
таким успехом, что были проведены по запросам новых участников несколько раз
("We Admire", Новокузнецк-72). Это свидетельствует о том, что их авторам- учителям
удалось найти удачные методические решения. Проект, в рамках которого проводилась
сравнительная характеристика Конституций России и США (школа № 21, г. Череповец),
имел совершенно потрясающее завершение - американские школьники по результатам
переписки с череповецкими учащимися смогли принять участие в принятии поправок
к Конституции США в мае 1997 года в Конгрессе США.
Результатом
реализации проектов среди прочего стало самостоятельное создание учащимися школ
- участниц Web-страничек о школе и городе, о проектах, о себе (индивидуальные
странички школьников); многочисленные школьные издания: газеты, альманахи, сборники
стихов, поздравлений, рецептов, сказок и рассказов, созданные учащимися на русском
и английском языках; учебные пособия по информатике, литературе, английскому
языку, истории и др., авторство которых принадлежит учителям. Практически все
школы, задействованные в Программе, стали участниками викторин и олимпиад по
учебным предметам, предложенным различными учреждениями и организациями России,
Белоруссии и США.
Во всех таких школах были оборудованы точки доступа к Интернет.
Следствием этого, а также активной сетевой деятельности школ в рамках Программы
в течение года явилось развитие в них информационных центров, которые стали
играть заметную роль в городском образовании. Практически в каждой школе была
проведена эта работа. В лингвистической гимназии № 3 г. Улан-Удэ начал создаваться
городской образовательный информационный медиацентр (библиотека + аудио- и видеокомпьютерная
рабочие зоны), в котором проводится обучение телекоммуникацонным технологиям
не только своих учащихся, но и учащихся и взрослых из других школ.
Школы - участницы "Программы межшкольных связей по Интернет"
приобрели уникальный опыт работы по освоению информационных и педагогических
технологий в образовательном процессе. Поэтому многие из них стали центрами
телекоммуникационной работы в своем городе. Например, в Петрозаводске сорока
учителям и учащимся из разных школ предоставлена возможность свободно использовать
ресурсы и технологии Интернет в образовательных целях; здесь проводятся мероприятия,
связанные с телекоммуникациями, для различных категорий слушателей - руководящих
кадров управления образования, директоров школ, учителей начальной школы, для
учащихся специализированных учреждений (детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата). А Государственный лицей Республики Тува в г. Кызыле стал подлинным
центром новых информационных технологий для всей республики. Здесь в течение
года проводится "ликбез" в области телекоммуникаций и издательских систем для
школьников и взрослых из разных школ, органов управления образованием и учреждений.
На базе лицея в ноябре 1997 года сотрудниками группы совместно с учителями лицея
была проведена республиканская конференция, где вопросы развития телекоммуникаций
в образовании обсуждались на уровне администрации Президента, министра образования,
министра связи Республики Тува.
Впервые при реализации подобной Программы "постепенно выделилась
и стала развиваться русская часть программы, к проектной работе подключились
практически все учителя-предметники (даже учителя физкультуры)", в том числе
и не владеющие английским языком. Последние смогли общаться с коллегами из российских
школ на русском языке. Они убедились в большой образовательной ценности телекоммуникационных
проектов. Материалы, полученные в ходе реализации проекта, используются практически
на всех предметах: уроках русского языка, истории, литературы, биологии, математики,
географии, в начальной школе, а также на различных факультативных занятиях и
мероприятиях по воспитательной работе. Как написал в завершающем отчете один
из участников программы: "Материалы переписки по проектам были настолько ценны,
что еще не один реферат или учебное пособие можно будет подготовить с их помощью
(Игорь Штырков, школа № 4 г. Пскова).
В рамках первого этапа Программы были проведены два сетевых
чата в режиме реального времени. 10 мая 1997 года учителя России, Белоруссии,
Украины и США приняли участие в чате "Интеграция сетевых проектов в урочную
деятельность", вопросы для обсуждения к которому были предложены учителям заранее
(за две недели). Результаты проведенной конференции были размещены на Web-сервере
"Проекта Гармония". 5 ноября учащиеся школ, задействованных в программе, смогли
поучаствовать в чате "Дети и спорт". Некоторые школы заранее прислали совершенно
замечательные вопросы своих учащихся, например школа г. Сыктывкара. В процессе
проведения чата к нему подключилось большое количество детей из разных стран,
в том числе из Японии.
По результатам работы школ на первом этапе реализации программы
(январь 1996 г. - июнь 1997 г.) издана книга "Пять вечеров: беседы об образовательных
телекоммуникационных проектах", где, кроме методических разработок сетевых проектов,
даются рекомендации по их интеграции в учебную программу, рассказывается об
особенностях этой работы со школами - партнерами из зарубежных стран, и об организационных
условиях, необходимых современной школе для проведения учебной сетевой работы.
В марте 1998 г. была проведена международная конференция "От открытой школы
к открытому обществу" (Москва, 26-28 марта), куда съехались координаторы школ-участниц
программы, чтобы подвести итоги прошедшей работы.
В 1998 г. начался второй этап реализации "Программы межшкольных
связей по Интернет", получивший поддержку Института "Открытое общество" (Москва,
Россия) фонда Сороса. Победителями
конкурса на участие в программе в 1998-99 гг. стали 20 школ из четырех регионов
России - Краснодарского края, Карелии, Пермской и Иркутской области, учителя
которых с сентября 1998 г. включились в работу по Программе. На втором этапе
акцент был сделан на усиление регионального компонента. В каждом регионе приступили
к работе три городские и две областные школы. В школах, принявших участие во
втором этапе реализации программы, также были оборудованы точки доступа к Интернет;
руководители каждой школы провели лекции и занятия, на которых разъяснили содержание
Программы. Однако для второго этапа характерно несколько существенных отличий.
Во-первых, это мощная поддержка школ-участниц Программы университетскими
центрами Интернет, что позволило предоставить бесплатные провайдерские услуги,
использовать прекрасную материальную базу и специалистов для обучения школьных
координаторов, проведения региональных семинаров по проблемам внедрения информационных
технологий в учебный процесс; привлечь учителей школ к мини-конкурсам, проводимым
сотрудниками центров Интернет, и пр.
Во-вторых, это аккумуляция региональных сил, что на деле означало
опору при конкурсном отборе школ для участия в Программе на местные органы управления
образованием и университетские центры Интернет; выбор для оснащения школ компьютерным
оборудованием местных поставщиков. Были мобилизованы родители, спонсоры из числа
государственных структур и местных бизнесменов и пр. для помощи в реализации
Программы.
В течение года руководители Программы проводили обучение и
обеспечение поддержкой не только школьных координаторов сетевой работы, но и
региональных координаторов, в задачи которых входило максимальное насыщение
проектной работы, проводимой в школах города и области, региональными аспектами
(максимальная приближенность к проблемам региона: экологическим, экономическим,
социальным и др.).
В апреле 1998 г. в рамках Программы был создан еженедельный
лист рассылки для учителей-предметников "Педсовет по средам" pedsovet@ripn.net,
который объединил не только школы - участницы "Программы межшкольных связей
по Интернет", но и более 400 школ России, Белоруссии, Украины, Литвы.
Учителя из школ, задействованных в первом этапе реализации
программы, участвовавшие в создании листа рассылки "Педсовет по средам", стали
помощниками учителей из школ - участниц второго этапа программы. Так, Игорь
Штырков - координатор сетевой работы в школе № 4 г. Пскова - участницы первого
этапа Программы (1996-97гг.) -стал ведущим технического приложения "Работаем
грамотно" к списку рассылки "Педсовет по средам", а Владимир Стригин, координатор
сетевой работы лицея г. Бийска. Лариса Комарчева, координатор из школы г. Сыктывкара,
- разработали и осуществляют в Сети проекты специально для новичков.
Созданный в августе 1998 г. русскоязычный Web-сайт "Школьный
сектор" (http://school-sector.relarn.ru),
практически стал информационной образовательной средой для учителей-предметников
из разных городов и стран СНГ. Здесь еженедельно размещаются результаты проектной
работы школьников (в том числе Web-странички, созданные ими), размышления учителей
и координаторов сетевой работы по поводу сетевой деятельности в школе, степени
интеграции ее в учебную программу, выступления специалистов об образовательной
деятельности школ в Сети, представлена информация о семинарах, конференциях,
новых Web-сайтах, которые могут помочь учителям-предметникам, и др. К середине
октября 1998 г. сайт "Школьный сектор" посетили 1500 человек.
Нужно отметить активизацию новых педагогических технологий
в процессе проектной деятельности - практически все школы, задействованые в
программе, приняли участие в конкурсе, проводимом в рамках проекта "Гармония",
на создание учащимися вместе с учителями образовательных Web-квестов - уникального
образовательного творческого продукта для самостоятельной работы школьников
по учебным предметам. В начале ноября их можно будет увидеть на Web-сайте программы
"Школьный сектор".
В настоящее время школы - участницы программы активно работают
в проектах, викторинах, олимпиадах,
Web-сессиях, чатах и др., которые им предлагают в Сети руководители
программы, различные организации (Центры дистанционного обучения, университеты,
научно-исследовательские институты) и отдельные авторы. К работе с каждым днем
подключается все большее количество учащихся и учителей как из школ - участниц
программы, так и из других школ России и стран СНГ. В тех городах, где созданы
университетские центры Интернет, наблюдается особенная активность школ, которые
с их созданием получили возможность не только бесплатного подключения к Сети,
но и наполнения своей сетевой работы содержательной деятельностью высокого уровня
благодаря участию в программе преподавательского состава высшего звена. Наибольшую
активность проявляют школы Самары, Новгорода, Перми, Иркутска, Петрозаводска
и других городов, где координаторы проектов ИОО осуществляют наиболее активную
деятельность и идут навстречу среднему звену - школе.
Коротко об авторе:
Ястребцева Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, координатор Программы