Борис Киселев, Марина Моисеева
Владение компьютерными технологиями определяет сегодня квалификацию специалиста любой сферы деятельности. Однако научить учащихся современным компьютерным технологиям в достаточном объеме в рамках курса информатики невозможно, поскольку не существует универсальной компьютерной технологии для всех отраслей науки и техники. Каждая предметная область по-своему взаимодействует с компьютерными технологиями. А значит, уроки информатики - не панацея от всех бед. Во многих школах компьютеры постепенно выходят за бронированные стены кабинетов информатики и появляются в медиатеке*, кабинетах учителей-предметников, предметных лабораториях и даже в учительских... Персональные компьютеры вторглись в нашу жизнь и, независимо от нашего желания, будут оказывать все большее влияние на мировоззрение и знания детей.
За последние два-три года на российском рынке образовательных
компьютерных технологий появилось новое явление - домашний компьютер. И это
не просто слова, а факт: по мнению экспертов, сегодня в домах у россиян находится
свыше миллиона компьютеров. Это означает, что уже сегодня сотни тысяч детей
имеют доступ к достаточно мощному современному ПК в домашних условиях. Многие
родители в самое ближайшее время собираются купить своим детям компьютер, программное
обеспечение, подключиться к Интернет...
А по весьма оптимистическим прогнозам уже к 2005 году "домашняя
компьютеризация" охватит более 30% семей в российских городах. При этом приобретаются,
как правило, хорошие мультимедийные машины, о которых большинство школ могут
пока еще только мечтать. И это замечательно - ведь домашний компьютер может
сделать доступными для всех современные стандарты образования, довести их до
каждого уголка нашей огромной страны, в которой, несмотря ни на что, сохраняется
престижность и востребованность хорошего образования.
К массовому появлению домашних компьютеров у учащихся необходимо
подготовиться и психологам, и методистам, и учителям, и родителям. Нам видятся
пока следующие модели использования домашнего компьютера в системе школьного
образования:
1. Использование домашнего компьютера без ведома учителя.
Компьютер выполняет функции домашнего репетитора. Обучающая
система в этом случае должна быть привязана к стабильным учебникам, задачникам,
атласам, контурным картам и т. д. Ребенок может использовать разнообразные электронные
энциклопедии, справочники, словари, которые помогут ему лучше подготовиться
к урокам в школе, быстро составить какое-либо сообщение или доклад по заданной
теме.
2. Использование домашнего компьютера как дополнения к учебному
процессу, организованному учителем в классе.
В данном случае предполагается, что учитель владеет информацией
о том, какие программы есть на домашнем компьютере у учащегося, представляет
основные дидактические возможности этих программ и дает домашние задания (или
темы учебных проектов) в зависимости от этого.
3. Единая среда "школа - дом", предполагающая систематическое
использование компьютеров как в классе, так и дома.
Эта модель предполагает применение компьютера и в классе,
и дома. Компьютер в классе используется учителем при разного рода демонстрациях,
при объяснении нового материала, в качестве лабораторного стенда, для выборочного
или фронтального тестирования учащихся и для многого другого. При этом домашний
ПК должен быть оснащен теми же программами, что и школьный. Например, учитель
в классе демонстрирует и отрабатывает со школьниками методику проведения лабораторного
эксперимента. Сам же эксперимент учащийся выполняет на компьютерной модели дома
и отчитывается перед учителем с помощью протокола выполнения, представленного
на дискете.
4. Использование компьютера для дополнительного образования.
Эта модель ориентирована на возможность получения дополнительного
образования, например, подготовку к вступительным экзаменам в вузы, самостоятельное
изучение иностранных языков, получение начальной профессиональной подготовки
или углубленное изучение отдельных дисциплин. Здесь можно использовать не только
разнообразные обучающие программы, электронные учебники и справочники, но и
системы дистанционного обучения на основе сети Интернет, благодаря которым любой
желающий может получить образование и в отечественных учебных заведениях, и
за рубежом.
5. Домашнее обучение для детей, не имеющих возможность посещать
школу.
Домашний компьютер может оказаться практически незаменимым
средством обучения в том случае, когда ребенок не посещает школу. В этой ситуации
помогут электронные учебники и методические пособия, привязанные к школьной
программе и к стандартам образования. Соответствующая модель должна предполагать
систематическую работу ребенка с компьютером под руководством родителей и при
их участии. Наиболее перспективным в этом случае представляется использование
телекоммуникаций, поскольку при этом можно обеспечить работу учащегося под руководством
учителя и его общение с другими детьми, объединенными в так называемые "виртуальные
группы" и работающими в сети над одной и той же учебной темой.
Некоторые из перечисленных выше моделей уже начинают внедряться
в системе образования. Идет формирование рынка программных средств для учебных
целей, причем большая часть современных обучающих программ ориентирована именно
на индивидуальную работу (они требуют использования мультимедийных конфигураций
компьютеров, не поддерживают режимов работы в школьной сети, размещаются на
компакт-дисках и т. п.). То есть такие программы изначально ориентированы на
потребителя с домашним компьютером. Именно для него создано немало прекрасных
электронных энциклопедий, справочников, познавательных игр, выпущенных на компакт-дисках
такими известными фирмами, как "КомпьюЛинк", "Кирилл и Мефодий", "КУДИЦ", "Физикон",
"1С", "NMG", "Никита", "Зареалье" и т. д.
Но вернемся на грешную землю: по имеющимся оценкам, соответствующее
мультимедийное оборудование, а значит и программы, имеют менее 10% российских
школ. При этом стоит отметить, что за последнее время на базе ведущих вузов
и научных организаций страны создано немало центров дистанционного обучения,
дающих возможность учащимся получать дополнительное образование с помощью Интернет,
и, более того, даже пройти компьютерное тестирование и поступить в ведущие вузы
страны без очных вступительных экзаменов.
Что касается моделей, связанных с созданием единой информационной
среды "школа - дом", то реализация их пока затруднена. Причина прежде всего
в неготовности большинства учителей к интеграции школьного и домашнего компьютера,
в отсутствии соответствующих методик преподавания, а также системы своевременного
информирования учителей и учащихся о новинках, появляющихся на рынке информационных
технологий в образовании.
До тех пор, пока компьютеры в школе и дома "будут делать вид,
что не знают друг друга", невозможно будет вести разговор о реальной информатизации
образования. Кто из учителей-предметников располагает в начале учебного года
оперативной информацией о тех программах, которые учащиеся могут купить для
своих домашних компьютеров? Разве такие программы включаются в ежегодные списки
рекомендуемой литературы по предмету?
Пытаясь ответить на эти риторические вопросы, приходится задать
еще один (пожалуй, главный) вопрос: а кто же, как не школьные учителя, могут
взять на себя роль экспертов в области программного обеспечения для образования?
Интеграция домашнего компьютера в систему образования потребует
не меньших усилий со стороны учителей и других работников этой сферы, чем на
первом этапе информатизации учебного процесса. Нам представляется особенно важным
применение системного подхода к организации образовательного процесса с использованием
домашнего компьютера, комплексное и скоординированное решение учителями, родителями,
психологами и разработчиками программных средств следующих проблем:
· отбор и приобретение методически грамотно выполненного программного
обеспечения;
· разработка и издание методических материалов и учебных пособий
для самостоятельной работы учащихся за домашним компьютером;
· проведение психолого-педагогических и санитарно-гигиенических
исследований проблем использования компьютеров в домашних условиях;
· соответствующая подготовка в системе повышения квалификации
и регулярное информирование учителей школ о новых разработках в области программных
средств учебного назначения;
· разработка теоретических основ и практических рекомендаций
по налаживанию системы рационального использования компьютеров по схеме "компьютерный
класс - учительская - медиатека - домашний компьютер".
Все эти задачи ждут своего решения. Возможно, наиболее реальным
является отработка каждой из предложенных нами моделей на экспериментальных
пилотных проектах. В этом году Образовательный центр КУДИЦ совместно с компанией
"Монлайн", специализирующейся в сфере интеграции локальных сетей, приступил
к созданию типового проекта городской кампусной компьютерной сети, интегрирующей
образовательный потенциал школьных и домашних компьютеров. Кампусная сеть (от
англ. campus - территория университета, колледжа, университетский городок) в
нашем проекте - это локальная компьютерная сеть, объединяющая все объекты инфраструктуры
городского микрорайона (жилые дома, школу, детский сад, библиотеку, информационный
центр и т. п.).
Жители подобного компьютеризированного кампуса могут получать
по локальной сети любую интересующую их информацию, а через главный сервер кампуса
- выходить в Интернет. И все это - не выходя из собственной квартиры! В этой
ситуации возможна отработка всех моделей использования домашнего компьютера
для образовательных целей. Учителя будут иметь постоянную поддержку со стороны
специалистов в области информационных технологий и опытных методистов.
Учащиеся будут поставлены в такие условия, при которых домашний
компьютер перестанет быть для них просто дорогой игрушкой и коллекцией пиратских
программ. Родители же смогут быть в курсе всех проблем, связанных с обучением
детей в школе (например, узнать школьное расписание, получить информацию о ближайших
внешкольных мероприятиях, кружках и факультативах и, не дожидаясь предъявления
дневника, увидеть текущие оценки ребенка по всем школьным предметам). Реальностью
станут "виртуальные" родительские собрания, знакомство с новинками программных
средств и просмотр демо-версий программ, а также система заказов "с доставкой
на дом". Фантастика? Реальность? Работа в московском кампусе "Синяя птица" (Северное
Бутово) уже ведется. Через год подведем первые итоги...
Коротко об авторах:
Киселев Б.Г. - научный руководитель КУДИЦ (известного в 1989 - 1994 годы как головной центр поддержки проекта "Пилотные школы"); кандидат технических наук, доцент МИФИ, консультант ЮНЕСКО по вопросам информатизации общества.
Моисеева М.В. - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института общего среднего образования РАО; работает в КУДИЦ с 1990 года.
Тел. (095) 208-7862, 207-0489