Powerful ideas need love too
Алан Кэй
В названии доклада, избранные разделы которого мы сегодня впервые публикуем на русском языке, слышится пароль, смысл которого понятен в Америке любому учителю и школьнику. Термин Powerful Ideas - "идеи, властвующие над умами" - часто встречается в работах педагога и философа профессора Сеймура Пейперта. А песню Джона Леннона "All We Need Is Love" знают во всем мире. Алан Кэй выступил на совместном заседании Комитета по науке и Комитета по экономике, образованию и занятости конгресса США 12 октября 1995г.
В
десять лет Алан Кэй стал победителем Национальной игры-викторины (National
Quiz). В двадцать восемь он предложил первую в истории (1968) модель персонального компьютера - "динамической книги" Dynamic Book. В тридцать стал профессором Стэнфордского университета, а затем - одним из основателей Исследовательского центра Xerox в Пало-Альто, автором первой объектно-ориентированной среды программирования Smalltalk. Два года назад Кэй был приглашен на пост вице-президента Walt Disney Company по исследованиям и разработкам в сфере визуальных технологий, получивших собирательное название Imagineering. Многие годы Кэй работал преподавателем в калифорнийских школах. |
Эксперты пришли в замешательство. Многие из студентов, участвовавших в собеседовании, имели прекрасные показатели успеваемости (SAT); и уж, конечно, все без исключения имели свободный доступ к компьютерам, сетям и информационным ресурсам.
Я ожидал, что эксперты не остановятся на констатации таких удручающих результатов, но этого не произошло. Тогда я провел аналогичное собеседование со своими студентами в университете Лос-Анджелеса (UCLA) Первый этап закончился примерно с теми же результатами, что и в Гарварде. Тогда я сделал следующий шаг. "Знаете ли вы, какое время года настает в Южной Америке и Австралии, когда у нас в Штатах приходит лето?". "Зима, разумеется", - был ответ. "Видели ли вы на небосводе одновременно Солнце и Луну?". - "Видели, разумеется".
И я наблюдал, с каким трудом приходит (да и далеко не ко всем) понимание того, что известное им различие между временами года в разных полушариях как-то не вяжется с гипотезой "Земля летом ближе к Солнцу, чем зимой...". О фазах Луны уж и говорить нечего.
Эксперты NSF, на мой взгляд, поставили задачу некорректно. Они ожидали от студентов знания фактов - да кто же в состоянии удержать в голове тысячи и тысячи научно установленных фактов?.. Возблагодарим Всевышнего, что студенты не превратились в ходячие картотеки. На самом деле мы столкнулись с отсутствием у этих ребят самых элементарных навыков критического мышления. Ведь и им, и их наставникам, не выдержавшим испытания, были известны факты, противоречащие невразумительным догадкам. Почему же никто из них не спохватился: "Эй, послушайте, как же так?.." Все, что нужно для правильного ответа, было им известно! Однако сопоставить факты, сложить из них мозаику, которая станет правильным ответом, большинству участников испытания не удалось.
В чем же дело? Что происходит в наших университетах, в наших школах?
Обратимся к библейским источникам. Царю Соломону Бог дал "мудрость и весьма великий разум" (3 Цар 4:29). Считается, что за свою жизнь он даровал своим подданным три тысячи изречений. А как работают пословицы и поговорки? Вот вы возвращаетесь из странствий - вам рады: тогда, разумеется, "любовь только крепнет в разлуке". Но вот вас встретили сдержанно, и тогда вспоминается: "С глаз долой, из сердца вон..." Любая житейская ситуация в пословице наполняется общезначимым смыслом, к любой ситуации человеческая память услужливо подберет пословицу. Спектакли и фильмы, стихотворения и анекдоты - они составляют сокровищницу здравого смысла. И каждая притча, каждая поговорка, каждая "история из жизни" имеет самостоятельную ценность. Это утверждение верно для всех культур; очевидно, мы здесь имеем дело с врожденным свойством человеческой породы.
Результат испытания, проведенного NSF,- прекрасная демонстрация того, как "здравым смыслом" подменяется способность к научному познанию мира. Клод Леви-Строс и Сеймур Пейперт считают, что сегодня учебный процесс в школах все чаще строят по схеме проб и ошибок (правда, предложенный этими авторами термин bricolage близок по смыслу к русскому "халтура". - Прим. перев.). У этой схемы есть бесспорные заслуги; многие инженерные сооружения были созданы именно таким образом. Инженерное искусство вообще старше науки на тысячи лет.
Тем не менее опыт последних четырех столетий свидетельствует о том, что идеи, повлекшие за собой великие перемены в человеческом обществе, не имеют ничего общего с притчами, изречениями и "историями из жизни". Основой трудов Ньютона стала стройная система аргументов, развивающая подход Евклида к решению геометрических задач.
Искусство научной аргументации не чета схеме проб и ошибок, основанной на переборе фактов. Аргументами, а не подбором фактов, пользовались отцы-основатели Соединенных Штатов, создавая нашу Конституцию.
Навыками аналитического мышления, умением рассуждать аргументированно обладают менее чем 5% взрослых граждан США (в Великобритании - около 7%). По моей оценке, среди книг-бестселлеров в США 80% составляют "истории", 15% - разнообразные самоучители; только 1,5% популярных книг обладают научным содержанием. При этом напомню, что тираж бестселлера обычно составляет не более 100 000 экземпляров - миллионные тиражи в нашей стране с населением 250 миллионов человек весьма редки. И уж подлинным царством "историй" стало телевидение.
Я вовсе не призываю "поверить алгеброй гармонию". Театр учит нас сопереживанию, в этом великая миссия любого искусства. Но приемы театральной игры давно освоены политиками, и это нас не радует. Мы дорожим возможностью сопереживания, поиска смысла в искусстве и во всей нашей жизни, но стремимся не допускать, чтобы этой нашей способностью пользовались те, кто хочет манипулировать нашим сознанием.
Я уверен, что главная цель непрерывного образования - учиться проницательности, умению "искать суть". Для того чтобы освободиться в XXI веке от мешающих стереотипов, от чувства зависимости, дети должны сегодня осваивать три основных формы рассуждений - назовем их "основанными на фактах", "основанными на логике аргументов" и "основанными на системной динамике", т.е. на представлении о целостности и динамичности мира. Как всему этому научиться?
Вот привычное суждение - "научиться этим вещам очень трудно". Но все мы знаем, как упорно учатся дети тому, что они считают для себя важным. Знаем, как успешно использовали это стремление великие педагоги, начиная с Марии Монтессори. Такое погружение в культуру возможно - именно ощущение погружения рождает то, что мы считаем призванием. Атмосфера в семье часто предопределяет интерес детей к науке, к таинству "обряда посвящения". Так что дело здесь не в трудностях.
Вспомним о реальностях сегодняшней жизни. Упомянутый мной феномен "пяти процентов" дает себя знать и в школе, если говорить об учителях, об их навыках мышления и культурном уровне. Получается, что детям неоткуда ждать помощи в их стремлении учиться. Семья, школа, телевидение почти не способны сформировать шкалу ценностей, необходимую сегодняшним школьникам.
Содержание школьных программ остается для детей чем-то выдуманным, "ненастоящим". А рядом - "настоящая жизнь", игры и спорт.
Жители маленького городка в Новой Англии, где я учился в школе, решили однажды, что музыка нужна всем детям. У нас были свой оркестр и свой хор. Настоящий музыкант приходил работать с нами, помогал учителям. Пианино в каждом классе - мне казалось, что иначе и быть не может.
Сегодня эта модель начинает получать распространение в тех школах, где рядом с учителями работают специалисты-компьютерщики, ученые, инженеры, архитекторы... Для учителей важна их помощь; это - своеобразный "контроль качества".
А теперь представим себе, что музыкальное образование объявлено одним из национальных приоритетов. Конгресс предлагает технологическое решение проблемы. "Пианино в каждой классной комнате к 2000 году! Не хватает бюджета, чтобы нанять для работы в школе профессиональных музыкантов? Будем проводить массовую переподготовку учителей, двухнедельные курсы помогут решить все проблемы!".
Результат? Детям такая жизнь нравится, и общество выходит мало-помалу на новый уровень музыкальной культуры - каждый гражданин "разбирается в музыке" и может бегло сыграть "Собачий вальс". Кому-то, правда, удастся получить и настоящее музыкальное образование.
"Разбираться в музыке", "разбираться в науке", "разбираться в компьютерах" - в этом ли наша цель?
Я работаю с детьми больше 25 лет и убедился в том, что они учатся с удовольствием, если чувствуют, что учитель не прячется от них за частоколом наглядных пособий и мультимедиа-забав. Когда учитель обнаруживает удачный ход, выстраивает увлекательную модель занятия, он при необходимости найдет в этой модели место любым "техническим средствам обучения".
И я с печалью взираю на образцовые компьютерные классы в школах - чем-то они мне напоминают безупречно устроенные ресторанчики быстрого питания. Ослепительная чистота, ослепительные улыбки персонала, все эффективно, все безвкусно.
Облик компьютера изменчив - он может прикинуться то книгой, то телевизором, а для кого-то раскроет весь свой потенциал. Но правила игры на рынке сегодня таковы, что и в школе, и дома компьютер все чаще прячется под маской телевизора. Миллиарды долларов тратятся на утверждение в массовом сознании тождества "компьютер=ТВ".
В нашей стране иначе и быть не может; мы - нация телезрителей. Телевизор стал могучей "обучающей машиной". С помощью телепрограмм нетрудно убедить зрителей в том, что многие важные идеи, понимание которых необходимо в сегодняшнем мире, даже не то чтобы второстепенны - просто призрачны! Любые ростки самостоятельного, критического мышления нуждаются в уходе; мы же видим, как эти ростки оказываются под грудами "инфомусора".
Интернет может стать той информационной средой, в которой возможности самообразования получат новый импульс. Пришло время заново оценить потенциал педагогических идей, разработанных Марией Монтессори и ее последователями, найти этим идеям место в Интернете.
Мы не преуспели в создании такой культуры, в которой ценятся любовь к учебе, сам процесс познания мира, понимания. Поэтому новая информационная среда становится важным барьером, способным остановить приход Темных Веков.
Школы становятся последним рубежом обороны, не котором можно еще остановить лавину девальвированной информации. Школам выпала участь принять эстафету познания от исследовательских центров, работать вместе с ними. Готовы ли они к этой миссии в конце XX столетия?..
Понимание, счастье, гармония музыки, наука - эти и другие великие устремления человека суть не статические состояния разума, а бесконечные дороги странствий человеческого духа. Детям нужно помочь в поисках этих дорог, само странствование по которым становится наградой.
The Brave Digital World, или Путь ХамурапиФеликс Широков Алан Кэй говорит в своем выступлении перед американскими конгрессменами о "системной динамике" как об одном из современных подходов к обучению. Кэй - представитель редко встречающегося у нас направления мысли. Он - теоретик в области информатики (computer science). Нобелевские премии за достижения в этой науке не присуждаются. Даже за создание компьютерной томографии Нобелевская премия была присуждена как премия по медицине, хотя разделили ее инженер-электронщик и физик. Но в XXI веке премия, подобная Нобелевской, за достижения в области информатики становится абсолютно необходимой. Величайшие достижения человеческой мысли на этом направлении должны получить самую широкую известность, подобно тому, как в веке уходящем такую известность получали достижения в физике, химии, биологии и экономике. |