В одном из весенних выпусков петербургской газеты "Компьютер-Информ" (http://www.ci.ru) опубликована статья Надежды Максимович "Компьютеры и информационные технологии в российских и американских школах". Выдержки из этой статьи, приведенные ниже, позволяют оценить положение дел с компьютерами в школах северной столицы. Мы рассчитываем вернуться к этой теме в одном из ближайших номеров "КвШ"; питерские школы известны своими успехами во многих сетевых и мультимедийных проектах, успешно работают со своими деловыми партнерами - компьютерными компаниями.
... Рассказать о том, что происходит в петербургских школах,
мы попросили заместителя председателя Комитета по образованию администрации
Санкт-Петербурга Андрея Фирсова и главного специалиста Комитета Валерия Пулита.
Начиная с прошлого года Комитет по образованию начал реализовывать
новую политику в области информатизации. До этого работа была направлена на
поддержание и развитие базы вычислительной техники в наиболее подготовленных,
с точки зрения Комитета, районах города. В результате возник заметный перекос
- в одних районах положение вполне благополучное, в других - удручающее. В настоящий
момент можно выделить шесть районов, которые на фоне других петербургских и
даже московских территориальных единиц выглядят очень прилично. Есть также в
городе несколько школ, в которых построены локальные сети, задействованные и
в управлении, и в области педагогических проектов.
Нынешняя стратегия развития направлена на построение единой
информационной среды образования в масштабе города. Ее создание позволит решить
множество задач как прикладного, так и стратегического характера. Важность воплощения
этого проекта заключается не столько в том, что в одной базе данных будет собрана
вся информация о школах, учениках и педагогах, необходимая для оптимизации образования,
сколько в возможности ее использования для социального прогнозирования и регламентации
образовательной деятельности.
... Каждый пользователь сможет подключать к системе информационного
обеспечения любое число унифицированных или специально разработанных прикладных
задач, ориентированных на конкретное наполнение и структуру единой базы данных.
Благодаря открытой архитектуре возможность обработки хранящейся информации обретает
каждый.
... Еще одна сложность воплощения проекта - кадры. Для того
чтобы информационная сеть реально заработала, в каждой школе должна быть ставка
заместителя директора по информационному обеспечению, а в каждом районе должен
быть сформирован информационный центр, отвечающий за координацию работ, консультационную
поддержку школ и заполнение районной базы данных.
Кроме проблем финансовых и административных существуют также
и методологические. Необходима система и методика использования современных
информационных технологий в учебном процессе для повышения его эффективности.
Сейчас этот блок педагогической науки фактически не развит.
Вот некоторые цифры и факты, которые иллюстрируют "информационную
обстановку" в петербургских школах. Компьютерные классы (КК) есть более чем
в 60% школ, у 10% школ - два и более КК, современные компьютерные классы со
средствами мультимедиа есть в 20% школ. Стандартный компьютерный класс включает
11-13 ПК на всю школу, так что времени для работы у школьников недостаточно.
Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр" (www.leontief.ru) является независимой некоммерческой организацией. В состав учредителей центра входят десять научно-исследовательских институтов Лондона, Москвы, Санкт-Петербурга и Стокгольма. В их числе Российский институт экономических проблем переходного периода и Институт по изучению восточноевропейской экономики (Швеция). |
К глобальной Сети питерские школы подключены централизованно, через Институт новых технологий образования (ИНТ) и Леонтьевский центр.
Есть надежды, что удастся использовать каналы держателей оптоволоконных сетей, например, "ЛенЭнерго" для развития сети образовательных учреждений.
Еще в 1991 году на базе ИНТ, некоммерческой организации, развивающей телекоммуникации для нужд среднего образования, была создана первая в России образовательная сеть SchoolNet. В настоящий момент через сервер ИНТ подключены 125 образовательных учреждений в режиме on-line и 272 могут работать с электронной почтой по протоколу UUCP. В среднем за месяц сервер обслуживает 280 пользователей, которые совершают 13 500 звонков общей длительностью 850 часов.
Что касается применения компьютеров в обучении, то в основном ПК используют на уроках информатики. При этом не всегда информатика понимается шире, чем умение работать с клавиатурой. Далеко не всегда детей учат ставить задачи и решать их с помощью компьютерных технологий. Есть и школы, в которых на ПК готовят к изданию газеты, пишут музыку, программы. Около 5-7% школ систематически используют информационные программы в учебном процессе. 15% школ города время от времени применяют ПК в изучении других предметов (не информатики).
На 1 июня 1998 года в 402 средних школах Петербурга
(64% общего количества) имелось 500 компьютерных классов (КК). Если сравнивать
эти показатели с аналогичными за 1996 год, то положение почти не изменилось,
что объясняется тем, что процессы приобретения новой техники и списания
старой в настоящий момент взаимоуравновешены. За последние два года произошли существенные изменения в лучшую сторону в структуре КК. Значительно увеличилась доля техники стандарта IBM (более чем в 2 раза). Следует отметить, что КК на базе компьютеров стандарта IBM с характеристиками не ниже 486/iP; RAM 8MБ; HDD 1ГБ + Multimedia отвечают требованиям современных образовательных стандартов. Доля компьютерных классов, укомплектованных ПК с такими характеристиками среди категории IBM-совместимых, составляет 50%. Показатель вырос в 5 раз по сравнению с 1996 годом. При этом процесс обновления компьютерного парка средних школ пока не столь интенсивен, как этого требует время. Из имеющихся КК 68% морально устарели, а 50% - физически. |