Tested and judged: The best graphics cards for VR gaming, PCWorld, апрель 2016.

После нескольких лет анонсов, доработок и демонстраций виртуальная реальность достигла  нас,  благодаря шлемам Oculus Rift и HTC Vive, которые, наконец, попали в руки геймеров и фанатов новых технологий. Но появление VR на обычных  ПК,  без  сомнений,  вызовет массовое обновление видеокарт. Ведь исследование насыщенных виртуальных миров нуждается в действительно серьезной графической мощности, чтобы получить требуемые 90  кадр/с,  избежав дерганий и артефактов, заставляющих вспомнить, что вы просто в игре.

Видеокарты для VR: На чем остановиться взгляду?

Oculus рекомендует использовать GeForce GTX 970 или Radeon R9  290  как минимальное решение для игр  VR. Но  мы уверены, что вам нужно что-то помощнее, если вы хотите выставить настройки графики на максимум и получить запас мощности на будущее. Массовое сравнение графических  карт, проведенное журналом «Мир ПК»,  позволяет самостоятельно сопоставить любые графические карты  ценой  от  100  до  1000 долл.,  а также получить советы по  выбору,  но все это касается традиционных игр. От уже проведенных тестов вполне можно отталкиваться, но мы  решили  запустить некоторые бенчмарки из виртуальной реальности, чтобы узнать, как в действительности топовые карты  производства  AMD и Nvidia справляются с новой категорией задач.

 

Тест производительности SteamVR

К сожалению, большинство из тяжелых тестов  VR,  в частности, Futuremark VRMark и Crytek/Basemark  VRScore,  все еще недоступны, а традиционные игровые тесты не имеют никакого отношения к ПО,  запускающему  виртуальную реальность.

 

Сцена из теста производительности SteamVR

 

Впрочем, один инструмент для тестирования VR уже появился  —  это специальная (и бесплатная!) программа Valve SteamVR Performance Test. Она использует сцены из Aperture Science Robot Repair VR на базе движка Valve Source и выдает  результаты,  выражающиеся в количестве тестовых фреймов, количество фреймов, перегрузивших ЦП, количество фреймов, сильно отстающих от 90  кадр/с, а также выставляет  общий рейтинг качества.  Кроме того,  утилита  предоставляет  удобный график, на котором показана общая производительность системы за время демонстрации.
Средний балл  —  это непростая оценка.  Большинство  игровых бенчмарков производят рендеринг одной и той же сцены при одном и том же качестве еще и еще раз,  а в тесте  SteamVR Performance  применяется концепция  адаптивного качества,  что меняет  настройки детализации  на лету,  чтобы  сохранился  уровень кадров в секунду выше требуемого  значения  в  90 кадр/с.  Таким образом, средний  результат  учитывает среднее качество и среднее количество кадров в секунду, однако Valve не сообщает точный алгоритм его расчета.
  Поэтому  результаты оказываются не такими простыми и ясными, как количество кадров в секунду для традиционных игр. Но несмотря на это, SteamVR Performance Test поможет оценить, как разные графические карты справляются с этой несложной сценой VR. После запуска бенчмарка вы получаете вердикт для своей карты  —  он может быть «Готова», «Способна» или «Не готова»,  и будет сопровождаться  подробным текстовым объяснением, почему дела обстоят именно так.

Шлем HTC Vive на базе SteamVR

 

Мы протестировали 10 различных графических карт AMD Radeon и Nvidia GeForce, в число которых вошли все современные модели, соответствующие минимальным требованиям Oculus. Что касается тестовой системы, восьмиядерный процессор Intel Core i7-5960X и  16-Гбайт  ОЗУ Corsair Vengeance DDR4 значительно превосходят минимальные рекомендации Oculus, но это и не столь важно, так как мы тестируем именно графическую производительность.
В процессе обнаружился интересный факт: установка некоторых из перечисленных карт в домашний игровой компьютер нашего сотрудника  —  который ближе к рекомендованным параметрам со своим четырехъядерным Core i5-3570K  —  позволило получить чуть более высокие результаты, чем на монстроподобном тестовом стенде. Разница составила всего  0,1–0,2 баллов  в среднем по всем оценкам.  Значит,  производительность одного потока в данном тесте намного важнее, чем наличие дополнительных ядер. Ведь Core i7-5960X имеет базовую тактовую частоту ядра в 3 ГГц,  тогда как  выпущенный еще  четыре  года назад Core i5-3570K работает с частотой в 3,4 ГГц.

 

Тестирование графических карт в виртуальной реальности

Но довольно пустых  разговоров — перед  вами перечень графических карт, прошедших тестирование вместе с их общим результатом по итогам SteamVR Performance Test. На диаграмме приведены различные  GPU,  вплоть до лишь немного недотягивающих до минимальных рекомендаций Oculus Radeon R9 290 или GeForce GTX 970.

Видеокарты для VR: На чем остановиться взгляду?

Мы также сделали скриншоты страниц с результатами тестов, так что вы можете узнать все подробности о производительности каждой графической карты. Снижение на графиках по каждой карте показывает те моменты, когда SteamVR Performance Test вынужден был снизить качество визуализации, чтобы вернуться к заданным 90  кадр/с —  на самом  же  деле  это  почти 100  кадр/с (по  данным  FRAPS). Не  удивляйтесь, что  в  результатах не приведены данные FRAPS, так как изменение качества изображения приводит к не информативности данных о количестве кадров в секунду  —  мы просто следили за ними, чтобы проверить, действительно ли тест Valve работает как  нужно. 

Чтобы сэкономить место на странице, мы собрали информацию о каждом семействе карт в единое изображение. Кроме  того,  следует помнить, что мы тестировали различные референсные и серийные карты,  что  позволяет более комплексно оценить возможности каждого графического процессора.

 

Выводы и советы покупателям

Посмотрев на приведенные результаты, можно сразу сделать несколько выводов. С точки зрения «грубой  силы»,  GeForce GTX 980 Ti и Titan X остаются вне конкуренции, получив  гораздо  более высокие оценки, чем Radeon Fury X. Обе карты  производства  Nvidia дают максимальный результат при «Очень высоких» настройках качества изображения, в то время как Fury X показала намного больше спадов на графике при «Высоких» настройках. Впрочем, все три карты  продемонстрировали  действительно выдающиеся результаты построения виртуальной реальности.

Немного отставая, GTX 980 также показывает выдающиеся результаты, обгоняя Radeon Nano,  работающую  на базе чипа Fiji. Однако стоит остановиться на секунду и задуматься: неужели такая карта формата mini-ITX, как Nano, может создать достойную виртуальную реальность? Казалось бы,  такого  не должно  быть, однако  это так. AMD Fury с воздушным охлаждением или хотя бы разогнанная Asus Strix с усиленным охлаждением из нашего теста обеспечивает даже лучшую производительность, чем референсная карта GTX 980. А учитывая, что карты Fury недавно стали стоит около  500 долл.,  графика AMD и Nvidia в этом ценовом диапазоне работает примерно на одном уровне, хотя разогнанная GTX 980 все же  показывает  несколько более высокие результаты.

Получившая общую оценку 7,9  баллов  в SteamVR Performance Test, разогнанная MSI R9 390X Gaming с 8  Гбайт  памяти лишь немного проигрывает Nano и на  полбалла  отстает от GTX 980, что не позволяет говорить о безоговорочной победе Nvidia. И хотя GTX  980, бесспорно,  может создать более качественную виртуальную реальность, стартовая цена на GTX 980 составляет  460 долл.  и может стать только выше, в то время как модели Radeon R9 390X можно найти по цене от  385 долл. —  очень привлекательное предложение для карты, которая показывает хорошие результаты при «Высоких» или «Очень высоких» настройках качества во время  тестирования. 

Еще одна схватка обнаружилась в нижнем ценовом диапазоне карт, подходящих под рекомендации Oculus. Как Sapphire Nitro 390, так и EVGA GTX 970 FTW показывают приблизительно одинаковые результаты. И обе эти карты можно найти по цене около  300 долл.  Так что выбирайте!

В дополнение ко всему этому мы также протестировали EVGA GTX 960 SSC и Sapphire Radeon R9 380X, которые чуть-чуть недотягивают до базовых рекомендаций Oculus. И хотя тест производительности SteamVR оценил обе карты как  «Способные» —  в большей степени Radeon, нежели карту  GeForce, — качество  изображения падало до «Среднего» на обеих, а GTX 960 прошла большую часть теста именно в таком режиме. Собственно, и комментарий из теста гласит: «Мы рекомендуем обновить вашу графическую карту»  —  и с этим сложно поспорить. Движок Valve Source, к  слову,  не такой уж требовательный, и будущие программы VR  станут  потреблять все больше мощности. Так что данные карты будут способны работать только с базовыми играми и видео в формате VR, но  они не потянут  более мощные игры, такие как EVE Valkyrie. Так что ориентируйтесь на бюджет в  300 долл.  и выше, если вам нужна карта для VR, и помните, что чем больше вы сможете выделить средств, тем качественнее будет эффект виртуальной реальности.

Также не забудьте изучить результаты нашего большого  тестирования,  чтобы лучше узнать, как эти и другие графические карты работают в традиционных играх, а также познакомиться с их индивидуальными особенностями, чтобы не зацикливаться на одной только производительности. В конечном счете, вы же не будете проводить в виртуальной реальности все свое время!

Помните, что  хотя  графическая карта  и  является краеугольным камнем для виртуальной реальности,  это  не  единственный  ее  элемент.  Кроме  того,  AMD и Nvidia используют свои программные наработки, чтобы улучшить качество VR.