Жанр: пошаговая стратегия
Издатель: 2K Games
Разработчик: Firaxis Games
Платформы: PC
Дата выхода: 25 мая 2012 г. (Xbox 360, PlayStation 3), 15 января 2016 г. (PC)
Сайт игры: http://www.xcom.com/
Возвращение в 2012 г. серии XCOM о борьбе пришельцев и землян приняли с большим теплом. Пошаговая стратегия XCOM: Enemy Unknown сочетала фирменную атмосферу и довольно старомодный геймплей. Глубокая тактика, обширные возможности и интересная механика позволили игре стать одной из лучших в своем жанре. Студия Firaxis Games на этом не остановилась: превосходные отзывы и продажи Enemy Unknown дали понять, что народ хочет продолжения. Спустя четыре года разработчики выпустили сиквел, который оказался по всем параметрам лучше оригинала, — хотя, казалось бы, куда уж лучше.
Снайперы иногда откладывают винтовку и используют пистолет |
В первой части игры инопланетяне напали на Землю, и подразделение XCOM стояло на страже человечества. Теперь все перевернулось с ног на голову: планета захвачена и целиком контролируется пришельцами. Людей заманивают в подконтрольные оккупантами города, где обещана райская жизнь. Остатки Сопротивления разбросаны по всему миру, и без нашей помощи им приходится туго: пришельцы наступают, стремясь установить тотальный контроль над планетой и ликвидировать все угрозы своему режиму. Намерения у захватчиков отнюдь не благие. Среди населения ходят слухи, что над людьми проводят опыты, и добром все это не закончится. Собравшись на летающей базе XCOM «Мститель», нам предстоит отвоевать Землю и выгнать — а лучше перебить, — всех пришельцев до последнего.
Новый дом
Знакомые с Enemy Unknown люди мигом освоятся в сиквеле: интерфейс прежний — все на своих местах, вид на отсеки базы и подбор бойцов практически такие же. Мы снова занимаемся доведением своего штаба до ума: открываем и модернизируем лаборатории, развиваем вооружение и пр. Функций и задач у вас много, и всему нужно уделять внимание. Стоит запустить одну отрасль, как жизнь резко осложнится. Теперь мы контактируем не с правительствами стран, а с группами повстанцев. Первым делом нужно наладить с ними контакт, а уже затем выполнять их миссии. При этом у нас остаются глобальные цели — задания, к которым нужна серьезная подготовка. Если провалите или откажетесь браться за такой квест, пришельцы без особых усилий возьмут полный контроль над Землей и окончательно уничтожат Сопротивление.
Порой инопланетяне до последнего не догадываются о вашем присутствии |
На изучение особенностей механики много времени не уйдет, если вы уже знакомы с XCOM. Выбираете какое-нибудь исследование или строительство — и ждете, пока завершится. Таких дел можно натворить, если подходить к апгрейдам без понимания, зачем они вам понадобятся. Тяжело придется в сражениях, если вы что-то развивали для галочки, а не с пониманием того, как будете это использовать. Время и раньше играло важную роль в XCOM, а теперь за ним только поспевай следить — не хватает ни на что. Только взялись за новое исследование длительностью в десять дней, как появились несколько важных миссий, соваться на которые без изучаемой разработки не хочется. Пока шло исследование, задания потеряли актуальность, пришельцы разнесли мирные поселения и продолжили наступление.
Иногда разрываешься на части, пытаясь все успеть, и постепенно приходишь к неутешительному выводу — игра будто нарочно приводит к мысли, что на все времени не хватит, и нужно делать зачастую непростой выбор с такими же последствиями. Здесь в порядке нормы проигнорировать спасение мирных жителей, тем самым приговорив их к гибели, чтобы замедлить прогресс инопланетян в осуществлении их жуткого замысла.
Захватчики основательно укрепили свои блокпосты и подготовились к нападению повстанцев |
По воле случая
XCOM — пошаговая стратегия, и ключевое место в ней отведено тактике. В миссиях у нас всего четыре бойца, и их нужно беречь как зеницу ока. Дело в том, что с каждым заданием они набираются опыта, получают звания и разучивают новые умения. После выполнения семи–десяти миссий зеленые новобранцы превращаются в опытных вояк. В случае гибели они никак не возрождаются, и тогда придется вновь набирать необученный «молодняк». Сначала это не слишком важно, но задания постепенно усложняются, и дополнительные навыки бойцов оказываются очень кстати, так что личный состав лучше не терять почем зря.
У нас по-прежнему два действия на ход для каждого бойца. Выстрел завершает ход персонажа, даже если это его первая активность. На многих миссиях появились ограничения на ход, что сделало вылазки более рискованными. К примеру, теперь вы не сможете двигаться через одну-две клетки и выжидать наиболее подходящего момента для атаки. Инопланетяне обычно появляются с нескольких сторон, и здесь большое значение имеют специализации ваших подчиненных. Крайне важно расставлять их в зависимости от умений: снайпера — подальше в тыл, солдата с дробовиком — поближе к врагу, чтобы одним выстрелом с близкого расстояния убрать противника. А бойцы нового класса «Рейнджер» вообще таскают с собой оружие ближнего боя — нечто вроде катаны. Тактических вариантов много, но после нескольких досадных поражений, когда победа ускользает буквально из рук, действуешь уже более аккуратно.
Для большинства миссий карты теперь генерируются случайным образом. В некоторых сюжетных заданиях они созданы вручную, а в остальных квестах принимают такой вид, какой вздумается электронному алгоритму. Решение положительно сказалось на вариативности локаций, и потому шаблонности на картах нет.
На спине каждого бойца флаг его родной страны. От региона ничего не зависит, но подчеркивается интернационализм общей борьбы |
Много внимания уделено электронным взломам. Инженеры могут вскрыть практически любую систему: запертую дверь, шагающего робота, турель и т.д. В этом кроется элемент неожиданности для обеих сторон. «Хакинг» срабатывает не всегда, и, подняв тревогу, вы окажетесь в щекотливом положении. Зато в случае успеха получите хорошее преимущество на поле боя в виде оружия, обернувшегося против своих хозяев.
Продуманная тактика миссии может пойти крахом из-за непредсказуемости, которую вносит вероятность попадания в цель. Злости не хватает, когда бойцы мажут с трех метров, а пришельцы стреляют чуть ли не с другого угла карты и попадают в ваших солдат. Конечно, все зависит от случая, и ситуация может резко изменяться в пользу тех или иных.
Хитрые враги подчас загоняют вас в ловушку, вынуждают отступать. В их арсенале не только мощное оружие, но и биотические способности, влияющие на сознание ваших солдат. Снайпер отряда XCOM сидит в идеальном месте, откуда хорошо просматривается картина битвы, ему ничто не угрожает. Вдруг боец попадает под влияние пришельца и в панике выбегает прямо на центр локации, где его почти наверняка убьют. Давшие слабину члены отряда бесполезны: ни в кого не попадают, хаотично перемещаются по карте и с большой долей вероятности не доживут до конца миссии.
На этом изображении кажется, будто робот справа кого-то приветствует. Неужто бойца Сопротивления? |
Новые пришельцы задают еще больше жару. Одно существо находится сразу в нескольких мирах, что позволяет ему мгновенно перемещаться, а также делать свои копии на поле боя. К тому же эта тварь может устроить взрыв, который либо убьет, либо снесет вашему отряду приличное количество здоровья. Другой новичок — гадюка, нечто типа вертикально ходящей змеи. Она притягивает к себе вашего бойца, обвивает его и душит, если только вы быстро не пальнете в чешуйчатую. Игра преподносит много неожиданных сюрпризов, из-за чего следует часто менять план в процессе боя.
Если за что-то XCOM: Enemy Unknown и ругали, то лишь за графику. Картинка в игре была слабовата и излишне мультяшна. Конечно, это создавало интересную атмосферу, но инопланетяне уж никак не вселяли ужас и не воспринимались угрозой человечеству. Теперь все сделано гораздо лучше: визуальная часть стала более детализированной, эффекты и взрывы прибавили в красочности, а неплохая система разрушений позволяет во время боя продырявить стену в здании и укрыть там бойцов либо зайти к пришельцам с тыла. Неприятный момент лишь один — игра плоховато оптимизирована и количество кадров в секунду порой резко уменьшается.
Опасный противник, который мощными руками крушит все на своем пути |
Достоинства:
- разработчики зря времени не теряли — в игре масса нововведений;
- бои стали более непредсказуемыми;
- глобальная стратегия стала более глубокой и сложной;
- отличный ИИ — с врагами не соскучишься.
Недостатки:
- слабая оптимизация.
Вывод: XCOM 2 — жизненно важный глоток воздуха для людей, уставших от бесконечных блокбастеров и желающих получить умную, сложную игру. Стратегия вызывает только искреннее восхищение.
Итоги
Firaxis Games улучшила все, что только было возможно, и добавила множество новых деталей, изменяющих геймплей. Вторая часть XCOM доказывает, что успех Enemy Unknown не случаен — на прошлой игре разработчики лишь осваивались. XCOM 2 не выглядит сошедшей с конвейера, как зачастую происходит с продолжениями. Игра сделана с потрясающим вниманием к мелочам, до совершенства выверена каждая составляющая.