На CES 2016  была объявлена окончательная дата выхода очков  виртуальной реальности Oculus  Rift. Впрочем,  уже  случалось, что  разработчики из Oculus VR на протяжении нескольких лет переносили срок  релиза данного устройства.  Но теперь, похоже, финальная версия гаджета  действительно  увидит свет. Oculus Rift должен выйти 28 марта 2016  г. Также сообщается, что до  2017  г. будут выпущены  HTC Vive и PlayStation VR (бывший Project Morpheus). Появление одного устройства явно  простимулировало  конкурентов не затягивать с релизом своих очков, и с высокой долей вероятности вскоре мы  действительно  получим три схожих по  сути устройства, различающихся лишь деталями.

 

Oculus Rift

Начнем с  основной  и, пожалуй,  самой интересной модели.  Именно Oculus Rift вселил уверенность, что еще чуть-чуть, и виртуальная реальность полностью изменит развлекательную индустрию: фильмы и игры выйдут на новый уровень погружения,  а  телевизоры и мониторы можно  будет увезти  бабушке на дачу за ненадобностью.

Набор Oculus Rift


История  создания  Oculus Rift  началась  в 2012  г.,  когда  данный  проект вышел на Kickstarter. Запрашиваемая разработчиками сумма в 250  тыс. долл.  была собрана всего за  4 ч,  а за месяц краудфангинга люди пожертвовали 2,5  млн долл.  В поддержку Oculus Rift высказались такие мастодонты игровой индустрии, как Гейб Ньюэлл (Valve), Клифф  Блежински  (Epic Games) и Джон Кармак (id Software). Последний даже перешел в команду Oculus Rift на должность технического директора. В 2014  г.  компанию покупает Facebook за  2 млрд долл. 

  К настоящему времени  выпущено несколько версий очков для разработчиков.  Причем  подчеркивалось, что пользовательская версия будет отличаться от них в лучшую сторону.  Этим  можно объяснить обилие характеристик Oculus Rift, которые гуляют по Сети: какие-то спецификации относятся к Developer’s Kit 1 либо 2, другим не суждено воплотиться в  жизнь,  а третьи представляют достоверную информацию.

Версия очков для  разработчиков (вид сзади) 


 Модель  Oculus Rift  должна появиться  в апреле 2016  г.  со следующими параметрами: два OLED-экрана выдают суммарное разрешение  3024   × 1680 точек (по 1512 × 1680 точек каждый) при частоте обновления 90 Гц.  Устройство  будет  стоить  минимум  599 долл., но  для российского рынка  цена  пока  не сообщается. (И не факт, что они вообще поступят в продажу в нашей стране, - прим.ред)  Сумма, мягко говоря, далека от ожидаемых  350 долл.,  неоднократно  проскальзывавших  в выступлениях разработчиков. Конечно, в коробке с очками вы получите пульт управления Oculus Remote, джойстик Xbox One, отслеживающий сканер и две  игры:  платформер Lucky’s Tale и  космическую аркаду  EVE: Valkyrie.  Только вот появится  ли в продаже комплект  лишь  с необходимым набором в виде датчика слежения и самих очков,  пока  неизвестно.

 

Так выглядит  на обычном мониторе  изображение  в процессе игры  с  использованием  Oculus Rift


Высокая стоимость Oculus Rift это еще полбеды. На CES 2016 стали известны системные требования,  необходимые  для комфортной игры. Давно было понятно, что очкам нужно мощное « железо » , но озвученная конфигурация все равно впечатляет: процессор Intel Core i5-4590, не менее 8  Гбайт  оперативной памяти и видеокарта GeForce GTX 970 либо AMD 290. Получается, к  почти 600 долл.  за Oculus Rift нужно  приложить  еще около  1000 долл. за  компьютер, который  с этим всем справится.  При « слабом железе » , во-первых, не будет  реализовываться  нужный эффект погружения из-за  недостаточности  графики, во-вторых, любые подтормаживания скажутся на самочувствии могут появиться головокружение, тошнота. Стабильно  поддерживать  разрешение 3K при 90  кадр/с  способно только мощнейшее « железо » , что и  обусловило  высокие требования. К слову, компания Alienware сориентировалась она предлагает комплект из Oculus Rift и системного блока Alienware X51 с Core i5-6400, GeForce GTX 970 и 8  Гбайт  RAM за  1600 долл.   Представители компании объясняют, чт о по  отдельности  компьютер и очки обойдутся на 200 долл. дороже. Разработчики Oculus Rift даже  подсчитали,  сколько  ПК сейчас  обладают достаточной мощностью для очков виртуальной реальности оказалось, что всего 13  милл. компьютеров. 

Джойстики Oculus Touch, специально разработанные для игры с очками, появятся в продаже позже


Также остается  еще несколько нерешенных проблем.  Во-первых, Oculus Rift не имеет беспроводного интерфейса,  а значит,  от очков к компьютеру тянется  кабель. Конечно,  это избавляет от необходимости заряжать устройство, но провод может мешать.  Впрочем,  и другие VR-устройства тоже имеют кабели. Во-вторых, разработчики пока не  привели  веской  причины, которая заставила бы  расстаться с  600 долл.  Большинство представленных проектов направлены на то, чтобы подчеркнуть все достоинства Oculus Rift и «продать» его. Поддержка крупных  игр  вроде War Thunder и Doom  3  радует, однако о новых разработках пока мало что  известно. 

 

PlayStation VR

Слухи о  том, что компания  Sony  приступила к созданию  очков виртуальной  реальности,  ходили с 2013  г., а подтвердилось ее намерение  в марте 2014  г.  презентацией Project Morpheus  — так  в то время  они назывались. С  момента  презентации существенного изменения их дизайна не произошло.  Очки  производства  Sony выглядят  стильно, и  это  приятно. 

Шаг в новую реальность: Что ждать от VR-очков и какими они будут?

 

Системные требования у PlayStation VR не такие жесткие, как  у Oculus Rift, и значительно доступнее для обычного пользователя. Все-таки консоль - это консоль  Эти очки подключаются  к PlayStation 4, которая сейчас стоит  около 400 долл.  Правда,  цена  на  новинку  пока  не сообщается, хотя исполнительный  директор Sony Computer Entertainment Эндрю Хаус  как-то  обмолвился, что очки  будут стоить  примерно  столько же, сколько  и приставка. 

Связка с PlayStation 4 с одной стороны  хороша, а  с  другой — плоха. Положительно то, что  не нужно беспокоиться о конфигурации своей системы, все уже ориентировано  под приставку.  Но здесь  же кроется и недостаток: PlayStation 4 хорошо справляется с обычными играми,  но  для виртуальной реальности этого  маловато.  Пока что в демонстрационных проектах графика хорошая,  вот  только звезд с неба  все же  не хватает. Увеличение частоты кадров приводит к необходимости  снижать общий уровень  картинки.

Контроллеры Move, по идее, хорошо подходят для игры с PlayStation VR

 

Окончательные спецификации  сейчас  не сообщаются, но вряд ли они будут существенно отличаться от  тех, что были у очков,  показанных на выставке E3  2015. Продемонстрированная там  модель имела 5,7-дюймовых дисплей с разрешением  1920   × 1080 точек, выполненный по технологии OLED. Угол обзора  у него  составляет 100   о ,  частота обновления экрана 120 Гц. Демонстрационные модели, как и Oculus Rift, имеют проводной интерфейс, но Sony обещает решить эту проблему. В качестве игровых контроллеров предлагается использовать DualShock 4 либо Move. Также для работы очков потребуется камера PlayStation Eye,  которая  будет отслеживать движения головы для  улучшения  точности.

Шаг в новую реальность: Что ждать от VR-очков и какими они будут?

 

С базой игр у PlayStation VR  дело обстоит хорошо: ужастик  The Kitchen, блокбастер The London Heist, адвенчура с динозаврами Robinson: The Journey и другие крупные проекты. Под очки уже есть готовое оптимизированное  «железо»,  не требуется покупать навороченный системный блок. Вопрос лишь в цене и линейке игр, что характерно для всех VR-гаджетов. В мире  уже  продано 36  млн  PlayStation 4,  т.е. их  почти в  3  раза больше, чем компьютеров, способных потянуть Oculus  Rift, которых всего-то 13 млн. Сведений о конкретной дате выпуска  PlayStation VR  еще не поступало,  везде лишь указано, что очки появятся до конца 2016  г. 

 

HTC Vive

Очки разработки Valve и HTC должны появиться в апреле этого года, почти одновременно с Oculus Rift. Отрадно, что  эти  две компании решили не повторять идеи конкурентов, а предложили свой оригинальный продукт с уникальными нововведения.

HTC Vive  выглядят,  как после обстрела из дробовика


 Очки  HTC Vive  усеяны  датчиками  позиционирования, которых  более  70.  Наибольшая точность отслеживания движений  пользователя обеспечивается с помощью  двух внешних станций, которые крепятся по углам комнаты. Они выглядят как небольшие квадратные колонки. Интерьеру в стиле хай-тек станции точно не повредят, а в обычных квартирах наверняка будут выглядеть чужеродно.

В то время как Oculus Rift и PlayStation VR больше ориентированы на «диванный» образ жизни, HTC Vive  позволяет  много и активно двигаться.  Перемещения  отслеживаются на площади размером до  4,5×4,5 м 2 .  Заходите в комнату в игре  —  и можете пройтись по ней, не используя контроллеры для передвижения героя. Последняя версия устройства  оснащена камерой, транслирующей  изображение перед собой. Если, к примеру, вам звонит телефон или  вы  захотели перекусить, можно не снимать очки  —  картинка комнаты и так  будет передаваться  вам прямо на экран.

Эти коробочки нужно повесить в двух углах комнаты под потолком


Разрешение на каждый глаз составляет  1200   × 1080 точек. Частота обновления 90 Гц. Столько же  и  у Oculus Rift,  а вот  у PlayStation VR  она  составляет 120 Гц. Скоро  мы  узнаем, насколько это  критично.  HTC Vive имеет разъем для подключения наушников,  и потому  еще одного тянущегося к компьютеру кабеля не будет. О требованиях к « железу » не  сообщается, вполне  вероятно,  что  они будут приблизительно такими же, как  и  для Oculus Rift.

 Компании  HTC и Valve создали свои джойстики для игры в очках. Официальный сайт HTC Vive гласит, что по сравнению с традиционными геймпадами их устройства гораздо проще и более интуитивны в использовании. Сложно  понять,  чем  же  не угодили  разработчикам  контроллеры  производства  PlayStation и Xbox, но поверим на слово.

Джойстики к HTC One


Игровая база обещает быть большой - сказывается участие Valve, владующей сервисом Steam: на выставках демонстрировались Half-Life 2, DOTA 2 и другие проекты. Плюс  большое количество  разрабатываемых специально под очки игр. Предзаказ на HTC Vive откроется 29 февраля, само устройство должно появиться в апреле. О  его цене сведений по нет. 

 

Итоги

Очки виртуальной реальности, которые появятся в этом  году, —  лишь первый шаг на пути к массовому приходу VR в нашу жизнь. Вспомните, к примеру, оригинальный iPhone  —  несмотря на  его, без  всякого  преувеличения,  революционность, устройство имело множество  недостатков.  Одни  из них  были исправлены в дальнейшем, с другими пришлось смириться. Наверняка то же самое произойдет с Oculus Rift, HTC Vive и PlayStation VR. Пока что  эти три  модели компромиссные: либо  высоки как цена, так  и системные требования, либо графика чуть слабее и  есть  ограничения по  «железу»,  либо  отведи  под развлечения отдельную комнату,  к тому же  в идеале без мебели.

Вероятно, к  выходу третьего-четвертого поколения  устройств технологии  помогут  обойти вынужденные  ограничения,  и тогда мы на самом деле будем уходить в виртуальную  реальность, чтобы провести время  за играми и  просмотром фильмов.  А пока  такие  очки больше  способны заинтересовать энтузиастов,  которых не  останавливают  ни  цена,  ни особенности  этих  гаджетов.  Однако  массовый приход VR  все-таки  состоится, но  вот наступило  ли их время уже сейчас  — это мы  узнаем к концу 2016  г.,  когда все три новинки  должны  появятся в свободной продаже.