Время идет, все меняется, и вещи, когда-то казавшиеся удивительными, становятся вполне обыденными. В ставшем уже далеким для нас 2010 г. мы писали о том, что в отрасли струйной домашней печати царит некий застой. Вывод этот был сделан на основе анализа модельных рядов производителей струйных устройств за предшествующие тому моменту несколько лет. Если же взглянуть на развитие данного сектора рынка за временной период, прошедший с начала XXI века, то понимаешь, что эволюция и движение, а не только голый маркетинг, все-таки происходят, хотя и довольно медленно.
Для себя я выделяю несколько важных моментов на этом сложном пути. Так, в начале 2000-х годов фирменным коньком производителей струйной техники для дома стало массовое внедрение функции фотопечати, которая, несмотря на относительную дороговизну получаемых отпечатков, пользовалась заметной популярностью. Впрочем, она и по сей день актуальна. Чтобы стимулировать продажи, производители соревновались, у кого же размер капли, участвующей в формировании фотоотпечатка, меньше, а количество картриджей и цветов больше.
Через некоторое время стала массово использоваться функция прямой печати с фотокамер, также заинтересовавшая многих. В модельных рядах HP и Epson появились специализированные мобильные струйные фотопринтеры, которые, правда, недолго продержались на рынке (сублимационные устройства и по сей день остались в модельном ряду Canon) из-за уступающей по качеству настольным собратьям и довольно дорогой печати. Но идея была хорошая. При том, что цена устройств была вполне доступной, производители не стеснялись получать основной доход именно от расходных материалов, хотя понять их вполне можно, учитывая объемы инвестиций.
По большому счету, домашняя струйная печать в массовом сознании всегда считалась удовольствием достаточно дорогим, и во многом вполне заслуженно. В дальнейшем же производители осуществляли лишь косметические улучшения модельных рядов, например, оснащали устройства печати модулями Wi-Fi и сенсорными дисплеями, изменяли дизайн и т.д. Однако и в технологическом плане, и в плане стоимости печати мало что изменялось. А как показывает практика, чтобы завоевать покупателя, его необходимо удивлять. И вот в 2011 г. компания Epson пошла на неординарный по меркам отрасли шаг, выпустив на рынок ряд устройств, оснащенных СНПЧ (система непрерывной подачи чернил) собственного производства под общим названием «Фабрика печати», — идеальный вариант для тех, кто много печатает.
Впрочем, и до этого такие системы уже встречались на рынке, но они были лишь кустарного производства. Умельцы «допиливали» струйные устройства различных изготовителей, используя для печати совместимые чернила и тем самым снижая стоимость готового отпечатка. Получающиеся аппараты не отличались надежностью, но позволяли существенно сэкономить. Epson же выпустила свой вариант СНПЧ, обеспечив его гарантией и дешевыми водорастворимыми чернилами собственного производства. Аппараты, применяющие такую систему, оборудовались вместо картриджей специальными емкостями, соединенными с печатающей головкой гибкими трубками, по которым поступал краситель. По мере необходимости пользователь самостоятельно доливал чернила. Конечно, они не были лишены недостатков, но, к примеру, у одного из первых устройств — принтера L100 — стоимость отпечатка составляла около 8 коп., обходя по этому показателю даже лазерные устройства. При этом аппарат обеспечивал как черно-белую, так и цветную печать. Также немалым успехом пользовалась и аналогичная модель L800, предназначенная для фотопечати. Она выдавала отпечатки неплохого качества по низкой цене. Оба эти устройства буквально «отгрызли» у конкурентов львиную долю рынка.
Не пожелавшая оставаться в стороне, компания HP в 2014 г. сделала встречный шаг, выступив с инициативой HP Ink Advantage. Она заключалась в выпуске на рынок чуть более дорогих устройств с более доступными и емкими картриджами. Запускалась эта программа лишь в нескольких странах в качестве пробного проекта. Главными, с точки зрения стоимости печати, моделями той линейки стали МФУ DeskJet Ink Advantage 2520 HC (HC — High Capacity) и принтер DeskJet Ink Advantage 2020 HC, цена отпечатка у которых, по меркам HP, действительно была довольно низкой. Это помогло компании как-то конкурировать с Epson в данном сегменте рынка, но не так успешно, как ей бы хотелось. А в конце 2015 г. производитель обновил линейку, выпустив еще одно МФУ DeskJet Ink Advantage Ultra 4729, в котором применяются те же картриджи, что и в более ранних аппаратах. Но поставляется оно в комплекте с двойным запасом черного красителя. Чтобы было понятнее, сравним цены. Так, черный картридж HP 46, рассчитанный на 1500 отпечатков, в розницу можно сейчас приобрести по средней цене 850 руб. (можно немного сэкономить, покупая наборы из нескольких картриджей), а аналогичная емкость с чернилами C13T66414A для СНПЧ Epson с прогнозируемым ресурсом 4000 отпечатков стоит 600 руб. И в сознании массового покупателя перевес явно не на стороне первого, какими бы качественными и функциональными ни были устройства HP.
В стороне от данного сектора рынка до недавнего времени оставалась лишь компания Canon. И вот недавно пришла весть о том, что она выпускает на рынок собственные устройства: принтер PIXMA G1400 и два МФУ — PIXMA G2400 и PIXMA G3400 (старшее с модулем Wi-FI), оснащенные СНПЧ и ориентированные на использование дома и в малых офисах. Правда, в отличие от «домашних» устройств Epson, здесь применяются черные пигментные чернила, что положительно сказывается на водостойкости отпечатков, а остальные чернила также водорастворимые (C, M, Y). И емкости для них встроены в корпуса аппаратов. По заявлению производителя, одного комплекта контейнеров с чернилами достаточно для вывода 6000 черно-белых и 7000 цветных отпечатков. Размеры же самих устройств несколько меньше, чем у конкурента. Качество полученных на них отпечатков, причем как документов, так и фотографий, продемонстрированных изготовителем, неплохое. Каждое из трех устройств способно распечатать фотографию размерами 10×15 см без полей за 60 с.
Фактически, это означает, что в Canon признали успешной бизнес-модель компании Epson. На пресс-конференции, посвященной этому событию, ее представители открыто заявили, что собственные разработки были сделаны с учетом ошибок японской компании и что они смогут составить реальную конкуренцию продукции Epson, в линейке которой насчитывается не один десяток МФУ и принтеров. Однако пока это лишь слова. Первые устройства должны появиться на российском рынке в феврале, и цена на них пока не объявлена, как не сообщается и прогнозируемая стоимость готового отпечатка. Но, по всей видимости, с учетом заявленных разработок, они будут немного выше показателей основного конкурента. Таким образом, впереди нас ждет очередной передел рынка струйной печати, но перед тем компании Canon предстоит доказать массовому покупателю жизнеспособность своих устройств. И если у нее это получится, то HP в данном сегменте рынка ждет незавидная участь.