AMD Radeon R9 380X review feat. Sapphire: The best graphics card for 1080p gaming, priced to fight, PCWorld, ноябрь 2015.
Представив новую модель Radeon R9 380X, компания AMD заполнила серьезный пробел на рынке графических плат , образовавшийся между «подходящими для большинства игр с разрешением 1080p» продуктами Radeon R9 380 / GeForce GTX 960 (ценой примерно в 200 долл.), и платами R9 390 / GTX 970, которые предназначены для разрешения 1440 и выше и предлагаются за 300 долл..
Ранее nVidia анонсировала модель 960 Ti серии GeForce 900, а AMD в июне одним махом обновила все семейство Radeon, однако эквивалента старой плате Radeon R9 280X в R9 300-й серии не нашлось. В важнейшем ценовом диапазоне — «от 200 до 300 долл.» — у компании не было никаких предложений, а любителям игр, желавшим получить современную графическую плату, которая хорошо справлялась бы с разрешением 1080p, приходилось копить деньги на продукты, стоящие более 300 долл. Откровенно говоря, такая цена уже выходят за рамки бюджета большинства поклонников компьютерных игр, а возможности GTX 970 и Radeon R9 390 для тех, кому нужно получить всего лишь частоту 60 кадр/с при разрешении 1080p, оказываются явно избыточными.
И вот появляется AMD Radeon R9 380X, предлагаемая за 230 долл. Да-да, вы не ослышались, не за 250, а за 230 долл. Вот что делает здоровая конкуренция.
Технические спецификации Radeon R9 380X
Radeon R9 380X — это не урезанная версия R9 390, а скорее улучшенный вариант R9 380. Здесь больше потоковых процессоров и больше памяти, ускорение памяти и увеличение тактовой частоты ядра и т.д. Если у R9 380 частота графического процессора ограничена 970 МГц, а объем дорогостоящей памяти составляет 4 Гбайт, то для новой платы эти характеристики стали лишь точкой отсчета. Модель Radeon R9 380X построена на базе графического процессора Tonga (впервые появившегося в старой плате R9 285) с новой архитектурой AMD, который поддерживает все программные фишки Radeon, включая FreeSync, Frame Rate Target Control и Virtual Super Resolution.
В приведенной таблице представлены основные спецификации эталонного образца R9 380X, однако в магазинах такую плату вы не найдете. Первую волну продуктов R9 380X представят партнеры AMD — VisionTek, Asus, XFX, Gigabyte, HIS, PowerColor и VTX3D. Предлагаемые ими модели будут иметь повышенную тактовую частоту и специализированную систему охлаждения, а цены на них будут начинаться от 240 долл.
Чтобы мы написали этот обзор, компания AMD направила нам плату Sapphire Nitro R9 380X. Конечно, ее система охлаждения с двумя вентиляторами не столь мощна, как оснащенный сразу тремя вентиляторами Nitro 390/390X, но достаточно эффективна и работает почти так же тихо.
Вне всякого сомнения, система охлаждения Sapphire является одной из лучших на рынке. Обеспечиваемый ею термальный контроль позволил довести тактовую частоту процессорного ядра до 1040 МГц, а скорость обмена данными с памятью — до 6 Гбит/с. Согласно заявлениям AMD, у большинства плат 380X тактовая частота, как и у платы Sapphire, окажется на 50–60 МГц выше, чем у эталонного образца.
Sapphire Nitro R9 380X |
У Sapphire Nitro R9 380X есть и другие конструктивные особенности: толстые медные трубки теплоотвода, два вентилятора на шариковых подшипниках, дроссели Black Diamond, радиатор с горизонтальными ребрами во всю длину платы и притягательный футуристический дизайн. Сразу видно, что перед вами надежное, дорогое и бескомпромиссное решение.
Плата оснащена разъемами DVI-D, DVI-I, HDMI и DisplayPort. Последний совершенно необходим, если вы намерены использовать дисплей FreeSync, рекомендуемый при запуске игр с разрешением 1440p и специально предназначенный для этой ниши. Питание на R9 380X подается через два 6-контактных разъема, а показатель TDP составляет 190 Вт.
Тестирование AMD Radeon R9 380X
Для тестирования Sapphire Nitro R9 380X мы использовали систему, включающую в себя следующие компоненты:
• процессор Intel Core i7-5960X с системой жидкостного охлаждения Corsair Hydro Series H100i замкнутого контура, исключающий любые задержки со стороны центрального процессора, которые могли бы повлиять на результаты выполнения графических тестов;
• системную плату Asus X99 Deluxe;
• память Corsair Vengeance LPX DDR4, корпус Obsidian 750D типа «башня» с блоком питания AX1200i мощностью 1200 Вт;
• твердотельный накопитель Intel 730-й серии емкостью 480 Гбайт;
• операционную систему Windows 8.1 Pro; переход на Windows 10 мы решили отложить до появления игр, поддерживающих DirectX 12.
Если AMD позиционирует свою плату как решение начального уровня для запуска игр с разрешением 2560×1440 точек, то надпись на коробке Sapphire Nitro R9 380X уведомляет нас о том, что это продукт высокого класса для игр 1080p. Учитывая это, мы сравнили плату как с более дешевыми моделями, ориентированными на разрешение 1080p (VisionTek R9 380 за 200 долл., EVGA GeForce GTX 960 SSC за 200 долл., EVGA GeForce GTX 950 SSC за 160 долл.), так и с более дорогими, позволяющими получать хорошие результаты при разрешении 1440p (Sapphire Nitro R9 390 и EVGA GeForce GTX 970 FTW, которые предлагаются по цене 300 долл. и выше).
В каждой игре был запущен ее встроенный тест с настройками, выставленными по умолчанию, если не указано иное (V-Sync, G-Sync, FreeSync), и отключенными специализированными функциями (к которым относится, например, технология nVidia Multi-Frame-Sampled Anti-aliasing).
В последнее время появились и тесты DirectX 12, но мы решили их не использовать, поскольку в готовые продукты они пока не включены. В настоящее время игр, поддерживающих DirectX 12, на рынке нет, но ожидается, что они появятся уже в конце текущего года. Таким образом, несмотря на все теоретические достоинства DirectX 12, приступать к практическим испытаниям этой технологии еще слишком рано.
Нулями на диаграммах помечены режимы, в которых конкретные графические платы не тестировались.
Готовы? Хорошо. Тогда приступим.
Требования к памяти Grand Theft Auto V способны вызвать определенные затруднения и у плат старшего класса, однако игра хорошо масштабируется, и при разрешении 1080p или 1440p нагрузка уже не столь интенсивна. Поскольку предустановленные режимы (Medium или Ultra) здесь отсутствуют, мы проводили тестирование различными способами: с включенным параметром FXAA и всеми прочими настройками в положении Normal на разрешении 1080p, с включенным параметром FXAA и всеми остальными в положении Very High на разрешении 1440p и с теми же настройками 1440p при включенных режимах 4x MSAA и Reflection MSAA.
То, что GTAV отдает предпочтение платам nVidia, заметно невооруженным глазом. Чтобы поставить всех в равные условия, мы выполняли тесты при настройках Normal и разрешении 1080p. Однако Radeon R9 380X позволяет выставить подавляющее большинство параметров в положение High или Very High и при этом сохранять постоянную частоту на уровне 60 кадр/с. (Возможно, в будущем мы начнем выбирать большие значения параметров.) А если не включать MSAA, то R9 380X выдавала среднюю частоту, превышающую 50 кадр/с, даже при разрешении 1440p.
Наша плата преодолела барьер в 60 кадр/с и в тесте Dragon Age Inquisition при установках High. При этом ее производительность на 5 – 10 кадр/с превышала результаты, показанные платами за 200 долл. Режим DAI Ultra должен выводить качество и параметры антиалиасинга на максимальный уровень, но при этом частота кадров падает настолько, что говорить о получении удовольствия уже не приходится. Тем не менее при максимальных настройках и разрешении 1080p плата Sapphire Nitro R9 380X продемонстрировала достаточно приличный результат в 44 кадр/с. То же самое мы наблюдали и при настройках High и разрешении 1440p, что значительно уступает возможностям R9 390 и GTX 970.
Девиз nVidia «Наслаждаться игрой нужно так, как задумывали ее авторы» в полной мере проявляется на первых экранах Middle-earth: Shadow of Mordor, наполненных множеством спецэффектов, но наши тесты показали, что игра эта больше благоволит к платам Radeon. Поскольку в режиме Ultra не все параметры выставлялись на максимум, на платах, поддерживающих разрешение 1440p и имеющих 4 Гбайт памяти, мы проделывали это вручную с помощью HD Ultra Texture Pack.
При установках 1080p/Ultra и 1440p/High плата Radeon R9 380X достигла желаемых 60 кадр/с, опередив на 5–10 кадр/с R9 380 и GTX 960. В режиме High при разрешении 1080p частота выросла до 90 кадр/с. Очень отзывчивая игра.
Игра Alien Isolation наводит ужас, но при этом обеспечивает просто потрясающую производительность. При настройках 1080p/Ultra барьер в 60 кадр/с преодолела даже плата GTX 750 Ti за 100 долл., а Sapphire Nitro R9 380X покорился рубеж в 100 кадр/с. При разрешении 1440p наша плата выдала частоту в 71 кадр/с, далеко отстав от R9 390 и GTX 970. Обе они опередили R9 380X на 20 кадр/с.
Sleeping Dogs: Definitive Edition — улучшенный вариант популярной игры. При настройках Extreme здесь выполняется многопроходный антиалиасинг, что приводит к существенному падению частоты кадров. Поэтому основное внимание имеет смысл обратить на режим High. Как и во всех прочих тестах при разрешении 1080p, R9 380X заметно опередила платы за 200 долл., а при разрешении 1440p, увы, так же безнадежно отстала от продуктов ценой 300 долл.
Аналогичным образом, Metro: Last Light Redux является усовершенствованной версией превосходной, надолго остающейся в памяти Metro: Last Light. Плата R9 380X проявила себя здесь неплохо, хотя частота и упала ниже критичной для шутера от первого лица уровня, составляющей 60 кадр/с при настройках 1440p/High. В режиме 1080p/Ultra все было в порядке.
На всех платах был выполнен синтетический, но весьма уважаемый и часто используемый в отрасли тест 3DMark Fire Strike.
Все уже привыкли к тому, что платы AMD потребляют больше энергии, чем продукты Nvidia, и выросший по сравнению с GTX 960 потенциал R9 380X вылился в наших тестах в дополнительные 100 Вт энергопотребления. Потребляемая мощность измерялась путем подключения к счетчику Watts Up, после чего на 15 мин запускался нагрузочный тест Furmark. Полученные результаты можно считать наихудшим сценарием. В большинстве реальных игр R9 380X потребляет от 270 до 300 Вт.
Принимая во внимание более высокий уровень энергопотребления, R9 380X оказывается несколько горячее R9 380 и GTX 960. Плата греется даже сильнее, чем продукты за 300 долл., правда, следует учесть, что эти модели оборудованы значительно более массивным радиатором и дополнительным вентилятором. На практике же система охлаждения Sapphire работает весьма эффективно, а во время игры, как я уже упоминал ранее, плату почти не слышно.
Заключение
В недавнем обзоре платы VisionTek R9 380 ценой 200 долл. был сделан следующий вывод: « За свои деньги вы получаете отличный массовый продукт для игр с разрешением 1080p. В большинстве случаев при настройках Ultra частота превышает 60 кадр/с, хотя иногда может потребоваться отключение параметров антиалиасинга, а в некоторых играх и переход к настройкам High — но только если барьер в 60 кадр/с действительно критичен для вас. Вместе с тем частота у VisionTek Radeon R9 380 никогда не падает ниже консольного уровня в 30 кадр/с, даже если включить все графические улучшения в наиболее требовательных к ресурсам играх ». Дополнительным преимуществом продукта AMD R9 380X является увеличение частоты кадров на 8–15% по сравнению с его младшим братом. Прирост не слишком существенный, но заметный. Плата преодолевает барьер в 60 кадр/с при настройках High и Ultra, а 4 Гбайт памяти обеспечивают запас прочности на будущее, в отличие от базового уровня в 2 Гбайт в моделях R9 380 и GTX 960. Система охлаждения Sapphire работает превосходно. Целесообразность перехода на R9 380X со старых Radeon 7850/7870 не вызывает сомнений, а владельцам R9 280X есть, над чем подумать.
Плату R9 380X можно рассматривать как решение начального уровня для игр в 1440p, но желаемой частоты в 60 кадр/с при настройках High на большинстве игр вы не получите. А на более новых и требовательных играх (например, на Witcher 3) она может упасть значительно ниже. Возможно, у любителей игр в таком разрешении возникнет желание купить еще и монитор FreeSync. Но если вы хотите получать настоящее удовольствие, лучше потратить дополнительные 50 долл. на R9 390 или GTX 970. Эти затраты окупятся с лихвой, а платы Sapphire Nitro R9 390 и EVGA GTX 970 FTW в тестах проявили себя с самой лучшей стороны. При разрешении 1440p они оставляют R9 380X далеко позади.
Альтернативным вариантом может стать приобретение дефицитных ныне плат R9 290, которые кое-где еще встречаются в интернет-магазинах. Мы видели их за 200 долл. — да-да, всего за 200 долл. — и при этом они обеспечивают отличную производительность, не хуже, чем у R9 380X, хотя и отстают немного от более новых R9 390 и GTX 970.
Подводя итог, стоит отметить, что R9 380X заполнила важную рыночную нишу. Это лучшая плата для разрешения 1080p и частоты 60 кадр/с — по крайней мере, в настоящее время. Было бы странно, если бы nVidia не ответила на выпад AMD предложением GTX 960 Ti, однако соперничать с ценой R9 380X в 230 долл. ей будет сложно. В то время как розничные цены на платы R9 380 снизились уже до 180 долл., nVidia по-прежнему предлагает GTX 960 за 200 долл. и выше, а цена на GTX 950 не опускается ниже 160 долл. Сейчас nVidia весьма ограничена в маневре. Ей придется либо снижать цены по всем направлениям, либо выпускать плату, которая будет обладать более высокой по сравнению с R9 380X производительностью и предлагаться по более высокой цене.
Хочу еще раз повторить: здоровая конкуренция — весьма полезная штука. Перенацелив группу Radeon Technologies, оснастив семейство Fury высокопроизводительной памятью, полностью переработав программное обеспечение и предложив лучшие массовые платы в ценовом диапазоне от 200 до 250 долл., компания AMD в 2016 г. готова вступить в очередной раунд схватки с nVidia. Хотя, конечно, «Зеленая команда» тоже не будет сидеть сложа руки.