Лара Крофт — персонаж, знакомый даже тем, кто не является фанатом игр и не очень любит фильмы с Анжелиной Джоли в главной роли. И как практически каждый более-менее значимый продукт массовой культуры за последнее десятилетие, он прошел развитие от откровенно фантастического по сути своей до более приземленного, получающего шишки, ссадины, а иногда и переломы.

 Rise of the Tomb Raider: Пробежаться по Уральским горам

Такой персонаж действует не в соответствии с логикой Портоса («Дерусь... просто потому, что я дерусь!»), а с глубокой личной вовлеченностью: детская психотравма, гибель родителей и все прочее в таком же духе. Ему больно, страшно и иногда хочется все бросить к такой-то матери. (См. Джеймса Бонда по версии Дэниэля Крейга или Бэтмана в исполнении Кристиана Бэйла).

 

Кем мы играем?

Образ главной героини Rise of the Tomb Raider близок скорее к тому, который называется «девушка, живущая по соседству», чем к сексуальной фемине, представленной в первых играх. В 10-й игре серии, получившей название Rise of the Tomb Raider, Лару анимировали, использовав технологию motion capture, с участием британской актрисы Камиллы Ладдинг тон, известной нам по врачебному сериалу Grey's Anatomy и вампирской саге True Blood. В жизни Камилла более чем прекрасна, но вот узнать ее в образе расхитительницы гробниц — задача не для средних умов.

 Rise of the Tomb Raider: Пробежаться по Уральским горам

 

В чем сюжет?

Девушка подавлена гибелью своего отца — профессора Крофта, под конец жизни осмеянного научным сообществом за поиск Святого источника. Разумеется, она полна решимости восстановить его репутацию как ученого.

Ей предстоит отправиться на просторы Урала, где в горах якобы затерян легендарный Китеж-град. Поездка на Урал пройдет транзитом через Сирию, что в нынешней ситуации кажется своего рода камео новостной повестки дня, нежели чем-то существенным для сюжета. Всю игру мы идем по следу некоего Пророка, укрывшего нашу прелесть, дарующую бессмертие. Однако бессмертие Ларе не сдалось, ей важно доказать, что артефакт существует. И на этом пути она не будет одинока: как помощь ей, так и противодействие, будут исходить из самых неожиданных источников.

 Rise of the Tomb Raider: Пробежаться по Уральским горам

 

Кто враги?

Организация под названием Троица, которая стремится заполучить Святой источник в свое безраздельное владение. Парней много, вооружены они на все деньги, и скорее напоминают подразделение ЦРУ, чем некую псевдорелигиозную секту. Куда более опасный враг — окружающий мир и иногда до невозможности живая природа.

 

Как отнестись к антуражу?

Уральские горы — настоящая легенда. Трудно сказать, как к ним относятся жители Екатеринбурга, Челябинска или Нижнего Тагила, но для создателей игры — американцев из Crystal Dynamics — это, очевидно, одно из самых замечательных мест на планете: много снега, льда, гор и ущелий, диких зверей и таинственных пещер. Отдельное внимание уделяется гробницам (куда же без них!): тут можно найти захватывающие квесты и головоломки, а по итогам посещения — дополнительно прокачать персонаж.

 Rise of the Tomb Raider: Пробежаться по Уральским горам

 

Антисоветчик — значит русофоб?

Мы не очень любим, когда иностранцы играют нашу жизнь. Как правило, у них это получается весьма своеобразно и бесконечно далеко даже не от истины, а от нашего представления о ней. Так оказалось и здесь — исследуя уральские горы, Лара зачастую весьма радикальна в своих оценках встречающихся ей артефактов. Некоторым патриотам будет резать слух содержимое части озвучиваемых архивных справок. Чего стоит один только трудовой лагерь — это же ГУЛАГ! Можно подумать, без ГУЛАГа показать Россию никак нельзя, подумаете вы. Но, положа руку на сердце, вы бы предпочли, чтобы вместо таинственного трудового лагеря, затерянного в роскошных горах, нам показали подлинные Челябинск и Нижний Тагил?

Вместе с тем поражает дотошность, с которой создатели игры старались воспроизводить детали. Это и памятники, выполненные в стилистике ордена Красной Звезды, и письма, и старые семейные фотографии, при изучении которых сжимается сердце. Удивительно, но уже упомянутая резкость в оценках тонко сочетается с отсутствием штампов про «разруху», «проклятых комми» и «красную угрозу». Заметно не морализаторство по отношению к системе, а сопереживание по отношению к людям.

 Rise of the Tomb Raider: Пробежаться по Уральским горам

 

Каков геймплей?

Терминатор ли Лара? В общем и целом — да. Является ли выпиливание полчищ врагов сутью игры? Ни в коем случае. Квесты, выполнение заданий, исследование пещер, сбор артефактов — в этом заключается суть Rise of the Tomb Raider. Не снести противнику голову, а невероятным усилием перепрыгнуть с одной ледяной скалы на другую, метнув в прыжке ледоруб с тросом. Но если в процессе удается приложить злодеев — никто против не будет. Стелс-режим — мое почтение: спрыгиваем с ножом с возвышенности, затаскиваем гада в кусты и опять же ножом совершаем непоправимое, а можно прекратить земной путь плохого парня ледорубом или стрелой из лука в голову. И еще гигантский респект создателям за ледяные полыньи, в которые можно стаскивать солдат противника.

Не получилось незаметно? Можно и громко: автоматной очередью или из дробовика от бедра, а то и взрывающейся стрелой. Прокачиваем навыки, ведь они позволят ставить ловушки, без которых в иной ситуации и не обойтись, и создавать себе дополнительные вооружения и беоприпасы. Враги разнообразны и разнотипны, различаются оружием и способами действия — так что скучать не придется. С некоторыми врагами не удастся справиться без использования всех доступных ресурсов и навыков, поэтому не стоит пренебрегать всем этим на начальных этапах.

Линейна ли, в целом, игра? Пожалуй, да. Можно ли говорить об открытом мире? Конечно же.

 Rise of the Tomb Raider: Пробежаться по Уральским горам

Достоинства:

уральские горы;

разнообразный геймплей;

толковые противники.

Недостатки:

иногда глючащие субтитры;

отсутствие мультиплеера.

Выводы

Если в Star Wars: Battlefront нет сюжетного режима, о чем лично я очень жалею, то в Rise of the Tomb Raider отсутствует мультиплеер. Взамен, по завершению основной кампании, нам остается открытый мир с набором заданий, по которому можно бродить, пока не надоест, развивая персонаж и собирая артефакты. Кроме того, в будущем появится режим «Экспедиции». В нем будут представлены уже знакомые нам уровни из игры, но с новыми условиями и ограничениями. Графика в Rise of the Tomb Raider для Xbox One просто превосходная: текстуры четкие, полигоны на своих местах. Rise of the Tomb Raider о тличная история с увлекательным сюжетом, которая придется по душе как фанатам серии, так и новичкам.

 Rise of the Tomb Raider: Пробежаться по Уральским горам

P.S. Досмотрите до конца титры после прохождения основного сюжета.