Один умный человек по имени Уинстон Черчилль сказал: «Если выбирая между войной и позором, ты выбираешь позор, то получишь и позор, и войну».
«Яндекс» имеет абсолютное право делать со своим ресурсом то, что считает нужным. Дизайн «старого Кинопоиска» был архаичен и отсылал нас к концу 90-х, и он, безусловно, нуждался в обновлении.
Проблема в том, что «Яндекс» не обновил дизайн или верстку, как многие ожидали, а изменил идею ресурса. Вместо каталога, авторитетность которого и степень доверия к которому были сопоставимы (а зачастую и превосходили, по крайней мере в части, касающейся национальной кинопродукции) с IMDB, компания предложила пользователям витрину онлайн-кинотеатра с широкими возможностями кастомизации и жесткой привязкой к учетной записи на «Яндексе». Это совсем другой ресурс. С иными целями и задачами. Предназначенный для новых пользователей.
Основной актив любой онлайн-энциклопедии или каталога — собственно информация внутри и массив ссылок на нее снаружи. На основе такого принципа работает «Википедия», да и любой другой крупный ресурс. Прежняя команда портала проделала огромную работу, и если вы сегодня вбиваете в Google запрос, скажем, про фильм «Аве, Цезарь» братьев Коэн, то на первой строке в выдаче будет страница этого фильма на «Кинопоиске». Причем всегда.
Парни из «Яндекса» разумно решили: зачем предоставлять карточку фильма с чужими отзывами, рецензиями и непонятными трейлерами, не приносящими ни копейки? Ведь на такой странице можно показывать людям кино, зарабатывая деньги для себя и правообладателей. Напомню, 33 млн уникальных посетителей в месяц. Это деловой подход, как любил говорить один из персонажей «Пиратов карибского моря».
Подумали и сделали «новый Кинопоиск».
И когда пишут о том, что он ужасен, то правы только в одном — он ужасен, как «ужасны» башни Москва-Сити, возвышающиеся над Кутузовским. Или, например, мне, выросшему на проспекте Мира, ужасным кажется гигантское здание новой соборной мечети, открытое там не так давно. У нее минареты, огромный золотой купол и прочее. В тихий дворик моего детства вломились люди и втащили за собой нечто, как мне кажется, несуразное.
Делая «новый Кинопоиск», «Яндекс» рискует. Он де-факто готов пожертвовать массивом «старых» пользователей во имя теоретического привлечения множества новых. Разумеется, речь не идет обо всех 33 млн в месяц — понятно, что из них 85% заходили на сайт по той самой «первой строке в выдаче», не слишком задумываясь, куда они по ней попадут. В настоящее время не так важен сам ресурс, как важна та или иная публикация на нем и ее распространение в соцсетях и агрегаторах. Теперь таких «заходящих» людей будет больше, так как, помимо отличной выдачи в Google, у «нового Кинопоиска» будет гарантированное место в «Яндексе», да и «эффект Стрейзанд» даст о себе знать: даже те, кто никогда «Кинопоиском» не пользовался, не преминут зайти на него, чтобы посмотреть, о чем же, собственно, повсеместно ведется речь.
Несомненно, разработчики «Яндекса» ликвидируют гигантское число багов, вылезших после релиза. Вернут и те личные настройки, которые были у пользователей до обновления. Это неизбежный процесс.
Смущает другое — та легкость, с которой «Яндекс» пошел на попятную, объявив о том, что возвращает прежнюю версию «Кинопоиска », и начав оправдываться. Компания почти два года делала ресурс, и ей хватило одного дня, чтобы начать отступать. Встает вопрос: друзья, а вы, вообще, уверены в том, что вы делаете?
А если уверены, что делаете все правильно, то аргументируйте, объясняйте, доказывайте, спорьте! Или просто игнорируйте все это негодование. Если же нет, то, может быть, не стоило и начинать? Потому что именно неуверенность раздражает больше всего. Потому что эти метания и оправдания — это тот самый позор.
Двое суток спустя «Яндекс» принял совсем странное решение. Они не просто сохранили доступ к прежнему «Кинопоиску» — могучему инструменту для профессионалов и любителей кино. Они вернули прежний дизайн, отправив новую версию на адрес beta.kinopoisk.ru. Это в общем-то привычный способ по выводу и обкатке нового дизайна, и не вполне понятно, почему так не поступили сразу. Теперь же это выглядит капитуляцией.
В целом же очень здорово, что обе площадки станут существовать параллельно. Но если бы вы спросили, что бы сделал я, то я бы ввел платный доступ к «старому Кинопоиску». Пусть за него будут вносить хотя бы по 50 руб. в месяц. Тогда бы очень быстро стало ясно, как много есть людей, для которых этот портал в таком виде действительно важен. Как много пользователей готовы платить за свою ностальгию и якобы важные для себя сервисы, а не ворчать в комментариях ради самого этого ворчания и попадания в подборки Tjournal. И если таковых окажется хотя бы 5% от аудитории — игра стоит свеч. Просто потому, что 33 млн уников в месяц, как вы помните . И это также деловой подход.
Но что-то подсказывает, что так не будет.
Искренне ваш, Олег Капранов.