Microsoft раскрывает карты разработчикам
В Сан-Франциско, в Moscone Conference Center, где проходят все самые серьезные IT-конференции в мире (Google, Apple, Intel и прочая, и прочая) прошла ежегодная конференция для разработчиков Microsoft Build 2015. По привычке мы ждем от таких мероприятий новостей, понятных и простым смертным, однако Build всегда отличалась известной суровостью. На нем серьезные люди показывают на сцене большие куски кода и способы сделать их лучше. На неподготовленных участников такой подход воздействует ошеломляюще, и в прежние годы код правили не больше получаса. Но теперь во главе Microsoft стоит опытнейший разработчик Сатья Наделла . Поэтому в 2015 г. код правили в течение 1,5 ч. Разработчики живо реагировали на специфические шутки, понятные только тем, кто начинал программировать еще на Basic и Pascal.
Нельзя сказать, что это плохо — шутить про код. В конце концов, Microsoft — это как раз компания-разработчик ПО. И бизнес ее, мягко говоря, не ограничивается только устройствами для конечных пользователей. Но все же, когда код править перестали и заговорили о грядущей Windows 10, все 250 журналистов, приглашенных на конференцию, вздохнули с облегчением.
Точные сроки выхода финальной версии пока не озвучены, но, скорее всего, это случится еще до конца лета . Правда, сама по себе операционная система, которая, несомненно, хороша (особенно по сравнению с предшественницей), интересна чуть меньше, чем сопутствующее ПО. Microsoft делает акцент на возможности один раз написать приложение и потом запускать его на любых устройствах с Windows 10 — компьютерах, планшетах, смартфонах, игровых консолях и т.д. В этом смелом заявлении есть маленький нюанс: да, основной код действительно работает повсеместно, однако интерфейсы для разных экранов и моделей использования различаются радикально. И как времени, так и по усилиям, приложенным на их доработку, которых может уйти порядочно. И все же сэкономить ресурсы можно. Тем более что Microsoft, развивая успех, заявила о еще одной крайне полезной опции.
Microsoft предлагает наборы SDK, благодаря которым приложения, написанные для платформ NET, Win32, Android and iOS, могут почти без дополнительных усилий со стороны разработчика переехать на Windows 10 и попасть в магазин операционной системы. Особенно интересны последние два пункта. Не секрет, что выбор ПО для Windows Phone 8.1 хотя и достаточный, но все же довольно куцый по сравнению с конкурирующими платформами. Теперь — теоретически — разработчик может просто скормить код приложений на JAVA или Objective-C Microsoft Visual Studio и получить на выходе готовое приложение для Windows. Кое-какие усилия приложить все же придется, но это — опять же, по мнению Microsoft — около 10% по сравнению с обычными. А в некоторых случаях, когда приложение несложное и не функционирует с «железом» на низком уровне, оно просто заработает, и все.
Трудно сказать, кому такое облегчение больше на пользу. Конечно, разработчикам полезно охватить как можно больше платформ, но доля мобильной Windows сейчас настолько невелика, что многие ею спокойно пренебрегали. Microsoft воздействовала точечно только на авторов самых важных приложений , но охватить всех и вся было невозможно. Теперь же есть шанс, что набор полезного ПО начнет расширяться как бы сам по себе, благодаря чему к платформе будут привлечены новые пользователи. Все это, конечно, пока из области предположений, однако действия Microsoft, по крайней мере, могут изменить неудачно сложившуюся ситуацию.
Интересно было обнаружить среди самых важных для Microsoft разработчиков белорусскую Wargaming
Новый браузер Microsoft, известный раньше под кодовым названием Project Spartan, получил финальное название Edge. Старый Explorer тоже останется в недрах ОС для совместимости (хотя, честно говоря, с Internet Explorer уже давно ничего толком не работает). Браузер Edge быстрый и явно более современенный, а разработчики плагинов для Chrome и Firefox смогут довольно легко перенести свои детища на платформу Microsoft. Конечно, можно было назвать новый браузер просто IE 12, но такое наименование уже набило оскомину и разработчикам, и пользователям. Причем настолько, что это заметили и в Редмонде.
Значительная часть презентации была посвящена демонстрации системы дополненной реальности HoloLens . Она, с одной стороны, уже вышла за пределы лабораторий, и сейчас существуют сотни готовых экземпляров специальных шлемов, причем трех различных модификаций. Разработаны также специальные насадки на камеры, позволяющие фиксировать создаваемую дополненную реальность с высоким качеством. О «железе» корпорация не распространяется, но, скорее всего, внутри стоит обычный процессор с архитектурой x86 в связке со специальным сопроцессором HPU (Holographical Processing Unit), разработанным внутри Microsoft.
С другой стороны, система остается дорогой и громоздкой. Очевидно, что до массового решения она пока не дозрела. Создаваемые реально-виртуальные миры выглядят впечатляюще, однако требуют немалого таланта от разработчиков и внушительного количества человеко-часов. Вложения в создание контента на нынешнем этапе вернуть попросту невозможно. Чисто теоретически, можно, конечно, порассуждать о массовом внедрении HoloLens в образование, где щедрые гранты позволяют окупить даже самые затратные инновации. Со сцены как раз и показали, насколько эффектно и наглядно можно препарировать человеческое тело в медицинском вузе. И все же для проникновения в массы системе надо сначала подешеветь на порядок-другой и стать в несколько раз меньше и легче. Возможно, такое сравнение не совсем корректно, но 3D-телевидение во многом провалилось из-за нежелания людей надевать даже легкие очки…
Впрочем, HoloLens я опробовал на себе, и о них мы поговорим отдельно.
Окошко в виртуальный мир
Систему дополненной реальности HoloLens дали примерить очень узкому кругу разработчиков и представителей прессы. Совсем чуть-чуть, но все же дали. Среди счастливчиков оказался ваш покорный слуга.
Демонстрация происходила в обстановке строжайшей секретности. Выглядело это так. Из Moscone Conference Center нас в назначенный час отвели в отель Intercontinental, находящийся по соседству. Там на специальном лифте подняли на шестой этаж. Две дамы сопроводили нас в специальную комнату с железными ящиками, куда предложили сложить все электронные устройства, включая фотоаппараты, смартфоны, диктофоны и даже умные часы. После этого специально обученные люди провели инструктаж — как правильно надевать HoloLens на голову. Правда, потрогать на данном этапе ничего не дали, все показывали на себе. Также специальным прибором было измерено расстояние между зрачками, как при заказе пары очков. Впоследствии данные замеров вводились в шлем HoloLens перед началом демонстрации его возможностей.
С инструктажа нас повели в специальное помещение (давайте вместе считать, сколько раз я еще использую определение «специальный»), где два не менее обученных человека разыграли сценку. Мол, оба они 3D-дизайнеры, один звонит другому по Skype и говорит: оцени, какую 3D-модель я сделал! Тот надевает HoloLens, и рраз — прямо по Skype получает трехмерную посылку. Вертит ее по-всякому, ставит на стол и говорит, что хорошо бы основание покрасить в голубой цвет, как и все остальное. Первый берет модель, перекрашивает парой кликов и еще раз отправляет по Skype. А второй тут же начинает печатать ее на 3D-принтере.
Что и говорить, типичная бытовая сценка, буквально каждый сталкивался с потребностью отправить 3D-модель по Skype и посмотреть, как она выглядит на столе. Кроме шуток, ведь и видеоконференции лет двадцать назад тоже казались хотя и прикольным, но с трудом вписывающимся в повседневную жизнь делом. Теперь же они сами стали повседневностью. И кто знает, что мы будем передавать по Skype и его аналогам еще лет через двадцать.
После спектакля суровые охранники отвели нас к шкафчикам и велели забрать цифровую технику. Затем отвезли на специальном лифте на 27-й этаж отеля. Его Microsoft, похоже, сняла целиком. У нас снова отобрали все электронные приборы и вывели в коридор. Там у двери некоторых номеров стояли люди. Это означало, что номер свободен и готов принять жаждущего приобщиться к чудесам HoloLens. Моим провожатым в мир дополненной реальности по версии Microsoft стал юный афроамериканец и его белый подручный.
Процесс надевания HoloLens, мягко говоря, непрост. Мало того, что в систему вводят межзрачковое расстояние. Шлем еще надо надеть на голову и закрепить, чтобы не болтался. Крепление сейчас, прямо скажем, специфическое. Сзади, в районе мозжечка, завинчивается толстый болт с мягким наконечником. Если недотянуть, тяжелая конструкция не держится. Если затянуть чуть сильнее — мгновенно начинает болеть голова. Похоже, в будущем придется либо выпускать шлемы сразу нескольких размеров, либо придумывать другой механизм крепления. Иначе больше 15 минут просто не выдержать.
Мне, кстати, шлем пришлось снимать и прикручивать заново, потому что с первого раза не совпали глаза и экран. Последний оказался на удивление небольшим. Он существенно ограничивает просмотр со всех сторон. Ощущение, что смотришь на мир в небольшое окошко, в которое этот самый мир целиком не помещается. Чтобы рассмотреть даже не самые большие объекты, приходится покрутить головой. Но разрешение изображения вполне достаточное. Картинка выглядит естественно.
Мне показали так называемое архитектурное демо. На столе стоял фанерный макет нескольких зданий с пустым местом посредине. Туда с помощью HoloLens проецировалась 3D-модель будущей новостройки. Мне предложили увеличить или уменьшить ее отдельные элементы посредством… мыши. Да, жесты, которыми хвастались со сцены, пока простым смертным не доверяют. Нам доступен только обычный клик движением указательного пальца. А всякие там повороты и изменения масштаба — все это потом, потом.
Менять размеры здания и тут же видеть изменения почти в реальной обстановке — это, конечно, круто. Я говорю «почти» из-за ограниченного окошка обзора: целиком в нем здание увидеть нельзя, можно только частями. Но, повторюсь, ощущение сильное — с монитором не сравнить.
Дальше виртуальный инженер Ричард, возникший в номере из ниоткуда, рассказал мне, что в строящемся здании одна из несущих металлоконструкций оказалась строго посреди окна. Можно, конечно, спросить: каким именно местом думал проектировщик, но нам было не до того. Роберт перенес окно немного вправо. И металлоконструкцию стало не видно. Роберта я тоже разглядывал кусками — или ноги, или середина туловища, или лицо. Но зато окно в стене выглядело крайне убедительно. Вообще-то, на настоящей стене его вообще не было, зато через HoloLens я отчетливо видел и раму, и металлоконструкцию, и даже происходящее за окном. Наверное, если в реальной жизни архитекторы смогут так же основательно погулять по проектирующемуся зданию, оно получится лучше.
Еще мне начали показывать что-то, касающееся трубы в стене, с которой случилось нехорошее. Но тут я нарушил сценарий. Надо было согнуть указательный палец один раз, а я, по «мышиной» привычке, когда с первого раза не получилось, сделал это раз пять. В итоге все как-то быстро пролистнулось, и мне сказали, что демонстрация закончена.
Что мы имеем на выходе?
С одной стороны, система действительно работает. Изображение накладывается на реальность вполне убедительно, и можно уже потихоньку начинать задумываться о применении HoloLens для дела.
Но, с другой — в нынешнем состоянии о каких-то внедрениях говорить совсем рано. И безжалостное крепление на голове, и сложности калибровки под конкретную пару глаз, и маленький «экран» перед глазами — все это, конечно, не радует. Плюс добавим еще необходимость очень точной калибровки самого помещения, где работает HoloLens, т.е. с собой парочку не возьмешь для демонстрации объекта заказчику. Надо всех в гости звать.
Шлем должен стать чем-то легким и практически незаметным, а угол виртуального обзора — вырасти до естественного. Чтобы в нем можно было находиться несколько часов, а то и вовсе жить. Тогда действительно откроется новый гигантский рынок, а жизнь многих людей рискует преобразиться до неузнаваемости. Во всех смыслах.
Пока же перед нами прототип будущего, делающий робкие шаги за двери лаборатории. А о том, затопчут ли его за отсутствием технических возможностей быстро сделать как надо или продолжат пестовать, вкладывая немалые деньги на перспективу, мы узнаем уже на следующей конференции Build. В скором времени Microsoft обещает выложить HoloLens SDK, что позволит разработчикам поэкспериментировать с наложением голограмм на реальность. Правда, пока только на обычном мониторе.