Когда я был маленьким, стиральные машины в магазинах не продавались. Если использовать терминологию того времени — не завозили. То, что их не было в магазинах бытовой техники, это еще полбеды — там испокон веков не было вообще ничего. Но даже в комиссионных магазинах стиральные машины не появлялись, если не считать недоразумения вроде пластикового жбана с моторчиком, именуемого «Малюткой». Видеомагнитофонов, двухкассетников, часов и даже телевизоров в комиссионках хватало. А стиральные машины, улучшающие жизнь не меньше, оставались большим дефицитом. Видимо, потому, что счастливчикам, регулярно бывавшим за границей, никак не удавалось положить их в чемодан или хотя бы просто унести в руках.
Надо еще понимать, что под стиральной машиной тогда имелось в виду не решение полного цикла, а довольно примитивная конструкция, умеющая только стирать белье. Отжимать его принято было вручную, используя специальные валики. У моей бабушки было чудо инженерной мысли с двумя баками, в одном из которых белье стиралось, а в другом выжималось. Чудо так берегли, что на моей памяти его включали раза два. Ведь с сервисом в те времена все было точно так же «хорошо», как и с наличием товаров в магазинах.
Автоматические стиральные машины импортного производства поначалу очень радовали, особенно на фоне пластикового жбана с надписью «Малютка». Но с годами они почему-то становились не лучше, а хуже. Нет, я не об истончении металла и пластиковых барабанах. В конце концов, такое наблюдалось только в бюджетных моделях, и ценители основательных решений всегда могли переплатить и купить то, что нравится. Я шесть лет назад так и сделал. Но в европейских странах вода и электроэнергия стоят довольно дорого, а доходы вовсе не так высоки, как многим кажется из России. Поэтому люди готовы идти на жертвы ради экономии того и другого. Как выяснилось, даже в ущерб качеству стирки. Для меня стало очень неприятным сюрпризом, когда новая стиральная машина стала полоскать белье только холодной водой. А зимой — так и вовсе ледяной. Стандартные порошки она до конца не вымывала. Я даже не поверил в реальность происходящего. Подумал, что попался бракованный экземпляр. На выставке IFA в Берлине поймал представителя компании, сделавшей стиральную машину, и спросил: как включить подогрев воды при полоскании? «Да никак, — беспечно ответил представитель. — «Надо экономить электроэнергию. И не тратить ее на всякие глупости». Потом были долгие эксперименты с различными моющими средствами, и дорогие японская чудо-машина все же вымывала до конца. Но тут подкралось еще одно проявление заботы об экономии.
Барабан машины был рассчитан на 6 кг белья. Если забить его полностью, все проходило гладко. И если на две трети — в общем, тоже. Но иногда бывает нужно срочно постирать пару вещей, не дожидаясь, пока накопится груда. Понятно, что экономный европеец на такое никогда не пойдет и будет ходить в грязном до последнего. Но мы, жители богатой России, еще можем позволить себе маленькое расточительство. Судя по всему, режим с малой загрузкой никто толком и не тестировал, потому что машина просто сходила с ума. Весам в барабане мерещилось, что в нем что-то появляется и тут же исчезает. Поэтому вода набиралась и тут же сливалась. И так несколько раз. Но самое интересное начиналось на стадии отжима. Барабан не раскручивался до максимальных оборотов и часами вяло швырял вещи со стенки на стенку. При этом экран издевательски показывал, что до конца стирки осталась одна минута. На деле же процесс мог продолжаться и три часа, и пять. И всю ночь. Иногда приходилось останавливать все это безобразие вручную, ждать, пока разблокируется люк, и спасать мокрую вещь.
Все это так надоело, что я стал подумывать о том, чтобы купить старую машинку, заменить в ней все детали, какие только возможно, и стирать в свое удовольствие. Но вера в технический прогресс все же поборола консерватизм. Ну, не могло же полоскание теплой водой быть изничтоженным под корень?
Оказывается, хотя и мало где, но выжило. Например, в машинах Miele. Очень хорошая марка, все ее рекомендуют, но самая бюджетная модель стоит дороже 100 тыс. руб. Нас такими числами не напугаешь, но все же захотелось уточнить — нет ли вариантов подешевле. Правильное полоскание обнаружилось в флагманских моделях стиральных машин LG. Точнее, по умолчанию оно, как и везде, было холодной водой, но если нажать кнопочку — все будет хорошо.
Проверить работу с малым количеством белья не представлялось возможным, но я решил рискнуть. И некоторое время назад ко мне приехала серебристая стиральная машина LG с музыкальным и легко запоминающимся названием F12U1HBS4. При глубине 45 см она обещала стирать до 7 кг белья.
Сразу в глаза бросается гигантский люк, через который, кажется, можно и взрослому в барабан залезть, но его функция в основном декоративная. На самом деле диаметр отверстия для загрузки вполне стандартный. Барабаном управляет инверторный мотор с прямым приводом, что, по мнению LG, повышает надежность работы и экономит место в корпусе. Насчет надежности можно поверить: гарантия на мотор составляет 10 лет. Я опасался, что такая конструкция будет шумноватой, но, как оказалось, нет. Будь сталь корпуса на пару миллиметров толще, стирку вообще было бы не слышно. Но с тех пор, как прыжки машинки по квартире научились предотвращать с помощью бетонных блоков, сталь повсеместно стала тонкой. Впрочем, и так хорошо.
Управление машиной полностью сенсорное, и я поначалу испугался, что никогда не научусь устанавливать программу — уж больно много опций. Однако на практике для старта стирки надо нажать буквально в двух местах. А если хочешь включить заветное полоскание теплой водой — то в трех. Мы — издание про IT, и потому не буду мучить вас подробностями стирки пуховых одеял или выведения пятен. Скажу лишь, что стирает машинка очень качественно. Не безобразничает при небольшом объеме. Порошок вымывает полностью, и выстиранное белье не встает колом, когда высохнет. Выжимает практически досуха. Особенно стоит отметить обработку белья горячим паром во время стирки и отжима (функция TrueSteam), делающую вещи мягче и приятнее на ощупь, а также функцию очистки барабана. Последняя крайне полезна, если вы стираете в машинке коврики, кроссовки и другие довольно грязные вещи. После них барабан полезно бы промыть, но большинство машин не включаются, если внутри ничего нет. Здесь же можно включить полную очистку барабана без вещей. Мужчины такие тонкости обычно не понимают («Ха, подумаешь — коврик! Да он не грязный!»), но женщины оценят.
Есть и еще одна функция, спровоцировавшая на написание этого текста. Справа на панели управления нарисована рука со смартфоном и написано Tag On. Как мне объяснили, в машину можно загружать программы из Интернета(!) и проводить диагностику ее здоровья. Мы так долго шутили о проникновении Интернета в бытовые устройства вроде микроволновок и стиральных машин, и вот оно — будущее!
На деле все оказалось чуть прозаичнее. Сама машина в Интернет не ходит и к Wi-Fi не подключается. Но если приложить к ней смартфон с NFC, она предложит установить приложение LG Smart Laundry («Умная прачечная LG»). В ней можно выбрать умопомрачительное количество самых разных программ стирки — существенно больше, чем в самой машине. После этого просто прикладываешь смартфон к значку — и стирка запускается. Со смартфона все можно настроить гораздо точнее. Просто потому, что описание некоторых пунктов на пластиковой панели никогда не уместится. Наверное, люди старшего возраста все равно предпочтут нажимать сенсорные кнопки на последней, однако пользователям помоложе идея включать машинку телефоном может понравиться.
Сделана данная модель в Рузском районе Подмосковья. Причем степень локализации достаточно высокая — если двигатель приезжает из-за рубежа, то корпус и электронная начинка имеют российское происхождение. И бетонные блоки для тяжести — тоже (репортаж с завода можно почитать и посмотреть здесь: http://go.osp.ru/749). Не буду агитировать поддерживать «отечественного производителя», благо и сам благоговею перед Made in Germany на бытовой технике. Но, боюсь, аналогичная функциональность при зарубежной сборке сейчас обойдется существенно дороже 30 тыс. руб., которые просят за LG F12U1HBS4 (название можно произносить чуть нараспев). И даже если не доверять корейскому контролю качества, от которого на заводе под Рузой увернуться невозможно, полезно вспомнить о буквально шаговой доступности любых запчастей.
Наверное, следующее поколение стиральных машин все же ворвется в Интернет и научится скачивать оттуда не только новые прошивки, но и рингтоны, информирующие о конце стирки. Между прочим, это может стать новым большим рынком для музыкальной индустрии.