Тихую поступь технического прогресса не остановить, как не остановить вращение Земли вокруг Солнца. Технологии, описанные когда-то в фантастических романах, постепенно входят в нашу жизнь, изменяя ее. Персональные коммуникаторы в начале XX века казались сказкой, сейчас же никого не удивишь «умным» телефоном. Фантастика постепенно становится реальностью. Так происходит и с автомобилями. Из простого средства передвижения они потихоньку превращаются в нечто большее. Технологии, разрабатываемые производителями, добавляют комфорта и делают езду более безопасной. Не за горами то время, когда автомобильные перевозки уже не будут требовать активного участия человека. В этой статье мы познакомим вас с умными технологиями и тенденциями в мире автомобилей.
Чтобы облегчить повседневную жизнь водителя, многие автопроизводители уже сейчас внедряют системы автоматической парковки. У одних они работают неплохо, у других — не очень. К примеру, у Ford есть технология Fully Assisted Parking Aid, позволяющая водителю вообще выйти из автомобиля и с помощью команды из специального приложения на смартфоне припарковаться. Дальше автомобиль полностью берет управления на себя, контролируя рычаг переключения скоростей, тормоза и автоматическую трансмиссию. Все то время, пока машина паркуется, водителю необходимо лишь удерживать нажатой кнопку на смартфоне, для того чтобы в случае возникновения проблемы остановить парковку. Такая система способна припарковать автомобиль в пространстве, всего на 20% превышающих его общую длину.
Но главное на дороге — это безопасность. На наш взгляд, весьма полезными являются технологии мониторинга так называемых «мертвых зон» и системы предупреждения пересечения дорожной разметки. Как правило, они используются в автомобилях довольно высокого класса и высокой цены. Такие компании, как BMW, Ford, Mazda и Volvo, предлагают свои разработки, в которых используются встроенные в зеркала камеры или датчики, контролирующие мертвые зоны. Аварийные индикаторы предупреждают о том, что машина находится в мертвой зоне, а если никакой реакции от водителя не последовало и он начал перестроение, система начинает более активно предупреждать о помехе, издавая звуки или, в зависимости от марки, включая вибрацию рулевого колеса. Минусом подобных систем является то, что они работают только на небольших скоростях.
Нельзя не отметить и активное внедрение систем предотвращения столкновений. Серьезно в этой области работают Volvo, Ford, Audi. В таких решениях применяются специальные датчики, отслеживающие ситуацию на дороге. А в случае, если водитель не успевает среагировать на предупреждающий сигнал, в них автоматически задействуются система торможения и рулевое управление для предотвращения столкновений с автомобилями и пешеходами. Как правило, работают они весьма успешно, но опять же лишь на невысокой скорости.
Автопроизводители ведут также активные исследования в области автопилотирования. В частности, у компании Ford разработана технология Obstacle Avoidance, которая позволяет автомобилю объезжать как медленно двигающиеся, так и неподвижные препятствия. Это могут быть другие машины, пешеходы или любые иные объекты, которые заметит автоматика. Эта система достаточно сложная и дорогостоящая. Она включает три радара, ультразвуковой сенсор и камеру для сканирования дороги в диапазоне до 200 м перед машиной. Как только умный Ford обнаруживает опасность в полосе движения, он сразу же оповещает водителя с помощью графического и звукового сообщения. Если человек не предпринимает никаких действий, то сам автомобиль начинает тормозить и сканировать окружающую местность с целью выявления свободного пространства слева или справа от препятствия, чтобы совершить безопасный объезд.
А, к примеру, Nissan представила систему управления Autonomous Drive. В ней используется пять камер и пять лазерных датчиков. С ее помощью автомобиль сумеет не только передвигаться в окружении неподвижных объектов , но и пропускать других участников движения, когда это предписано правилами.
Дальше всех в области автопилотируемых автомобилей ушла корпорация Google. Она разработала собственную автоматизированную систему, которая использует информацию, собранную сервисом Google Street View, видеокамеры, оптический дальномер, установленный на крыше, радары в передней части авто и датчик, подключенный к одному из задних колес, который помогает определить позицию автомобиля на карте.
Уже в 2010 г. Google протестировала несколько серийных автомобилей, оборудованных такой системой. В реальных условиях, без участия человека, один из автомобилей проехал около 1600 км полностью автономно и еще 225 308 км с частичным участием человека. С ним произошло лишь одно-единственное дорожно-транспортное происшествие, когда другой автомобиль въехал в гугломобиль, стоящий на светофоре. По утверждению Google, их автоматизированная система может снизить количество ДТП, травм и смертей, одновременно более эффективно используя как топливо, так и дороги. Всего в проекте участвовали 10 автомобилей: шесть Toyota Prius, три Lexus RX460h и один Audi TT, а также 12 водителей и 15 инженеров.
И уже в 2012 г. компания Google сообщила в своем блоге о том, что их автомобили проехали на тот момент 300 тыс. миль (более 480 тыс. км) с минимальным участием человека.
А в прошлом году корпорация представила автомобиль собственного производства, специально построенный для езды без участия водителя. Новые модели Google рассчитаны на двух пассажиров. Они не имеют ни руля, ни педалей газа, ни тормоза — управление осуществляется с помощью компьютера. При этом разработчики указывают, что на первое место они вынесли безопасность. Скорость машины ограничена 25 милями в час (40 км/ч).
Несмотря на то что автомобили Google не имеют привычных органов управления, в них все же встроены кнопка экстренной остановки, а также экран, на который выводится маршрут передвижения. Разработки пока находятся на стадии прототипов, корпорация планирует выпустить первоначально около 100 таких автомобилей.
Но в сторону «умных» автомобилей смотрят не только на Западе — недавно российская компания КамАЗ в сотрудничестве с Cognitive Technologies объявила о собственной разработке беспилотного грузовика, испытания опытного образца которого планируется начать уже в этом году. На 2016 г. намечена эксплуатация авто-беспилотников в качестве технологического транспорта на производственных площадках КамАЗа. А на 2017 г. запланированы испытания такого грузовика с автоматическим управлением в Татарстане на дорогах общего пользования. В основе разрабатываемой сиcтемы автоматического управления автомобилями лежит использование так называемой пассивной (поглощающей сигнал) модели компьютерного зрения, когда необходимая для формирования управляющего воздействия дорожная информация фиксируется видеокамерами, установленными на авто, и анализируется специализированным программным обеспечением. Она позволяет распознавать дорожную обстановку, в том числе границы дороги, ширину полос, разметку.
Все эти разработки делают жизнь человека лучше, и, возможно, скоро наступит время, когда езда по дорогам общего пользования станет проще и безопаснее.