MARCO CHIAPPETTA. Tested: Why almost every PC could use a video card upgrade. PCWorld, июль 2014.
В наши дни многие настольные ПК (и большинство портативных компьютеров) при обработке видео и графики полностью полагаются на центральный процессор. Между тем, рынок дискретных графических плат продолжает процветать. Так стоит ли обновлять видеоплату, если вас не интересуют самые современные и требовательные к ресурсам игры? Чтобы понять это, давайте сравним производительность интегрированных и дискретных графических процессоров.
Гибридный процессор AMD семейства Kaveri обладает более мощной интегрированной графикой, чем центральные процессоры Intel |
Компании AMD и Intel существенно улучшили графические технологии, интегрированные в их центральные процессоры. Гибридные процессоры (Accelerated Processing Units, APUs) AMD Kaveri имеют такую же мощную архитектуру Graphics Core Next (GCN), что и лучшие дискретные графические процессоры Radeon.
Компания Intel также модернизировала функции и возможности своих графических движков HD-серии, интегрированных в процессоры Core четвертого поколения (которые разрабатывались под кодовым наименованием Haswell). В настоящее время они предлагают улучшенную поддержку API Microsoft Direct X версии 11.1 (интерфейса, который специально предназначен для игр, запускаемых на платформе Windows), поддерживают одновременное подключение сразу к нескольким дисплеям (включая модели с разрешением 4K) и совместимы с гораздо большим числом игр.
Чтобы почувствовать, чем отличается использование дискретной графики, мы собрали два тестовых компьютера. В одном из них был установлен гибридный процессор AMD A8-7800 (APU класса Kaveri с интегрированным в него графическим процессором Radeon R7), а в другом — модель Intel Core i7-4670 (процессор Haswell с интегрированным графическим процессором HD 4600). После этого на компьютерах с дискретной видеоплатой и без нее был выполнен ряд эталонных тестов. И вот что из этого получилось.
Аргументы в пользу дискретной графики
Поклонники дискретной графики в качестве основного довода обычно приводят ее высокую производительность. Почти на всех видеоплатах установлен значительно более мощный графический процессор, чем тот, что входит в состав центрального. Кроме того, к графическому процессору здесь прилагается выделенный пул высокоскоростной памяти. Интегрированный графический процессор разделяет системную память и шину передачи данных с центральным процессором. Дискретный графический процессор по сравнению с интегрированным обеспечивает гораздо более высокую частоту кадров даже при снижении качества изображения в настройках игры.
У дискретных графических плат имеются и другие преимущества. С дискретными графическими платами NVIDIA нынешнего поколения пользователи получают доступ к технологиям Shadow Play и PhysX. Функция Shadow Play использует встроенные в графические процессоры NVIDIA средства кодирования видео, позволяющие записывать и воспроизводить в потоковом режиме игровое видео в реальном времени. Причем на частоту кадров такой способ существенного влияния не оказывает. Для карманного игрового устройства NVIDIA Shield эта функция является ключевой.
Технология физической имитации NVIDIA PhysX заставляет объекты в игре вести себя точно так же, как и в реальном мире (ткани с треском рвутся под действием внешних сил и колышутся на ветру, волны переливаются на солнце и с брызгами разбиваются о камни, здания при взрыве разлетаются на мелкие осколки и т.д.). Не все игры поддерживают PhysX, но там, где такое происходит, визуальное восприятие становится совсем иным.
Поскольку графические процессоры AMD и NVIDIA содержат тысячи вычислительных блоков, выполняющих одновременно множество различных операций, любое приложение, получающее выигрыш от параллельной обработки — будь то программа редактирования изображений наподобие Photoshop, программное обеспечение шифрования или проект распределенных вычислений вроде Folding@Home или Seti@Home — при наличии более мощного графического процессора будет работать быстрее.
Дискретные графические процессоры помогают ускорить добычу криптовалюты и получить больше биткойнов, лайткойнов и других виртуальных денег. Люди, занимающиеся этим, предпочитают графические платы, построенные на базе новейших графических процессоров AMD, поскольку архитектура AMD Radeon выполняет задачи более эффективно, чем процессоры Intel Core и технологии NVIDIA GeForce. Самый быстрый процессор Intel Haswell — Core i7-4770K — способен обработать около 93 тыс. хешей в секунду, тогда как модель AMD Radeon R9 290X за одну секунду обрабатывает уже 880 тыс. хешей.
AMD преуспела в интегрированной графике, но во все остальном процессоры Intel Haswell дадут ее продукции существенную фору |
Видеоплаты на базе графических процессоров NVIDIA GeForce поддерживают технологию физической имитации NVIDIA PhysX, улучшающую реалистичность игр |
Доводы против дискретной графики
Самым очевидным недостатком дискретных графических плат является их высокая стоимость. Розничные цены на эту продукцию начинаются от 2000 руб. за самую простую модель и могут доходить до 40 000 руб. и более за плату старшего класса (правда, стоит отметить, что очень быструю плату можно приобрести и по цене, не превышающей 15 000 руб.). Недавно компания AMD в очередной раз анонсировала самую производительную в мире видеоплату. У модели Radeon R9 295X2, предлагаемой за 60 000 руб., на одной плате смонтированы два самых быстрых на сегодняшний день графических процессора компании.
Между тем большинство центральных процессоров AMD и Intel существующего поколения предлагают средства обработки графики совершенно бесплатно, а системные платы, поддерживающие эти процессоры, имеют интегрированные разъемы для вывода изображения на монитор. И только в процессорах AMD FX и Intel Ivy Bridge-E интегрированная графика отсутствует.
Дискретные графические платы усложняют систему. Для размещения дискретных графических компонентов на системной плате необходим разъем PCIe x16. И если пользователи, привыкшие собирать компьютер самостоятельно, легко справятся с такой ситуацией, то покупатели готовых систем могут столкнуться с тем, что необходимого разъема на системной плате просто нет, и блок питания не соответствует тем параметрам, которые нужны графическим компонентам. А все потому, что производитель ПК не учел, что конечные пользователи могут захотеть модернизировать свой компьютер.
Установка дискретной графической платы в систему с процессором Intel может помешать использованию некоторых технологий (например, средств кодирования видео Intel Quick Sync). Технология Quick Sync связана с интегрированным графическим ядром Intel, и установка дискретной графической платы способна привести к ее отключению. Если вы не представляете себе жизни без Quick Sync, возможно, вам придется повторно запускать интегрированный графический процессор, но элегантных способов проделать это пока не существует.
И наконец, установка дискретной графической платы приведет к увеличению энергопотребления ПК и выделению им большего количества тепла, что потребует установки либо дополнительного вентилятора (что сделает систему более шумной), либо пассивной системы охлаждения (которая стоит недешево).
Графическая плата NVIDIA GeForce GTX Titan Z стоит совершенно безумные 120 000 руб., но подавляющее большинство любителей игр покупают платы в ценовом диапазоне от 12 000 до 20 000 руб. Хотя, конечно, и это тоже деньги |
А теперь к цифрам
Как уже отмечалось ранее, в первом из собранных нами ПК были установлены гибридный процессор AMD A8-7600 с интегрированными графическими компонентами Radeon R7 и системная плата ASUS A88X-Pro, а во втором — процессор Intel Core i5-4670 с интегрированной графикой Intel HD 4600 и системная плата Gigabyte Z87X-UD5 TH. В обеих системах имеются 16 Гбайт оперативной памяти, твердотельный накопитель Samsung 840Pro и блок питания Silverstone мощностью 1000 Вт. В качестве операционной системы была выбрана 64-разрядная версия Windows 8.1 Pro.
Сначала мы выполнили несколько эталонных тестов (одни были ориентированы на игры, в других оценивались общая производительность и создание контента), задействовав графические компоненты, интегрированные в центральный процессор. Затем установили в каждую из систем дискретную графическую плату и запустили все тесты повторно.
Как видно из диаграмм, применение дискретной графической платы привело к увеличению производительности ПК почти во всех тестах, а не только в игровых. В тесте PCMark 8, например, мы запускали версии пакетов Home и Work, проверяющие ускорители OpenGL. В этом API используются все доступные ПК вычислительные ресурсы, причем как центрального, так и графического процессора. После установки дискретной графической платы рост производительности системы при выполнении различных тестов составил от 3 до 19%.
Минимальный эффект дискретная плата оказала на результаты многопоточного теста Cinebench, проверявшего возможности центрального процессора. Зато в тесте Cinebench OpenGL производительность системы Intel увеличилась на 79%, а системы AMD — на 42%.
Зачастую пользователи склонны полагать, что в простых играх (Farmville, Angry Birds и др.) дискретные графические платы не дают никаких преимуществ. Но в тестовом примере Microsoft Fishbowl, проверяющем работу браузера с HTML5, мы наблюдали существенный прирост производительности. Возможности этого теста ограничены частотой 60 кадр/с, поддерживаемой большинством мониторов, а после установки дискретной графической платы этот предел был достигнут при выполнении трех тестов из четырех. По мере усложнения игр (в том числе и простых) их потребности в производительности графических компонентов растут.
Наши тестовые системы весьма позитивно отреагировали на установку дискретных графических плат при выполнении теста BioShock Infinite (запускавшегося при экранном разрешении 1920×1080 точек) и синтетического игрового теста 3DMark Fire Strike.
Однако использование дискретной графической платы практически не приводило к снижению нагрузки на центральный процессор при воспроизведении потокового видео YouTube (HTML5) и видеофайлов, закодированных кодеком H.264 и помещенных в контейнеры MKV.
Результаты тестирования показывают, что почти все пользователи настольных ПК получат после установки дискретной графической платы определенные преимущества. Ведь видеоплаты предназначены не только для игр, хотя, конечно, рост производительности в играх существенно превосходит ту выгоду, которой приходится довольствоваться пользователям при работе со своими повседневными приложениями.