Перед тем, как напишу о впечатлениях от игры World of Tanks Blitz, не могу удержаться от небольшого вступления.
Третьего дня мне написали из пресс-службы Wargaming.net и строго поинтересовались – почему в журнале «Мир ПК» давно не было публикаций об игре World of Tanks? Я осторожно ответил, что, мол, поводов не обнаруживалось. Игра интересная, мы ее любим. Но это же не повод писать о ней минимум раз в месяц. Надо и для других хороших продуктов площади выделять.
В ответ мне не менее строго указали, что повод всегда найти можно. Например, написать о том, как компания Wargaming.net выступает за патриотизм и восстановление исторических ценностей.
Тут я нервно сглотнул слюну. Когда компания начинает говорить журналистам о патриотизме, они подсознательно чувствуют нехорошее. Ведь, насколько нам известно, Wargaming – это в первую очередь не про патриотизм, а про деньги. Причем про деньги немаленькие. Не за туесочек с березовым квасом работают программисты, и даже пиарщики, по слухам, имеют мотивацию чуть более банальную, чем возможность погонять на заветном танчике «Тип 59».
И вот когда хороший прибыльный бизнес начинает апеллировать к патриотизму журналистов, который должен выражаться в количестве публикаций о Wargaming… Мне кажется, есть в этой логике какой-то изъян. И, пользуясь случаем, предлагаю пиар-службе компании подарить мне и всем, кто расшарит эту статью в соцсетях, танк «Тип 59». Из чувства патриотизма, разумеется.
А теперь о, собственно, главной героине статьи. Это, конечно, не очень справедливо по отношению к владельцам компьютеров Apple, которые ради любимой игры вынуждены ставить богомерзкую «винду». Они-то ждали, что после версии для Xbox белорусы обратят взор на OS X, но в Wargaming решили приняться за iOS. Решение, несомненно, правильное: айпадов на руках у населения сейчас сильно больше, чем достаточно мощных для запуска World of Tanks «маков». И конкуренты не дремлют. Еще в прошлом году вышла игра Tank Domination, озвученная Дмитрием Пучковым АКА Goblin. Я ее попробовал, потом еще раз попробовал, да и стер. Нет, сама-то игра вполне красивая, и озвучка радует. Однако по удобству управления она отставала от настоящих «Танков» на компьютере на пару веков. И переучиваться как-то не хотелось.
Глядя на этот экран, я сам себе завидую – все танки, груды серебра и золота… Увы, это специальный аккаунт для обзоров, и скоро он превратится в тыкву
И вот – продукт от разработчиков оригинала. Размер скачиваемых при установке файлов составляет 665 Мбайт, что по нынешним временам даже скромно. При запуске можно войти в качестве пользователя Game Center, а можно ввести свой логин из больших «Танков». Последнее, впрочем, довольно бесполезно, потому что ни уже заработанные танки, ни имеющиеся игровые деньги на планшет не перекочуют.
Разработчики обещали перенести в мобильную версию максимум возможного из полноценной игры. Я вижу, что они старались это сделать, однако компьютеры все же мощнее планшетов, плюс нельзя было ориентироваться только на владельцев новейших iPad Air и mini с экраном Retina. Поэтому графика в Blitz условно соответствует только минимальным настройкам в компьютерной версии. Видимая зона невелика, текстуры простенькие, разрушаемых объектов – кот наплакал. Пытаешься по привычке снести глиняную хижину на пустынной карте Эль-Аламейн, а она обнаруживает железобетонную твердость.
Максимальное число участников боя – семь, однако в случае с топовыми танками 9-10 уровня, которых пока у игроков немного, до боя может добраться три-четыре машины. И подождать распределения придется довольно долго – до полутора минут. Когда карта уже загрузилась, время ожидания начала боя сокращено с 25 секунд в версии на компьютере до 5. И это, конечно, очень гуманно по отношению к пользователю.
Как можно заметить, больше всего пользователей катаются пока на бесплатных машинках первого уровня, но немало уже прокачалось до второго
Игровой режим пока один – захват базы. Карты маленькие, спрятаться и затеряться на них попросту невозможно. По этой причине нет ненавидимой многими «арты» — только классические танки и ПТ-САУ.
В нынешней версии доступны боевые машины только трех стран – СССР, Германии и США. Нет никаких сомнений в том, что скоро добавят и остальные, хотя в мобильной версии различия ощутимы гораздо меньше, чем в полноценной. То есть внешне-то да, но с учетом гораздо менее гибкого управления из серьезных машин просто невозможно выжать все их достоинства.
Теоретически-то все с управлением в порядке. Под левой рукой нарисованный джойстик, под правой – управление камерой и стрельба. Последняя продублирована и для левого пальца, что логично и удобно. Но на практике палец скользит по поверхности экрана совсем не так гладко и быстро, как хорошая мышь по специальному коврику. То танк заезжает не туда, куда надо, и пока развернешься – тебя уже грохнут. То камера ускачет в непонятном направлении, и враги этому тоже очень обрадуются.
Места на экране все же маловато, и порой индикаторы перекрывают основную картинку
По сравнению с тем же Tank Domination – удобнее, спору нет. Но все же до полноценной игры управление не дотягивает. Blitz, правда, старается помочь – и пушку наведет сама, и попадание засчитает, когда на самом-то деле ты слегка промазал. Даже участки вражеского танка, где у тебя есть шансы пробить броню – и те подсветит. Но в результате игра вроде и пытается казаться ТОЙ САМОЙ, а на деле принципиально другая. И потому встает вопрос – для кого же она сделана?
Матерых «танкистов» отметаем сразу. Если у вас есть достаточно мощный компьютер и вам нравится на нем играть в World of Tanks, Blitz можно даже не ставить. Оставит ощущение фальшивой елочной игрушки, которая похожа на настоящую, но не радует.
В чате народ привычно собирается во взводы, хотя не очень понятно — зачем
Если компьютера нет (такое случается все чаще), или у вас Mac, который не хочется осквернять установкой Windows, Blitz поставить, конечно, можно. С нуля, без многолетнего опыта баталий с мышью и клавиатурой, может понравиться и даже не на шутку увлечь. Я знаю живых людей, испытывающих непрерывный восторг уже больше недели. Важный плюс игры еще и в том, что она не только бесплатна, но и не слишком нагло вытягивает из игрока деньги. То есть, конечно, если доплатить, станет еще веселее, но и так неплохо.
Тех, кто планировал брать World of Tanks с собой, ждет разочарование: как и игре-прародительнице, Blitz нужно непрерывное подключение к Интернету. Скорость не критична, хватит и мегабита-другого, а вот стабильность архиважна. По этой причине у меня не получилось играть по 3G: подключается вроде нормально, пинг в пределах разумного, но стоит пакету потеряться, как игра начинает забавно глючить. Так, играя на ИС-3, я вдруг заметил, что пушка у него стреляет чуть ли не очередями, не требуя времени на перезарядку. Потом, правда, оказалось, что и урону от нее никакого. А когда игра снова смогла подключиться к серверу, обнаружилось, что меня уже давно сожгли. Наверное, иногда по 3G сыграть все же можно, но лично мне убежать от WiFi не удалось ни с одним из операторов мобильной связи.
Общее впечатление от игры противоречивое. Лично мне она не очень нравится, потому что есть большой мощный компьютер с широкоформатным монитором Philips (соотношение сторон 21:9), и планшетная версия с ее многочисленными упрощениями не может конкурировать с World of Tanks на максимальных настройках графики (кстати, почему в WoT до сих пор не добавили поддержку мониторов 21:9 – для меня загадка. Приходится ковырять реестр).
Во встроенном магазине все готово к приходу покупателей
Но выход Blitz позволит Wargaming.net завербовать еще тысячи, сотни тысяч новых адептов, до которых раньше ей было не добраться. А значит новые миллионы долларов березовым соком хлынут в кассу патриотично ориентированной компании.
P.S. Игра заработает и на iPhone, однако я бы даже не советовал ее туда ставить. И танков не разглядеть, и управлять совершенно невозможно. По крайней мере, среднестатистической мужской рукой. Поэтому берите iPad – и нагибайте помаленьку.