Одной из интересных особенностей лета 2014 г. — если говорить о мировой IT-прессе — стало заметное оживление интереса к теме «летающих автомобилей». Причин тому было сразу несколько.
Во-первых, американская фирма Terrafugia, у которой вот уже несколько лет есть вполне работоспособный прототип подобной машины, испытывала ощутимую нехватку средств. Но сейчас , похоже, она все-таки сумела, наконец, наладить нужные ей финансовые контакты — с богатыми китайскими инвесторами. Подробности соглашений, как это зачастую бывает, пока не разглашаются. Однако СМИ КНР уже известили сограждан, что скоро они дождутся появления первых летающих автомобилей в небесах их державы.
Во-вторых, на международном футурологическом конгрессе Next Big Thing Summit, проводившемся в июне корпорацией Bloomberg в Сан-Франциско, руководство автогиганта Toyota как бы вскользь, явно не желая вдаваться в подробности, поведало, что они тоже занимаются исследованиями, связанными с подобной концепцией.
Впрочем, компанию Toyota интересуют не столько полеты их продукции высоко в небе, сколько уменьшение силы трения между машиной и дорожным покрытием. Ради чего, собственно, и разрабатывается проект парящего над дорогой автомобиля.
В-третьих, знаменитый миллиардер и предприниматель-новатор Илон Маск тоже привнес свое веское мнение в струю аэроавтомобильной тематики. В прошлом пионер интернет-бизнеса, а ныне главный человек в деле реализации поразительно успешных проектов — космической программы Space X и электромобиля Tesla (плюс ко всему, если кто не в курсе, реальный прототип Тони Старка, героя сказочной кино-комиксэпопеи Iron Man), Маск не без основания считается экспертом в технологиях будущего.
Так вот, по его компетентному мнению, в принципе, по отдельности все технологические компоненты, необходимые для создания летающих автомобилей, безусловно, имеются. «И не исключено, — полагает Илон Маск, — что и они тоже сделают подобный, но только не на продажу, а просто так, одной лишь забавы ради».
Потому что между просто летающим автомобилем и хорошим летающим автомобилем сейчас не то что пролегает огромная дистанция, а, по сути, лежит непреодолимая пропасть...
И чтобы стало понятнее, в чем же, по мнению специалистов, заключаются здесь гранд-проблемы, стоит начать рассказ на данную тему несколько издалека. Фактически, почти сразу же после окончания Второй мировой войны, с начала 1950-х годов, на обложках журналов и в фантастических произведениях, если только там заходила речь о будущем, сразу же возникал образ летающего автомобиля.
Принято считать, что такой образ — своеобразный побочный продукт американской масскультуры. Ведь в США к тому времени в сознании людей персональный автомобиль уже очень прочно утвердился как символ зрелости, личного успеха и независимости, свободы передвижения, да и свободы вообще. А персональный летающий автомобиль, соответственно, стал играть роль примерно такого же, но только применительно к грядущему.
Короче говоря, на протяжении следующих десятилетий журналы и книги, комиксы и мультфильмы, ТВ-сериалы и художественное кино — все эти каналы подспудно прививали людям мысль, что наиболее характерным атрибутом будущего станут летающие автомобили. И как только на экране появлялась такого рода машина, всем сразу же становилось ясно, о чем пойдет речь...
А несколько позднее, в 2002 г., на экранах мира вдруг было показано нечто существенно иное. Это увидели, когда вышла весьма примечательная футуристическая кинокартина Стивена Спилберга под названием Minority Report (в русском прокате «Особое мнение»). Изюминка фильма, действие которого происходит в 2054 г., заключается в чрезвычайно тщательной проработке деталей, связанных с теми технологиями будущего, которые, вероятнее всего, ожидают нас через полвека.
Ради такой повышенной достоверности Спилберг специально, задолго до начала съемок, пригласил несколько десятков известных экспертов и футурологов, чтобы они за три дня, в рамках совместного «мозгового штурма», обрисовали наиболее правдоподобные технологические черты грядущего.
В таком столь кропотливо воссозданном антураже главная тема картины — об угрозах практически полной утраты прав на анонимность и тайну личной жизни — прозвучала на редкость мощно и доходчиво. Но вот некоторые другие «технологические послания» кинофильма для многих остались незамеченными. В частности, почти никто не обратил внимания на то, что в данной картине о будущем совершенно нет летающих автомобилей.
Точнее, одна такая машина там все же фигурирует — но исключительно на службе у всемогущей полиции, находящейся при исполнении своих трудных и опасных обязанностей. А вот автомобили всех прочих граждан передвигаются в этой «правдоподобной версии» будущего исключительно по старинке, не отрываясь от земли, да еще и ползая немного вверх — по стенам домов-небоскребов...
Вместо расплывчатых рассуждений о том, как именно рождался столь нетрадиционный технопрогноз на будущее, куда более ясным представляется иной путь. Следует просто отметить для себя, что сейчас наступил 2014 год, т.е. при отсчете от модели экспертов «Особого мнения» прошло уже полтора десятка лет. И затем поточнее выяснить, как в наши дни обстоит дело с развитием «на завтра» наиболее совершенных проектов создания летающих автомобилей.
Одной статьи для обзора данной проблемы будет, конечно, маловато. Однако в качестве эталонного образца вполне достаточно рассмотреть продукцию упомянутой выше фирмы Terrafugia. Ибо вряд ли кто-то станет отрицать, что в настоящее время именно этой компании удалось дальше других продвинуться с внедрением летающих автомобилей в нашу реальную жизнь, проходящую между прошлым и будущим.
Прототипы машин Terrafugia, изготовителем замысловато именуемые roadable planes («дорожноспособные самолеты»), вот уже несколько лет вполне убедительно летают в небесах и ездят по автодорогам. Единственная проблема заключается лишь в том, что до их продаж конечным потребителям дело почему-то так и не доходит. Если выразиться чуть точнее, то на вопрос «почему?» ответ, в сущности, известен, вот только далеко не всем он понравится...
Базирующаяся неподалеку от Бостона, в городке Воберн, компания была основана в
2006 г. выпускниками-инженерами Массачусетского технологического института. С латинского название Terrafugia можно перевести как «побег от земли». И первый такой «побег» летательный аппарат под названием Terrafugia Transition совершил в 2009 г. — не только успешно оторвавшись от взлетной полосы, но и благополучно вернувшись на землю.
В принципе, конструкция аппарата зарекомендовала себя как вполне надежная, успешно пройдя с тех пор великое множество тестовых испытаний в воздухе и на автодорогах. Иначе говоря, модель Transition уже давно считается готовой для тиражирования и коммерческих продаж, начало которых фирмой-изготовителем намечено на 2015 или, самое позднее, на 2016 г. Его цена объявлена чуть-чуть меньше, чем 300 тыс. долл. Кстати, примерно за такие же деньги продается Cessna 172, наиболее популярный в мире «персональный» аэроплан.
Сравнение с общедоступной «Сессной» будет далеко не случайным. Хотя практически вся публика и СМИ называют Terrafugia Transition «летающим автомобилем», сама компания явно предпочитает именовать его «дорожноспособным самолетом». И вполне , в общем-то, понятно, почему.
Действительно, этот аппарат вовсе не предназначен для того, чтобы сегодня пролететь около 400 км по воздуху, а завтра проехать еще 500 км по автодорогам. Сама компания Terrafugia представляет себе, что эксплуатировать Transition будут следующим образом. Пилот и его пассажир летят на двухместной машине до небольшого аэродрома, ближайшего к их точке назначения. Там они садятся на землю, крылья машины складываются (примерно за минуту), мотор переключается с винта на колеса и вождение, а затем — вперед, последние 10 миль до нужной точки, к примеру, отеля или бунгало на морском берегу, они едут в той же машине, но уже по автодороге...
Иначе говоря, в обозримом будущем эксплуатация такого «летающего автомобиля» ничем принципиально не будет отличаться от использования частного самолета и взятой напрокат машины в местном аэропорту. Отличия будут состоять лишь в том, что по воздуху этот чудо-аппарат летает хуже, чем обычный самолет, а по дорогам ездит не то что заметно хуже автомобиля, а… просто способен ездить, скажем так.
Собственно, именно вот это и имел в виду Илон Маск, когда объяснял, что сделать-то летающий автомобиль
несложно, вот только нет пока у человека таких технологий, которые позволили бы построить действительно хорошую машину подобного рода. Если раскрыть аргументацию Маска, то «настоящий» летающий автомобиль, по его мнению, должен быть, во-первых, сверхбезопасным, т. е. при поломках не падать с воздуха на землю, угрожая жизни и здоровью окружающих, и, во-вторых, действительно тихим в работе, т.е. при своей эксплуатации не должен издавать более громкие звуки, чем обычный.
К сожалению, приходится признать, что в настоящее время подобных технологий еще не только не создано, но и, по прогнозам ученых на обозримое будущее, даже не предполагается создать. А значит, опровергнуть видение Спилберга и его футурологов пока, похоже, просто некому.
Впрочем, имеются вполне достоверные, но очень приглушенные сведения о каких-то топ-секретных технологиях «антигравитации» (см. материал «В поисках утраченной гравицапы» http://wp.me/s3pKmV-209 ). Но это уже иная тема — для совершенно другого рассказа... и для совершенно иного прогноза на будущее.