Первый 3D-ускоритель появился в моем компьютере в конце 1997 г. Это был, конечно, 3dfx Voodoo Graphics. Я увидел результаты его трудов на мониторе своего старшего товарища и понял — надо брать. Игры с «вуду» и без него отличались настолько, что не жалко было никаких денег. Правда, в Саратове, как и в любом другом российском городе, находящемся на приличном расстоянии от столицы, наценка на подобную экзотику была суровой, не меньше 50%. Поэтому свой Voodoo Graphics я купил во время одной из командировок в Москву. До сих пор помню, как рыскал по заснеженной территории ВДНХ, где тогда находился главный центр торговли компьютерными комплектующими. Результаты апгрейда полностью оправдали мои ожидания. Друзья ходили ко мне смотреть Unreal в Glide-версии, и, наверное, ничто с тех пор не производило на нас такого впечатления, как «акселерированная» вода в той игре.
Через год я заменил Voodoo Graphics на только появившийся Nvidia Riva TNT по версии Creative (да, когда-то сингапурская компания делала видеокарты, причем очень неплохие). И с тех пор практически все 3D-ускорители в домашнем компьютере были на чипах Nvidia. Случались иногда перерывы на год-другой, когда GeForce становились уж слишком горячими или у AMD появлялись сверхвыгодные предложения (вспомнить хотя бы Radeon 9800 SE, который можно было превратить в полноценный 9800 Pro).
Видеокарты я менял раз в год-полтора. И всегда это становилось определенным событием. Игры, которые жутко «тормозили», вдруг начинали «бегать» на настройках, близких к максимальным. Иногда в них включались графические красоты, попросту недоступные на предыдущем поколении чипов. А примерно через месяц выходила игра, которую свежекупленная карта вообще не тянула. И значит, пора было снова копить на апгрейд.
Но года три назад все стало меняться. Разработчики игр наконец-то осознали, что ориентироваться только на владельцев топовых ускорителей попросту вредно для бизнеса. Невыгодно, когда твою игру хвалят в прессе и используют в качестве тестов, но при этом не покупают. И стали разработчики ориентироваться на средненькие конфигурации, чем, конечно, порадовали широкие массы, но очень огорчили производителей оборудования. Получалось, что покупатель топовой конфигурации мог спокойно дождаться физического износа комплектующих. А ломаться-то в качественных продуктах и нечему. Разве что вентилятор раз в год прочистить от пыли да смазать.
Два года назад я поставил в компьютер Palit GeForce GTX 560 Ti Twin Light Turbo. Семейство GeForce 500 оказалось у Nvidia очень горячим, что приводило к необходимости использовать очень шумные системы охлаждения. Palit получилось нащупать баланс между эффективностью и уровнем шума, сделав видеокарту, не заглушающую звуковые эффекты в играх. С ней компьютер проработал около полугода, а потом мне подарили GeForce 670. Производительность в играх подросла заметно, однако этот прирост ощущался только в бенчмарках. А на деле почувствовать скачок, к примеру, с 50 до 70 кадр/с оказалось затруднительным.
А месяца через два новая видеокарта сломалась — нарушился механизм крепления радиатора, что привело к перманентному перегреву. Починить его не удалось, и на пару месяцев я вернулся на GeForce 560. Единственным следствием этого стало повышение температуры в корпусе: из-за конструкции системы охлаждения горячий воздух выбрасывался внутрь, нагревая заодно системную плату, процессор и жесткие диски. Это удалось частично нивелировать, увеличив число оборотов корпусных вентиляторов. Только возросший уровень шума и напоминал об проведенном «даунгрейде». В играх я его не почувствовал вообще.
Еще через пару месяцев перфекционизм и любовь к тишине снова заставили перейти на GeForce 670. Год на ней пролетел незаметно, и вот появилась возможность попробовать новое поколение GeForce на примере Palit Jetstream GTX 770. Установка в компьютер прошла не без приключений из-за огромной системы охлаждения с тремя вентиляторами, упирающейся в разъемы на системной плате, но в итоге кое-как справился. Включил компьютер, стал запускать бенчмарки — и обомлел.
Новое поколение вышло через год после старого, однако чип в нем остался тот же самый — GK104. Не изменился и техпроцесс, оставшийся 28-нм. Слегка увеличилось количество потоковых и шейдерных процессоров, однако, по всем признакам, легкому приросту производительности мы обязаны не им, а увеличенной частоте GPU и набортной памяти. Эта разница составила от 8 до 10%, в зависимости от бенчмарка. На моей памяти подобные приросты случались после банального обновления драйверов…
Чем же занимались инженеры Nvidia весь этот год? Похоже, производительность их не волновала вообще, а все усилия оказались сосредоточены на управлении энергопотреблением и путях к его снижению. Для этого в 2D-режиме дополнительно снижены частоты работы чипа и памяти, а в драйверах появились новые механизмы, позволяющие немного «придушить» чип. На деле это означает годовую экономию пары сотен рублей на электроэнергии, если компьютер работает с утра до ночи. А при более щадящей эксплуатации — и того меньше.
Я понимаю, что придумывать новое очень и очень сложно. Но может ли IT-индустрия, переживающая не лучшие времена, винить в снижении интереса к своей продукции одних лишь покупателей? Если нам все чаще под видом новых продуктов предлагаются чуть тюнингованные старые — чему же тут удивляться?
Вот выпустит Nvidia нечто, способное заставить меня ехать хотя бы за 900 км ради покупки, тогда, глядишь, все и переменится.
Искренне Ваш, Сергей Вильянов,
главный редактор