Тимофей Бахвалов, резидент «Мира ПК» в Китае
Для каждого китайца «Праздник весны» — главное событие года. В последний день последнего месяца по Лунному календарю все стремятся в родные пенаты, собираются за новогодним столом, дарят подарки (в основном фрукты, орехи, напитки и красные конверты с деньгами), общаются и смотрят развлекательные телепрограммы.
Всегда считалось, что грохот петард отгоняет от жилища злых духов. Но современные китайцы вкладывают в салюты другой смысл. Теперь говорят, что взрывы как бы разделяют время. Прошлый год со всем нехорошим остается позади, в дыму, а всполохи огня — яркое будущее, ожидающее в году грядущем. Новая трактовка прижилась всего за пару лет и теперь воспринимается повсеместно. Феноменально гибкое для Китая обращение с традициями, учитывая то, что старый смысл оставался неизменным с VII века н.э.
Из-за соображений безопасности с 1994 г. фейерверки официально запрещены на большей части территории Китая. Легально наслаждаться шоу можно лишь в крупнейших городах, таких как Шанхай, Гуанчжоу и Пекин. В Гонконге с его британским наследием фейерверк запустили не в новогоднюю ночь с 30 на 31 января, а 1 января. Сделано это было для привлечения туристов из Континентального Китая. В гостиницах с видом на залив Виктории все номера были забронированы за неделю до мероприятия. Именно туда на баржах доставили несколько десятков контейнеров с фейерверками. Более 6 т зарядов были объединены в единую сеть и запускались в автоматическом режиме. В 8 ч вечера (для китайцев это счастливое число, означающее богатство и процветание) небо и вода вспыхнули миллионами огненных искр. Светопреставление длилось почти полчаса. Насладиться зрелищем на улице собрались более 330 тыс. человек. Отмечу, что получасовой фейерверк был организован не правительством, а крупнейшим девелопером Гонконга New World Development Group.
Государство повсеместно сокращает расходы на роскошь и излишества. Прежде всего, на банкеты и подарки чиновникам — продажи дорогого алкоголя (как западного, так и китайского) в этот Новый год упали на 37%. Даже официальный новогодний салют в Пекине был скромным.
Впрочем, «гулять на свои» никто не запрещал, особенно в какофонии взрывов и свете всеобщего веселья. Прямо через дорогу от моего жилища расположены четыре дома, в которых, судя по полицейской охране, проживают очень официальные лица. Благодаря такому выгодному соседству, в течение недели по вечерам я наблюдал такое количество залпов фантастической красоты, что хватило бы на дюжину парадов и парочку Олимпиад…
Организация торговли фейерверками в столице стала на порядок лучше. Помню, что несколько лет назад один вид деревянных палаток с оголенной проводкой, накинутой на ближайший фонарный столб, повергал меня в шок. Теперь их заменили сборные металлические конструкции из огнестойких материалов, профессиональная электрика, системы видеонаблюдения, огромные огнетушители и даже системы активного пожаротушения. В то же время площадки для запуска фейерверков как были в 10 м от открытых прилавков, так там и осталась. Но бояться нечего — в новогоднюю ночь службы города пребывали в состоянии повышенной готовности. Я стал свидетелем того, как вызванная на небольшое возгорание пожарная машина приехала менее чем за 3 мин. Но к тому времени пожар уже был потушен охранниками близлежащего дома.
Уровень жизни и благосостояния китайцев растет, автомобилей, гастрономических и прочих потребностей становится все больше. За неделю до Нового года с 8 утра и до 22 вечера дороги Пекина превращались в сплошную пробку. А в супермаркетах приходилось по часу и больше простаивать к кассе.
Перед самым праздником город словно вымер — большинство «понаехавших» вернулись на малую родину, чтобы воссоединиться с семьей, или же поехали путешествовать. Всего по стране за месяц с 15 января по 15 февраля было совершено свыше 3,7 млрд поездок на разных видах транспорта. Более полумиллиона трудовых мигрантов использовали мотороллеры. Гуандунское подразделение нефтеперерабатывающей компании Sinopec решило помочь малообеспеченным — 10 тыс. мигрантов из Гуанчжоу заправили свои мотоциклы бесплатно. Для этого нужно было лишь подать заявку по Интернету и отчитаться по прибытии в точку назначения на любой бензоколонке компании. Помимо бензина мигранты получали от нефтянников «на дорожку» печенье, лапшу, воду и дождевик.
За границу на Новый год отправились более 4,5 млн китайцев — на 12,5% больше, чем годом ранее. Ожидается, что в 2014 г. за границей побывают 83 млн китайских туристов. Если раньше к жителям Поднебесной относились как к потенциальным иммигрантам, то в свете мирового кризиса европейские страны буквально дерутся за кошельки нуворишей. Франция перед Новым годом стала выдавать визы за 48 ч после подачи документов. Новая Зеландия выдает китайцам трехгодовые визы еще с лета. На долю китайцев приходится 80% всех инвестиционных видов на жительство в столице Португалии Лиссабоне. Финляндия вкладывает в Китае деньги в продвижении имиджа Лапландии как родины Санта Клауса. В Бельгии 15% всех duty-free покупок (в основном это ювелирные украшения, часы и сумки) совершают китайцы.
В Великобритании количество китайских туристов на период Нового года выросло почти на 40% по сравнению с прошлым годом. Китайские путешественники тратят в магазинах Лондона в среднем в 3 (!) раза больше, чем «традиционные» толстосумы — арабы и русские. Производитель роскошных автомобилей Bentley закатил на год Синего деревянного коня вечеринку на 250 человек, на которую были приглашены китайские богачи и профессионал конного спорта, олимпийский наездник Алекс Хуа Тиан. Впервые за 306 лет существования знаменитый лондонский магазин Fortnum & Mason также отпраздновал Новый год по лунному календарю. Окна и помещения отдела роскоши были декорированы красным и золотым цветом и изображениями коней.
«За ваши деньги любые шалости! Хоть на китайском с вами заговорим!» — именно так думали английские торговцы, готовясь к Китайскому новому году. Британское ателье мужских костюмов и одежды Gieves & Hawkes с более чем 200-летней историей наняло дополнительный персонал со знанием китайского языка. Универмаг Harrods запустил собственный информационный канал в популярном приложении WeСhat и микроблоге Sina Weibo…
Кстати, количество пользователей микроблогов в Китае снизилось за год почти на 31 млн человек. Во многом это обусловлено конкуренцией со стороны мобильных приложений для мгновенного общения, имеющих аналогичные функции. В первую очередь, вышеупомянутого WeChat.
Ровно в полночь после наступления Нового года за одну минуту в WeChat было отправлено более 10 млн поздравлений. Именно WeChat обвиняют в падении трафика SMS и MMS в предновогоднюю ночь в зависимости от региона — в среднем на 12,5—22% и 16—25% соответственно. За 2013 г. абоненты мобильных сетей Китая получили по SMS и MMS свыше 520 млрд спам-сообщений. По SMS мне ежедневно валится по 15—20 рекламных сообщений. В WeChat я за год не получил ни одного спама — фильтрация работает мгновенно.
В период с полуночи и до 15 ч 31 января более 5 млн пользователей WeChat с помощью встроенной системы оплаты подарили друг другу 20 млн электронных красных денежных конвертов. Общая сумма подарков не называется, но максимальная «толщина конверта» составляла 200 юаней, а минимальная — 0,01 юаня. Виртуальные аналоги наверняка приживутся, и если в следующий Новый год они не обгонят по распространенности обычные поздравления, то вполне смогут соперничать с ними по популярности, особенно среди молодежи.
За неделю до Нового года компания Tencent, которой принадлежит WeChat, запустила финансовый сервис Licaitong. На условиях 7-day Yield под выгодные 7,590% в первый же день было привлечено свыше 800 млн юаней. Главный конкурент Alibaba на тех же условиях, но уже под 6,4859%, через свой инвестиционный сервис Yu’e Bao за один день в середине июня получил 350 млн юаней. Таким способом обе компании привлекают средства инвесторов, не проводя IPO в соответствии со строгими государственными требованиями в этой области и избегая сопутствующих процессу последующих рисков и операционных неудобств. Данные финансовые операции не регулируются и не гарантируются государством, но любители инвестиций без опаски доверяют свои финансы интернет-гигантам, учитывая масштабы обеих компаний .
В ночь на 6-е февраля в Пекине выпал первый за всю зиму снег. Согласно китайской примете год будет урожайным.