Тимофей Бахвалов, резидент «Мира ПК» в Китае
В ночь с 13 на 14 января Россия отпраздновала «Старый Новый год», и многие вздохнули с облегчением. Но русских, постоянно проживающих в Китае, ждет лишь недельная рабочая пауза перед следующим этапом праздничного марафона. Уже 20 января в Поднебесной сворачивается вся работа и начинается подготовка к Новому году по Лунному календарю, который в этот раз пришелся на 31 число.
Китайцы уже подводят итоги года Змеи. И они впечатляют. Как, впрочем, и всегда. Несмотря на экономический кризис, за год страна показала 11%-й рост в сфере услуг. По данным Министерства торговли КНР, в 2013 г. общий оборот сферы услуг превысил 3 трлн 168 млрд юаней (1 USD = 6,05 CNY), что в 5,3 раза больше, чем 10 лет назад. На транспорт и туризм пришлось 60%. Но на долю экспорта услуг — лишь 9%, в то время как средний показатель в развитых странах составляет около 20%. Так что есть куда расти. К 2020 г. Китай планирует вырасти в этом направлении как минимум в 2 раза и взять отметку в 6 трлн юаней. Но обратимся к моей любимой теме…
Главной проблемой роста рынка электронной коммерции в Китае сейчас является дефицит профессионалов. В декабре на крупнейшем портале по поиску работы в Китае — www.51job.com — было открыто более 400 тыс. вакансий, так или иначе связанных с IT. Уже сейчас малому бизнесу, работающему на крупнейшей онлайновой площадке Китая, Taobao.com, не хватает около 1 млн человек. В ближайшие три года дефицит составит 4,5 млн работников. Главная проблема сейчас не только в привлечении, но и в удержании профессионалов, которые, переняв опыт и наработав клиентскую базу и связи, уходят и открывают собственный бизнес. Единственный способ завоевать лояльность китайского работника — это деньги. Любое нематериальное поощрение и прочие «европейские штучки» не работают. За несколько дней интернет-хитом в Китае стала информация о бонусе, который одно из шанхайских креативных агентств выплатило своим работникам по результатам года. Каждому досталось по 8800 юаней премии и новому iPhone 5S, а также субсидия в 2000 юаней на билет для поездки домой на новогодние праздники и обратно. Желание работать в такой компании высказали за несколько дней более 250 тыс. человек.
Развитие электронной коммерции привело к тому, что в главном торговом и промышленном центре Китая, городе Гуанчжоу, серьезно снизился спрос на торговую недвижимость. Объем незанятых коммерческих площадей в декабре достиг 6%. Одновременно с этим возрос спрос на складские помещения, общая площадь которых в городе превышает 1,7 млн м2. За прошлый год было построено 340 тыс. м2 новых площадей. В 2014 г. появится еще полмиллиона квадратов, и большая часть их придется на новые хабы компаний Tencent, Suning и Amazon.
Одновременно с этим Taobao.com и другие игроки рынка занялись развитием складского хаба в городе Суйфеньхэ, который уже не одно десятилетие выступает главными торговыми воротами в Китай для российского Дальнего Востока. В Суйфэньхэ действует безвизовый режим для россиян, а с декабря прошлого года запустили свободный оборот рублей и разрешили открытие рублевых счетов в китайских банках.
Склад на 25 тыс. м2 планируют построить до начала лета. Там будут консолидироваться грузы российских клиентов Taobao.com и других торговых площадок. Новый хаб в приграничном городе позволит значительно увеличить скорость доставки отправлений для Дальнего Востока и Сибири. Сейчас почти все посылки из Китая проходят через Москву.
В конце декабря Китай заявил о начале работы над комплексом правовых норм, регулирующим электронную коммерцию и сопутствующие сферы общественных отношений. Эта проблема назревала давно — действующих гражданско-правовых и прочих норм зачастую недостаточно для регулирования специфических отношений в Интернете. Комитет по финансам и экономике Всекитайского собрания народных представителей закончит первый этап работы в конце 2014 г. Новый пласт законодательства, регулирующий все аспекты цифровых взаимоотношений, вступит в силу уже в июле 2016 г.
Расходы на IT в странах азиатско-тихоокеанского региона вырастут в 2014 г. по сравнению с минувшим годом в среднем на 4,2%. В то же время в Китае этот показатель составит 6,75%. Общие расходы в стране на IT превысят 2,13 трлн юаней — это 46,5% IT-бюджета всего азиатско-тихоокеанского региона.
Самым симпатичным лично мне игроком рынка электроники Китая в 2013 г. я бы назвал пекинского производителя мобильных телефонов Xiaomi (с китайского название переводится как «черный рис», также известный как «чумиза»). За год компания продала 18,7 млн штук «рисовых» смартфонов, что принесло доход (до выплат налогов и сборов) в 31,6 млрд юаней — в 1,5 раза больше, чем годом ранее. За один декабрь разошлись 3,23 млн смартфонов на сумму 5,3 млрд юаней — этому способствовал выход бюджетных смартфонов под маркой Hongmi («красный рис»).
Темпы роста у компании, как и у риса, потрясающие — стартап появился в 2010 г. и первое время продавал не более 10 тыс. смартфонов в месяц через Интернет. Теперь у Xiaomi в роли топ-менеджера бывший вице-президент Google Хьюго Барр, 4000 работников, 6 складов, 20 фирменных магазинов и почти 450 сервисных центров в крупнейших городах Китая. В продаже уже появились телевизоры и другая электроника под брендом Xiaomi. Большая часть торговли ведется по-прежнему через Интернет. Прямые продажи B2C позволяют серьезно сэкономить на операционных расходах.
В третьем квартале 2013 г. Xiaomi обогнала Lenovo, и теперь она уступает по объемам продаж смартфонов в континентальном Китае лишь Samsung. В 2014 г. «рисовая» компания намерена произвести как минимум 40 млн смартфонов. Xiami обещает выпустить в ближайшее время смартфоны стандарта TD 4G стоимостью меньше 1000 юаней.
В начале января открылся новый Apple Store (четвертый в Пекине и десятый в Континентальном Китае), а неделей раньше был подписан долгожданный (об этом шаге говорили уже три года) контракт с China Mobile о продажах iPhone с контрактами. На это сразу же прореагировали конкуренты — China Telecom снизила цену на субсидированный iPhone 5S 16G с пакетами услуг на 189 и 289 юаней в месяц сразу на 800 и 1288 юаней соответственно. Такой шаг вкупе со снижением интереса к уже не новой модели сказался на предзаказах, даже несмотря на 760-миллионную армию абонентов. У China Mobile заказали всего 96 тыс. штук iPhone 5S. У компаний China Unicom и China Telecom в 2013 г. этот показатель составил 121 и 153 тыс. штук соответственно.
Ну, и о жизни… В 2013 г. правительство получило 1,95 млн жалоб на действия официальных лиц. Было заведено более 172 тыс. дел о коррупции. Наказания и взыскания получили 182 тыс. чиновников (на 13,3% больше, чем в 2012). Интересно, что почти половина жалоб поступила через Интернет.
В 2014 г. один из престижных вузов страны — Народный университет Китая (http://www.ruc.edu.cn) — вводит новую дисциплину. Теперь студенты юрфака смогут получать степень магистра по специальности «Теория и практика борьбы с коррупцией». Интересно, что в конце декабря 2013 г. глава приемной комиссии университета, Цай Роншен, был обвинен в коррупции и арестован при попытке бежать из страны. Нарушения и коррупционные скандалы разной степени разгорелись в конце года еще в 20 крупнейших вузах Китая. То же самое произошло и в десятках государственных корпораций. Недавно назначенный на пост главы «Китайской железнодорожной корпорации» 53-летний Бай Чжунжень в начале января выпрыгнул из окна. По официальным данным — из-за депресии. А между тем в январе общая протяженность железных дорог в Китае превысила отметку в 100 тыс. км, из которых 10 тыс. км — скоростные дороги. За два года протяженность скоростных железных дорог обещают удвоить.
Главная новость наступившего 2014 г., конечно же, отмена запрета на рождение второго ребенка, действовавшего в Китае с 1979 г. Согласно опросу, проведенному в январе в Шанхае, 71% пар, состоящих в браке и находящихся в детородном возрасте, заявили, что хотят иметь второго ребенка. О том, что не желают детей и намерены жить «для себя» в стиле DINK (Double Income No Kids, «два дохода, нет ребенка»), заявили менее 2% опрошенных.
Вот такие дела! Всех с Новым годом Синей деревянной лошади!