Тимофей Бахвалов, резидент «Мира ПК» в Китае
На осенних фазах Canton Fair и Hong Kong Electronics Fair я бывал уже много раз. С началом кризиса эти две выставки радуют все меньше и меньше. Одни и те же стенды и экспонаты кочуют из года в год, выставочные кубики заполонили сомнительные посредники и невнятные фирмы-консультанты. Мелкие стенды, заявленные как OEM- и ODM-, предлагают одинаковые дешевые планшетники, чехлы и мелочевку для Apple, охладители для ноутбуков, мыши и прочие флешки…
Крупные игроки предпочитают национальные выставки, поскольку им хватает внутреннего спроса. А небольшие компании с продвинутыми продуктами и вовсе обходятся размещением информации о себе в Сети.
В этом году «на юга» я отправился с установкой посетить несколько заранее намеченных стендов и не тратить время на праздное шатание по выставке. Так что и рассказ будет не об экспонатах (как я уже отметил, весьма унылых), а об общих впечатлениях.
Поезд G81 «Пекин—Гуанчжоу» идет с круизной скоростью 300 км/ч. Маршрут длиной в 2298 км с 14 остановками (включая конечную) занял 9 ч 27 мин.
Все места — сидячие, они делятся на три класса. Цена проезда сопоставима с ценой авиабилета — 862 юаня, 1380 и 2724 юаней (6,1 CNY = 1 USD). VIP по удобству сравним с «бизнесом» хорошей авиакомпании и оборудован лампой для чтения и розеткой для ноутбука.
Сервис был даже чрезмерный, мельтешение стюардов раздражало. И так идеально чистые полы мыли каждые 20 мин, а тележки с напитками и закусками беспрестанно к атались туда и обратно. В поезде не было Wi-Fi , но 3G работал в течение 90% маршрута. И это неудивительно — на протяжении всего пути следования строятся новые города с высотками и развитой инфраструктурой.
Согласно последним исследованиям Китайского информационного центра Университета Тсингхуа, в ходе урбанизации были изъяты земли или снесены дома у 16% домохозяйств страны. Переселение было принудительным, поскольку права частной собственности на землю в Китае нет. За дом на окраине площадью 250 м2 и 0,5 га прилежащей земли правительство Шанхая, например, выдает две квартиры по 150 м2 и 300 тыс. юаней наличными. То, что 94% владельцев снесенных домов получат компенсацию, звучит, конечно, хорошо. Но лишь 2% из них оказывают содействие в поисках новой работы, что в свете низкого уровня образования переселяемых и высокой конкуренции (в четверке крупнейших городов ищут работу больше 30% всех выпускников вузов Китая) звучит драматично.
В 2008 г. я прожил в Гуанчжоу месяц, а после был лишь «по делам». Наконец-то мне удалось получить от города новые впечатления — без ненужного выставочного осадка. Пять лет явно пошли ему на пользу. Характерный южный бардак и разномастные толпы остались только на крупнейших торговых улицах. Город цветет, и о такой зелени в стеклянно-бетонном Пекине даже мечтать не приходится. Чистота в большинстве районов идеальная — под ногами только опавшие листья, да и те быстро убирают.
Официально зарегистрированных жителей в городе 17 млн человек, на которых приходится 2,5 млн частных авто. Пробки есть, но по сравнению со столицей — это мелочи. В Гуанчжоу действует квота на постановку на учет новых машин. Номера не разыгрываются в лотерею, как в Пекине, а продаются с аукциона. Каждый месяц продается около 4000 номеров. В зависимости от красоты цифр, плашка стоит в среднем 30 тыс. юаней. В Шанхае цена в 3 раза выше.
Жилые дома 40-этажные, а то и выше — это стандарт. Менеджмент зданий заметно лучше, чем в Пекине, но и тарифы ЖКХ ощутимо выше. В то же время нет центрального отопления, и в холод (а это полтора месяца зимой) приходится обходиться кондиционированием. У каждого приличного дома есть бассейн. Согласно канонам китайской медицины, холодные водные процедуры вредны для здоровья, поэтому по вечерам под открытым небом плавали лишь иностранцы, коих в торговой столице, по ощущениям, в несколько раз больше, чем в политической. Но на самом деле это не так. Постоянно (на протяжении не менее полугода безвыездно) в Гуанчжоу проживают 35 тыс. экспатов. В Пекине — около 70 тыс. Просто большинство иностранцев в Пекине — это дипломатический корпус. Да и за III квартал 2013 г. Гуанчжоу посетили свыше 1,8 млн иностранцев. Торговля…
Рынки электроники завалены барахлом, и там нет ничего эксклюзивного, чего нельзя было бы найти на Taobao.com. А вот с одеждой и аксессуарами все отлично. Самый большой рынок Гуанчжоу, Байюн Пифа Шидзье, все лето трясло — полиция проводила ежедневные рейды и изъяла контрафакта на несколько десятков миллионов долларов (единица товара оценивалась полицией в 20—50 юаней). Чуть обновив гардероб, я направился в Гонконг.
Билет на поезд обошелся в 151 юань, а дорога заняла меньше 2 ч, не считая прохождение двух таможен. Держателям российского паспорта въезд на период 14 дней безвизовый.
Во время моего нахождения в Гонконге произошел инцидент, но не со мной, а с Майклом Бэем. При съемках одного из эпизодов «Трансформеров 4» всем небольшим магазинчикам «за неудобства» была выплачена компенсация в 25 тыс. гонконгских долларов (7,6 HKD = 1 USD). Однако двое удальцов потребовали в 4 раза больше и после отказа поставили режиссеру под глазом бланш.
Ситуация показательна. Владельцы малых бизнесов фрустрированы и депрессивны. В большинстве бед гонконгцы винят «понаехавших» из континентального Китая. Золотые горы богачей запустили цены на недвижимость за облака, а дешевая рабочая сила (из Шенчженя до Гонконга не просто рукой подать, а можно доехать прямо на метро) привела к падению зарплат и сокращению количества рабочих мест…
Британский «Принц на белом коне» вернулся за моря, оставив своих подданных «Китайскому дракону». В школах Гонконга давно отменили обязательное изучение английского языка и заменили изучением путунхуа. Родной язык на юге Китая и в Гонконге — гуандунхуа. Его не понимают на севере, и наоборот. Фактически приходится учить два китайских языка. Так что стремление-то правильное. Но, как результат, все меньше молодежи говорит на английском. Теряет позиции «колониальный» язык и в континентальном Китае. С 2016 г. в местном аналоге ЕГЭ количество баллов за английский, достаточных для поступления в вуз, будет снижено на треть.
Социально-политические реформы бывшей британской колонии обещают быть стремительными вследствие экономических реформ «на континенте». Всего за месяц с момента открытия в специальной экономической зоне (FZT) Шанхая зарегистрировались 195 китайских и 23 иностранные корпорации с совокупным уставным капиталом свыше 6 млрд юаней. На площадку в 29 км2 за два-три года планируют (а если Китай планирует, то обязательно сделает) переместить операционные офисы крупнейших местных и иностранных корпораций. Резидентам FTZ обещают простоту и открытость всех финансовых и бизнес-процессов. Регистрация юридического лица уже занимает лишь четыре дня вместо месяца, а документооборот с властями будет на 100% электронным.
Пока еще существует около 200 общих ограничений для иностранных инвестиций и бизнеса. Но по мере «обкатки» этот список будет сокращаться, а нормы из «специальных» станут общими для всего Китая.
После этого Гонконг потеряет свое сакральное значение прослойки для ведения бизнеса в Китае. Международные финансовые водопады превратятся в ручейки. Исчезнут многоэтажные ювелирные и часовые магазины и заоблачные цены. Конечно, гонконгцы не станут ездить «на материк» на работу, но привлекательность региона снизится драматически. Даже в качестве туристического направления. В том же Шанхае к 2015 г. будет выстроен самый большой в мире торгово-развлекательный Disney Store — площадью свыше 5000 м2 .
Но это в будущем. Пока же Гонконг напоминает улей. Яркий, развитый, но растревоженный. Отмечу, что средняя продолжительность жизни там самая большая в мире — 80 лет для мужчин и 85 лет для женщин. Куда-то спешащие по своим «офшорным» делам старики встречаются на каждом шагу.
Возвращаться в Пекин пришлось раньше, причем самолетом. Рейс, как обычно, задержали, а Пекин встретил часовой пробкой из аэропорта. Учитывая время на трансферы, сдачу и получение багажа и прочие формальности, лично я голосую за скоростной поезд.
Ну, и в заключение. Для борьбы с теми же пробками Пекин со следующего года разделит автомобильные номера на четные и нечетные и позволит выезжать на дорогу только день через день. В конце года начнется строительство еще шести линий метро общей длиной 90 км. К концу 2016 г., когда и обещают их закончить, протяженность метрополитена столицы Поднебесной превысит 600 км. На начало ноября в Пекине уже есть 17 линий длиной 456 км. Вот такие дела!