Прошло почти десятилетие с выхода знаменитой Rome: Total War. И вот Creative Assembly представила Total War: Rome II. Разумеется, концептуально игровой процесс не изменился, но стоит только начать разбираться в новом творении CA, как сразу же открывается масса интересных и по-настоящему «вкусных» подробностей.
В далеком уже 2004 г. Creative Assembly (CA) совершила революцию в жанре стратегии, выпустив легендарную Rome: Total War. Сотни невероятно детализированных, полностью трехмерных юнитов на поле боя, «бесшовная» карта мира, проработанный стратегический режим и фантастический по тем временам уровень графики — было чем восхититься не только простодушным игрокам, но и прожженным циничным критикам!
И вот, без малого 10 лет спустя — можно сказать, успели к дате! — британцы вновь вернулись к легионам, варварам, слонам и т.п. Как вы уже, наверное, догадались, речь пойдет о Total War: Rome II.
Divide et impera («Разделяй и властвуй»)
Разумеется, концептуально игровой процесс не изменился со времен того самого «Рима» ни на йоту — шедевр не улучшишь. Нам точно также предстоит шаг за шагом выстраивать свою империю на глобальной карте и проявлять таланты полководца в тактическом режиме, если, конечно, вы не отдадите сражения на откуп ИИ и авторасчету. Самый неприятный сюрприз подстерегает ветеранов Total War: поначалу Rome II кажется похожей на Shogun 2, что называется, «до степени смешения»! Привели картинку в соответствие с историей и географией, в очередной раз переделали интерфейс да убрали в города все постройки из провинций — таковы, на первый взгляд, все отличия от крайнего «Сегуна»… Но, как говорится, «дьявол кроется в деталях»: стоит только начать разбираться в новом творении CA, как сразу же открывается масса интересных и по-настоящему «вкусных» подробностей.
Вот, например, помните ли вы ожесточенные внутриполитические баталии между Брутами, Юлиями и Сципионами в оригинальной Rome? Удачная идея не была забыта, и в Rome II к ней вернулись, но творчески переосмыслив. Теперь несколько «партий» борются за влияние и власть внутри КАЖДОЙ фракции! В Риме три благородных семейства оспаривают друг у друга благосклонность сенаторов; в Афинах избранные магистраты не спускают глаз с тиранов-олигархов; в эллинистических и восточных монархиях интригуют друг против друга лоялисты и противники правящей династии, стремясь перетянуть на свою сторону знать; и даже у самых распоследних варварских племен «харизматичные лидеры» вынуждены искать поддержки у совета вождей. Как водится, в этой принципиальной битве за «целевую аудиторию» не стесняются никаких средств — от подкупа и «политических» браков до клеветы или кинжала убийцы, благо соответствующие возможности, заботливо добавленные разработчиками в игру, удобно расположились в меню обзора и управления фракцией.
«Да Бог с ней, с этой возней пауков в банке, — подумает скептик. — Неужели нельзя рассадить членов конкурирующих семейств губернаторами по заштатным провинциям, а все престижные должности и командование войсками раздать своим?». Можно, но только имейте в виду, что войск без полководцев во втором «Риме», в принципе, не бывает. Количество военачальников в каждый период времени ограничено (в зависимости от технологий, размера и престижа страны), а при попытке завербовать нового генерала или адмирала компьютер кидает кубик. И уж из какой партии — вашей или соперничающей с вами — окажется персонаж, ведает только генератор случайных чисел.
С такой продуманной и хитрой механикой вы сможете в случае мало-мальски серьезного конфликта позволить себе лишь задвинуть кого-то одного, самого популярного и самого неудобного, на второстепенное направление, дабы притормозить рост его авторитета. Да и то еще при условии, что будет такая возможность: в войнах масштаба «Рим vs. Карфаген» на фронте понадобятся вообще все доступные командиры, тут уж не до интриг!
Заметьте, как умело разработчики связали два вроде бы независимых элемента геймплея – внутреннюю политику и лимит на армии и флоты, добавив Rome II тонкости и глубины. Нечто подобное мы уже видели в Europa IV (не поленитесь ознакомиться с обзором на соседней странице), и, слава Богу, Creative Assembly нисколько не уступает в мастерстве своим «собратьям по цеху» из Paradox! В итоге, с учетом всех изменений, включая серьезно «поумневший» дипломатический ИИ, стратегический режим Rome II оказывается проработан гораздо лучше, чем в той же Shogun 2, не говоря уже про оригинальную Rome.
Campus Martius («Марсово поле»)
С «тактикой» дела обстоят точно так же, как со «стратегией»: абсолютная внешняя схожесть с Total War’ами «второго поколения» (Rome, Empire, Napoleon, Shogun 2) и очень серьезные, в чем-то даже революционные, внутренние изменения. Проведя пару-тройку сражений, знатоки серии с удивлением обнаружат, что баланс юнитов другой — более реалистичный и близкий к суровым историческим реалиям. Лучники практически бесполезны против легионеров, вставших в «черепаху», «голозадые» ополченцы ничего не смогут сделать с опытными мечниками в тяжелой броне даже при соотношении сил 10:1, один удачный и своевременный чардж парфянских катафрактов решает исход битвы за пару секунд, и т.д., и т.п., всего и не перечислишь. Вишенка на торте – схватки двух эллинистических армий, с их тонкими различиями в длине копий и боевом потенциале индийских и африканских слонов. Удивительно, но теперь такие нюансы легко даются ИИ, так что какая-нибудь Рафия выглядит в несколько раз более достоверно, чем в первом «Риме».
Как удалось достичь такого прогресса? Ответ прост: «креативы», не мелочась, выкинули старую боевую механику, переписав все алгоритмы с нуля! «Оружие vs. Броня», «Атакующие скиллы vs. Защитные скиллы», «Эффект щита», сила удара в зависимости от величины натиска, и множество других переменных завязаны в некую новую «Формулу Боевой Эффективности», результатами действия которой остается только восхищаться всякий раз, когда бойцы сходятся на полях сражений. Кто сказал, что в Total War уже невозможны никакие революции?! Еще как возможны, просто не надо путать настоящие, глубокие преобразования с шараханьями в стиле «Раз предыдущая игра вышла слабенькой – делаем продолжение с тем же именем, но в другом жанре».
Завершая «боевую» часть данного обзора, замечу, что в Rome II прокачиваются со временем не только отдельные юниты, но и армия в целом. Принцип такой же, как для персонажей и агентов: чем больше и успешнее ваш именной легион, гоплитский таксис или варварская дружина воюют, тем быстрее набивается «экспа» и открывается доступ к новым «перкам». Кстати, выбор «спецспособностей» зависит не только от «уровня» войска, но и от того, где и как оно набирало опыт. Будете много воевать на Востоке — ловите плюсы к ведению боевых действий в жару и в пустыне, части не вылезали из осад – вот вам бонус к скорости постройки осадных орудий и натиску при штурме крепостей… Оборотная сторона медали — гибель «прокачанной», опытной армии становится настоящей трагедией, способной радикально повлиять на ход кампании. А вы думали, Август зря так убивался по потерянным в Тевтобургском лесу легионам?
Dignitas Oris («Красота лица» — буквально )
Графику нового «Рима» лучше всего характеризует один простой факт: на 3D-модель юнита теперь тратится в среднем вдвое больше полигонов и втрое больше «узловых точек» (nodes), чем в Shogun 2. Думаете, придется выбросить ваш нынешний компьютер на свалку? Как бы не так, оптимизация творит чудеса! На довольно средненькой по нынешней временам игровой «персоналке» (процессор Intel i5-2400, 4-Гбайт память, GTX 560) игра буквально летала на «высоких» настройках графики, да и на «ультра» не особо подтормаживала: FPS ни разу не просел ниже 30–32 кадр/с. В общем, ставьте самые свежие видеодрайверы, выключайте «экстрим»-графику — и вы все равно увидите самую красивую Total War за всю историю серии!
Exegi monumentum… («Они воздвигли памятник…» — буквально)
Неужели у новой игры совсем нет недостатков? Ну, сильно постаравшись, один все же удалось найти: во время штурма крепостей ИИ иногда – не всегда, не каждый раз! — «сходит с ума» после того, как войска игрока поднимутся на стены. Памятная по предыдущим Total War банзай-атака вражеского генерала в такой ситуации — это еще «цветочки», а вот когда 2/3 солдат противника начинают бесцельно маршировать взад-вперед под стенами, не обращая внимания на обстреливающих их сверху ваших лучников и пращников… Одно хорошо: подобное «помутнение мозга» случается у компьютерного оппонента достаточно редко и впечатления от игры в целом почти не портит. Надеюсь, вопрос закроют первым же исправлением, и Rome II окончательно превратится из «без пяти минут идеальной» в «самую лучшую Total War за всю историю серии»!