Тимофей Бахвалов, резидент «Мира ПК» в Китае

 

Тимофей Бахвалов

В июле Поднебесная хотела поставить сразу два рекорда – по высоте и по скорости строительства. В городе Чанша начали возводить «Небесный город», который обгонит «Дубайскую башню» на 10 м. Пообещали воздвигнуть 838 м за рекордные семь (!!!) месяцев. Общественность сразу же начала высказывать через Weibo (местный аналог Twitter) озабоченность темпами строительства – де, безопасен ли проект в плане сейсмо-, пожаро- и прочей устойчивости. Частная девелоперская корпорация Broad Group объяснила, что здание будет возводиться из готовых блоков, а не по традиционной схеме, когда фундамент и другие конструкции монтируются на стройплощадке. Отсюда и сроки, но увещевания не помогли, к тому же девелопер поспешил с открытием стройки до завершения согласований с правительством. А этого в Китае не любят. Проект заморозили до конца лета.

За последние два года в Китае все чаще озвучивается идея, что возведение небоскребов в экономически неразвитых регионах (сейчас 2/3 высоток строятся именно там) – неэффективный способ «разогрева» экономики. Действительно, в провинции легко «продвинуть» проекты мегазданий, ведь такие стройки скажутся на экономических показателях региона, а это хорошо для местной администрации. Но в среднесрочные планы урбанизации регионов подобные проекты не вписываются, а в долгосрочной перспективе оборачиваются убытками, ведь содержание небоскребов – дело затратное.

Примером провального проекта стало строительство пятизвездочного отеля в самой богатой деревне Китая – Хуаси, провинция Дзянсу. Там в 2012 г. ВВП на душу населения составил 88 тыс. юаней (6,15 юаней = 1 долл. США), в то время как в среднем по Китаю он был равен 38,5 тыс. юаней.

Для справки: в настоящее время высота самого большого небоскреба в Пекине – 330 м. А в деревне отгрохали 74-этажное здание высотой 328 м. На проект не поскупились и потратили свыше 3 млрд юаней – в холле отеля Лонгси установили статую быка массой 1 т, сделанную из золота 999-й пробы.

Небо становится ближе

В 2012 г. Хуаси посетили около 2 млн туристов (в том числе 100 тыс. иностранцев), общий доход региона от туризма превысил 600 млн юаней. Несмотря на то что Лонгси заработал четверть туристических денег, гостиница понесла убытки и продолжает их нести. Дошло до того, что правительство Хуаси начало раздавать жителям деревни купоны, по которым можно проживать в отеле по бросовым ценам. Некоторые сельчане живут в отеле по месяцу и более в год. Попробуйте перенести реалии и нормы общежития в пятизвездочный отель. Не удивлюсь, когда к концу года Лонгси если не придет в упадок, то как минимум сменит категорию на четыре звезды. Администрация деревни признает, что без диверсификации промышленности ставка на туризм и строительство крупных объектов оказалась провальной и что подобная стратегия развития не подходит даже для такого богатого региона, как Хуаси.

Еще один способ искусственного раздувания ВВП включает в себя строительство, реставрацию и прочие операции с недвижимостью, осуществляемые правительствами разного уровня. Летом партия ввела полный запрет на все операции в этой сфере, за исключением самых необходимых. Отчеты о затратах на стройки и реновации теперь в обязательном порядке публикуются в Интернете.

Вместе с тем за пять последующих лет на развитие Пекина планируется потратить 500 млрд юаней. В частности, 230 тыс. домовладений в пределах четвертого кольца будут отремонтированы или снесены. Интересно, что любые действия с недвижимостью, в отличие от принудительных обязательных олимпийских строек, теперь будут производиться только при согласии 90% жильцов.

Одновременно с этим Министерство финансов КНР дополнительно выделило 66,9 млрд юаней на строительство дорог национального и местного масштаба до конца 2013 г. В период с 2013 по 2030 г. в дороги будет вложено около 4,7 трлн юаней. Деньги берутся с автомобильных налогов разного рода. Их за первые полгода было собрано 186,9 млрд юаней.

В Шанхае с аукционов по продаже номеров для автомобилей (из-за пробок номера не выдаются, а только продаются) за 2011–2012 г. было собрано 11,8 млрд юаней. Из них половина пошла на развитие и субсидирование публичного транспорта.

В Пекине номера разыгрываются в лотерею, но общественный транспорт развивается не хуже. После того как повысились цены на такси, метро в утренние часы пик стало буквально непролазным. Каждый день в Weibo публикуются отчеты об утренних людских заторах. Компания China Mobile учла, что пассажиры не расстаются с телефонами практически ни на секунду, и реализовала отличное решение. Появилась возможность за 20 юаней поменять обычную SIM-карту на SIM-карту с NFC. С ее помощью любой мобильник, даже допотопный, получает технологии Near Field Communication. И в результате его можно использовать как платежную карту при проходе через турникеты метро, в автобусах и такси. Деньги за проезд снимаются со счета мобильника. В будущем такая SIM-карта будет приниматься во всех (пока немногочисленных) NFC-терминалах Пекина.

Небо становится ближе

В течение года в Пекине будет запущен новый вид транспорта – «заказные» автобусы. Оплатив вперед месячный проезд, пассажир получает гарантированное сидячее место в мини-басе. «Маршрутки» будут оборудованы Wi-Fi и кондиционером. Цена поездки длиной 20 км будет стоить около 15 юаней (1/3 цены поездки на такси на то же расстояние). Самое главное – автобус не придется ждать на остановке. Предполагается, что он будет собирать людей по спланированному маршруту в указанных заранее удобных им точках. В Weibo всего через неделю после анонса 30 тыс. жителей Пекина выразили желание воспользоваться новым видом транспорта – более комфортным и «частным», нежели простые автобусы.

В августе в Пекине легализировали car-pool. На сайте Муниципальной комиссии Пекина по дорожному движению появились первые инструкции о том, как легально организовать совместный проезд и не попасть в полицию. До августа сего года любой частный извоз в столице считался правонарушением, грозящим не только штрафом, но и лишением прав.

Еще одним шагом, направленным на борьбу со стагнацией в Китае (во II квартале 2013 г. рост экономики составил лишь 7% против 7,5% в I квартале), стала отмена НДС. С 1 августа все малые бизнесы с оборотом до 20 тыс. юаней в месяц были освобождены от налоговых платежей. По оценкам правительства, снятие налогового бремени положительно скажется на более чем 6 млн компаний. Вырастут количество рабочих мест и доходы десятков миллионов людей, занятых в малом предпринимательстве.

Вернемся в Weibo – количество активных пользователей («логинящихся» хотя бы раз в неделю) этого микроблогингового сервиса на начало августа превысило отметку в 335 млн. В их число входят 300 тыс. официальных аккаунтов – различных компаний, СМИ и т.п.

В то же время в Китае свыше 400 млн человек уже пользуются приложением WeChat для обмена текстовыми и голосовыми сообщениями, картинкам и видео. Правоохранительные органы Китая в конце июля выпустили официальное предупреждение. Сообщалось, что с начала 2013 г. злоумышленники более 200 раз использовали функцию поиска людей вокруг человека (в радиусе до 3 км), чтобы совершить разного рода преступления (от грабежей до квартирных краж и угонов).

Численность общей популяции пользователей Интернета в Китае к концу лета превысила 592 млн человек. В 10 крупнейших городах Китая умеют пользоваться Интернетом 52% детей в возрасте от 4 до 6 лет и 93% подростков от 13 до 16 лет.

И наконец – о погоде. Жители Шанхая, Пекина, Гуанчжоу и десятка других крупнейших городов этим летом предпочитали покидать квартиры как можно реже. Ежедневно в Taobao.com 100 тыс. пользователей делали «летние» запросы вроде «вентилятор», «матрасы из бамбука» и т.д. Интернет-продажи овощей, фруктов и еды из ресторанов увеличились на 30% по сравнению с прошлым годом. Ежедневно на Taobao открывали свои страницы 50–70 ресторанов, предлагающих доставку на дом. Продажи прохладительных напитков ящиками через Интернет выросли по сравнению с 2012 г. на 60%. Напомню, что доставка в Китае бесплатная и из ресторанов, и от продавцов Taobao (если покупатель находится в том же городе). Вот такие дела!